О необходимости позитивной общественной идеи

Геннадий Мельников
 
   


                Идея есть нечто вечное самодостаточное,
                пребывающее в природе, как бы в виде образцов.
                Платон.


                Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.
                В. И. Ленин.


                Идея – Свет, а безыдейных тьма,
                От глупости слепой кружится голова.
                Книга УФС.


 Марксизм утверждает, что идея, овладевшая массами, становится движущей силой истории. Так что же такое Идея, в чем ее власть и куда она пропадает со временем. По универсальной философии (УФС) идея – это мысль, отражающая суть происходящих актуальных  событий, приобретшая общественный резонанс. Таким образом, идея есть обобществленная мысль, ставшая побудительным мотивом к действиям людей на достаточно продолжительный период их жизни и деятельности.

 Мысли есть у всех людей, но далеко не все из них становятся идеями и далеко не все идеи являются долгожителями. Чтобы возникла глубокая побудительная идея, она должна соответствовать наиболее глубинным основам личности, присущим многим людям. После возникновения идеи она проверяется всем жизненным опытом каждого человека узнавшего о ней и чем труднее подтвердить или опровергнуть идею, тем дольше она живет в умах. Однако если разум и не в силах опровергнуть идею он способен просто не принять ее, оставляя ее след в глубине души.

 Чисто условно все идеи можно разделить на общественные и личные, всеобщие и сугубо узкие, национальные и интернациональные, научные, технические, духовные, художественные и многие другие. Из всего многообразия идейного мира наиболее важными являются идеи, относящиеся к организации и управлению социальными процессами, поскольку они всеобщи. В то же время в этой сфере наблюдается наибольший разброс идей, означающий полное отсутствие понимания.

 Идея, по универсальной философии (УФС), как и человек, ее порождающий есть волновой процесс. Поэтому в своей эволюции проходит те же стадии, что и он от рождения до утраты актуальности и тогда она сменяется новой идеей, соответствующей новому уровню развития человека. Первой и главной идеей с глубокой древности была «Идея Пищи». Она подкреплялась «Идеей Бога» как всеобщего Авторитета. Эта идея возникла из осмысления факта жизни и смерти, из нежелания принять смерть как окончательный итог всего и послужила основой набора комплекса законов, регламентирующих все стороны повседневной жизни человека и впоследствии, ставшей традицией данного социума.
 
 При достижении относительного изобилия пищи возникла «Идея Богатства». Она подкреплялась «Идеей Силы» или Авторитетом Оружия. Идея богатства вскоре сравнялась с идеей бога, а затем превзошла ее, поскольку позволяла для его достижения, вопреки традиции,  грабить храмы и могилы. В мировом масштабе богатство победило, потому что смогло купить себе и отпущение грехов и самого бога, сделав его инструментом приобретения и накопления. Сейчас идея бога окончательно размыта из-за лицемерия и корыстолюбия многих его служителей и пропаганды агрессивного атеизма, а также из-за деятельности многочисленных сект, служащих целям обогащения их лидеров.

 После появления Денег, как всеобщего эквивалента богатства, возникла «Идея Капитала» в качестве саморазрастающегося богатства. Она подкреплялась всеобщностью денег и Авторитетом Количества Денег у их владельцев. Частный капитал стал единственным всеми признаваемым, хотя и негласным, богом, стоящим над миром, который дарил своим высшим жрецам и верующим, огромную власть, реальное благополучие при долгой жизни и обещал «вечную жизнь» в будущем. Капитал есть квинтэссенция богатства. Это перераспределенный ресурс общества, возникающий тремя основными способами: изъятие силой (грабеж, война), административное изъятие (дары, налоги), изъятие по договору неэквивалентного обмена (обман, мошенничество) по системам неравноправных «правил игры». По современной экономической теории капитал считается «вечным двигателем» цивилизации, а способы неэквивалентного распределения жизненных ресурсов являются самыми лучшими автоматическими стимуляторами любой активной деятельности по принципу «любовь и голод правят миром».
 
 Рост имущественного неравенства породил «Идею Справедливости» и «Идею Революции», как способа ее достижения. Наивысшее выражение идея справедливости получила в виде триады Великой Французской Революции: Свобода, Равенство, Братство. На ее основе возникли три мировых идеологии: либерализм, коммунизм и национализм, каждая из которых акцентировалась соответственно, на одной из составляющих триады. С другой стороны эта триада была присвоена мировой элитой и понималась как свобода грабежа, равенство в дележе добычи и корпоративно-мафиозное братство преступников (мировой капитал).

 По своей сути либерализм и коммунизм являются одной и той же идеей обесчеловечивания человека, путем сведения его к биологической и экономической составляющим. Это прямо следует из сопоставления их основных принципов. Коммунизм: классовая борьба, мировая революция, диктатура «пролетариата», общественная (ничейная) собственность, бесклассовое общество, упразднение государства, упразднение семьи, свободная любовь, обобществленные дети, ликвидация денег, и принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

 Либерализм, в его высшей трансгуманистической стадии: всеобщая свободная конкуренция, всеобщий терроризм, анонимная диктатура и тотальный контроль, единая корпоративная собственность, бесклассовое общество  «бессмертных избранных» (20% населения), обслуживаемых киборгами, не считающимися людьми, поглощение государства корпорацией, упразднение семьи, пола, виртуальный секс вместо любви, воспроизводство человека путем генетического конструирования и программирования сознания, виртуализация денег,  и для «избранных» жизнь по потребностям.

 При этом в отличие от коммунизма подобный «либерализм» технологически вполне осуществим в том или ином виде, а в сочетании с национальной или расовой идеей это и есть прямой и откровенный научный фашизм. С другой стороны, это прямое логическое следствие идеологии капитала, переформатирующей сознание его владельцев и верующих по своему образу и подобию. Капитал анонимен, виртуален, не имеет национальности, пола, возраста и морали. Ему нужен соответствующий человек, превратившийся из личности в индивид – безликое существо, бесцельно прожигающее жизнь.

 Подводя итог всей идейной деятельности эпохи богатства и капитала приходится констатировать, что все общественные идеи, выдвинутые  в ней, были направлены на сохранение и модернизацию идеи богатства, возникающего за счет неэквивалентного (несправедливого) распределения жизненных ресурсов, создаваемых всем обществом и в том числе, за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов принадлежащих всем обитателям планеты. К подобного рода идеям относятся: идея цивилизатора-завоевателя несущего технологии и культуру варварам, идея войны за «истинную веру» против неверных,  расистская идея «бремени белого человека» окультуривающего «дикие народы», националистская и нацистская идея «избранного народа» и «сверхчеловека-трансгуманиста» и, наконец, идея насильственного распространения «свободы, демократии и прав человека», прикрываемая фиговым листком «общечеловеческих ценностей».
 
 Все они присутствуют в современности и пересекаются не только в общественном, но и в каждом индивидуальном сознании, создавая хаос в мире и кашу в головах людей, не понимающих, что за всеми ими скрывается все та же старая идея мировой империи капитала. Это и является главной особенностью современности, когда за видимым идейным многообразием, по сути, нет ничего действительно нового. Все эти и подобные им идеи претендовали на мировой масштаб «общечеловеческой идеи» и все ушли в небытие, потому что общечеловеческая идея в принципе невозможна. Это следует из того, что по Н. Данилевскому, культурно-исторические начала цивилизации не передаются от одного общества к другому, поскольку у каждого народа имеется свой неповторимый исторический путь. Всякое объединение людей под какой-либо «общечеловеческой идеей», есть попытка навязать ценности одного доминирующего народа, всем остальным в каком-бы виде их не пропагандировали.

 Поэтому Данилевский и утверждал, что нет общечеловеческих ценностей, а возможны только всечеловеческие, которые есть у всех, но имеют свои особенности. Подобные ценности могут сформироваться только как сумма отдельных идей самобытных народов и требуют согласия во имя общих целей, а не принуждения. К всечеловеческим идеям или ценностям можно отнести идею самоценности человека, как единственного живого существа способного осознать себя и управлять своей жизнью. Другой всечеловеческой идеей является идея справедливости, которая основывается на признании и уважении аналогичных прав других. Третьей всечеловеческой идеей может быть только идея родной земли, которая у каждого своя и в то же время у всех общая и без которой нет жизни. Всечеловеческие ценности – это ценности жизни, то есть социобиологические и их смысл обеспечить выживание всех людей, а не только кучки богатеев.

 Отсюда очевидно, что причина всех бедствий и кризиса человека, есть подмена биологических целей жизни производством капитала. Это тупиковый ложный путь общества, поскольку достижение реального улучшения жизни всех, за счет улучшения жизни кучки миллионеров есть величайшая глупость. К настоящему времени, после более чем 500 лет капитализма, число полных миллионеров около 12 – 15 млн. человек, что составляет не более 0,2% от всего населения. Это показатель полной неэффективности технологии производства капитала за счет крайней неравномерности распределения жизненных ресурсов и архаичности представлений его владельцев. Чтобы всем людям достичь уровня неограниченного потребления, нужны ресурсы трех таких планет как Земля, и в этом нет жизненной необходимости.

 Идея свободного рынка и неограниченного потребительства, порожденная частным капиталом, достигла естественного предела своих возможностей, обусловленного размерами планеты,  технологическим уровнем цивилизации и состоянием организации общественного процесса. Дальнейшее продолжение курса, когда развитие и упорядоченность одной части цивилизации за счет хаотизации другой, неизбежно приведет к катастрофическому крушению всей цивилизации. Капитал, руководствуясь принципом максимизации прибыли, ускоренно сожрет все невосполнимые ресурсы и отравит отходами всю биосферу, сделав ее непригодной для жизни. Поэтому требуется переход от стихийного общества управляемого балансом случайно сложившихся частных интересов к упорядоченному обществу, планирующему стратегические цели в масштабе планеты.
 
 Идеи общества, основанного на рациональном сочетании личных и общественных интересов, уже давно обсуждаются мировой общественностью. Имеется исторический опыт несколько попыток создания новой социально ориентированной общественной организации. Самыми известными из них были: самопровозглашение независимости американских колоний в 1776 г и образование США, Французская революция 1789 г и создание Первой Республики, Октябрьская революция 1917 г и создание СССР. В США успешное естественное развитие продолжалось 138 лет до 1914 г, пока существовало мелкий и средний бизнес и фермерское хозяйство, подкрепленные массовой миграцией и наличием пространства для свободной экспансии. Этот процесс был  искусственно прерван мировой финансовой элитой и направлен по пути создания монополий. Первая Республика просуществовала 10 лет и закончилась Империей Наполеона. СССР просуществовал 73 года и завершился распадом этой первой Гиперкорпорации.

 При всем своеобразии и непохожести этих исторических опытов они практически показали возможность создания новой более справедливой организации общества на основе «Идеи Народного суверенитета». Неудачность этих опытов обусловлена неподготовленностью общества и, прежде всего, его интеллектуального, обладающего властью слоя, к созданию нового общества на принципах социальной справедливости. Причины этого заключаются: во-первых в отсутствии обоснованной научной теории общества и социального процесса,  во-вторых в низком уровне самосознания отдельного человека, не достигшего понимания своей подлинной роли в жизни, в-третьих в массированной пропаганде целенаправленно разрушающей смысловое поле сознания, чтобы замедлить и исказить социальные процессы.
 
 Это означает, что  человек еще не достиг необходимого уровня понимания социального процесса, который позволил бы осознанное и целенаправленное управление им в интересах всего общества. Это должно быть состояние взрослого разума (ВР), когда иллюзия богатства перестанет заслонять горизонт жизни. Попросту это значит, что отдельные люди и народы в целом не ощутили себя субъектом истории, имеющим власть, а являются только пассивным объектом манипуляций властной верхушки. Поэтому проблема создания справедливого общества есть проблема осознания власти каждого человека над самим собой. Это проблема революции разума, а не государственного переворота, ибо, владеющий собой, владеет всем миром.

 С другой стороны власть складывается из права владения и права управления, поэтому «диктатура пролетариата» или «демократия» как власть народа – это абсурдные чисто пропагандистские лозунги. Кто не имеет ничего, тот не имеет и власти и потому может быть только пассивным участником социального процесса. Из этого следует, что путь к обществу «народного суверенитета» лежит только в направлении расширения права владения каждого человека. Это позволит в дальнейшем интегрировать власть каждого в общую власть всех, для чего надо конкретизировать понятие власти.

 По Н. Старикову власть – это триединая система, скрепляющая людей в единое целое на основе условных химии, физики и метафизики власти. При этом под «химией» понимается общепринятая проекция будущего. «Физика» – наличные ресурсы, прежде всего, людские, материальные и финансовые. «Метафизика» – историческая преемственность, моральные ориентиры и самооценка своего бытия или исторической роли.  По его мнению, для современной России этим должна быть единая государственность на основе федерализма способная защитить людей и территорию, свобода традиционных верований  и развитое инновационное производство. Это является необходимым для восстановления потенциала России после крушения СССР и десятилетий разграбления былых богатств, но этого не достаточно для поддержания устойчивого существования в обстановке нарастающей депрессии. Это движение в общем потоке в общий тупик, куда движется вся планетарная цивилизация, увлекаемая  идеей частного корпоративного капитала и безграничной свободы потребления. Частный капитал, порождение эпохи менял и ростовщиков, должен уйти в прошлое, поскольку все имеющее начало имеет и конец.
 
 С другой стороны по УФС все явления Вселенной, в том числе и мышление человека, имеют триадную структуру, поэтому любая новая идея должна быть триединой по форме и содержанию. Она должна опираться на прошлое, быть ощутимой в настоящем и давать достоверную перспективу в будущее. Кроме того, на ее основе необходимо сформировать новое смысловое пространство, позволяющее найти выход из кризиса и противостоять идее капитала в информационной войне. Поэтому в сложившейся обстановке фундаментальной общественной идеей может быть только «Идея Человека», поскольку каков человек таково и общество, которое он может создать. Человек одновременно  есть источник всех смыслов и цель, к которой они могут и должны быть направлены. Другой необходимой идеей должна быть «Идея Справедливого Общества», поскольку человек вне общества теряет свои качества, выделившие его из мира животных: технологическая адаптация к среде обитания, языки познания, отражающие многомерность разума и перспективное самоуправляемое мышление. И третьей необходимой идеей должна быть «Идея Бытия Человека» живущего ради самого процесса жизни на основе познания, любви и творчества.

 По УФС эти идеи сформулированы в виде в виде принципа свободного универсального самоорганизующегося человека, который возникает в переходную эпоху в триединой биологической, технологической и информационной среде. Для подобного человека свобода означает свободу от любых навязываемых идей и прежде всего от власти денег – это свобода мышления, свобода полноты чувств и свобода духа. Эта свобода, возникающая только как ответственность за себя, свой мысленный мир, за свои действия и за всю окружающую жизнь. Универсальность означает соединение в одном разуме научно-технических, гуманитарных и духовных представлений, а также их практическое приложение ко всем сторонам реальности. Самоорганизация означает, прежде всего, объемное (трехкоординатное) мышление, позволяющее видеть текущую проблему в общем комплексе и позволяющее достоверно оценить и предвидеть ближние и дальние последствия своих действий в контексте будущего. Это руководство собой, основанное на умении находить Грань Меры в любых обстоятельствах жизни при полной ответственности за свои поступки.  Это также умение подчиняться и умение руководить другими. Но подобный человек это не какой-то супермен со сверхспособностями, а просто нормальный человек, без комплексов, понимающий в каком мире он живет и что ему надо от его жизни. Он свободен от власти капитала, универсален в своем знании, чувстве и интуиции, самоорганизация служит ему для понимания ответственности за себя и окружающий мир и готовность принять ее и жить с этим.
 
 Главный вызов приближающейся новой эпохи, требует вернуться на путь биологической жизни или исчезнуть. Потому что, уже достигнут предел стихийной экспансии развития, и необходим переход к симбиотическому обществу, способному поддерживать равновесие (гомеостаз) социальных и биосферных процессов в рамках всей планеты или к Научно Организованному Обществу (НООсферной цивилизации). В мире уже сложились все необходимые предпосылки для перехода к подобной цивилизации.

 Во-первых, уже с начала 21 века начался демографический переход, означающий, что в дальнейшем народонаселение не превысит 9 млрд. человек и поддается регулированию без военных конфликтов. Кроме того установлено, что при рациональном использовании имеющихся ресурсов и восстановлении продуктивности биосферы планеты она способна обеспечить достаточный уровень жизни для 15 – 20 миллиардов обитателей.
 
 Во-вторых, концентрация производства в форме ТНК, распределения в форме глобального рынка, накопления в форме мирового капитала достигли планетарного масштаба, позволяющего, на основе развитой системы коммуникаций, осуществлять централизованное управление в интересах всей цивилизации.

 В третьих, в интеллектуальных кругах общества складывается понимание неэффективности существующего политэкономического курса и его гибельности для всего мира. Однако оно еще не достигло достаточного объема или критической массы способной к активным действиям.

 Кроме того, чтобы достигнуть уровня, достаточного для осознанных перемен, надо повысить средний уровень образованности, доступности к власти и к творческой деятельности широких масс людей, чтобы привести массовое сознание к пониманию Грани Меры потребления и Свободы неразрывной с Ответственностью за весь окружающий мир. Познавший Меру, подобен Богу, ибо способен творить Совершенное. При осознанном свободомыслии, способный ответственно мыслить за себя способен промыслить и за всех.

 Еще нужна Политическая Воля к осуществлению перемен на основе совершенно нового идейного пространства, в котором бессильны идеи капитала. Потому что возникающие новые проблемы имеют планетарный масштаб и для своего решения требуют не только огромных капиталовложений без видимой отдачи, но и совместных продолжительных усилий многих народов. Они не под силу никакой мировой империи и никакой частной гиперкорпорации, поскольку эти структуры предназначены для сохранения прошлого и поддержания существующей системы неэквивалентных политэкономических отношений.
 
 В итоге интегральная общественная идея есть Идея Бытия Совершенного Человека в  Справедливом обществе народного суверенитета. Эта идея одновременно утопична и реалистична, эмоциональна и интеллектуальна, рациональна и иррациональна и потому может служить перспективной общественной идеей на долгие времена перемен.

                Список литературы
1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа www.monarhiya.narod.ru
2. Мельников Г. А. Куда направляется социальная эволюция www.proza.ru/2016/03/16/401
3. Мельников Г. А. Миссия Человека www.proza.ru/2016/03/19/454
4. Мельников Г.А. Книга УФС ч. 1, 2, 3 www.proza/ru/2014/12/07/1623
  www.proza.ru/2015/11/12/427   www.proza.ru/2015/11/16/652
5. Стариков Н. В. Власть СПб, Питер, 2016