Недоигранная партия

Тамара Авраменко
Недоигранная партия.
    Все мы родом из детства, незабываемого мира беззаботности и каждодневных открытий. В детстве всё видится в ином свете:  жизнь кажется бесконечной, желания достижимыми, поступки исключительно правильными. Будущего ждёшь как огромного подарка под названием СЧАСТЬЕ, завёрнутого в блестящую упаковку. Вот разорвёшь хрустящую фольгу, а там…  Каждый представляет своё счастье по-своему. Мне оно рисовалось нарядным платьем, в котором  буду настоящей принцессой. Я видела его однажды на Эльке. Из-под  серебристой парчи выглядывал накрахмаленный подъюбник, державший форму и придававший объём. Талия схвачена  розовым поясом, завязанным на бант. Я знала: мне не светит такое счастье, семья жила скромно. Можно было рассчитывать только  на вельвет в крупный рубчик. К предстоящей новогодней вечеринке одноклассников родители обещали купить.
- Зачем тратиться, - сказала маме подруга тётя Света. – Забирай Элькино. Она из него выросла, Не выбрасывать же. Всего пару раз надела.
Мама и тётя Света дружили с детства, всегда поддерживали друг друга. Хотелось, чтобы и дочери следовали их примеру, но мы с Элькой не ладили. 
- Мама, почему она выставляет меня дурочкой? – сердилась я. – На уроке  меня похвалили, а Элька сказала: «Бедняжка, всю ночь зубрила». Все смеялись.
- Не обращай внимания. У неё такой характер. Тётя Света жалуется, совсем от рук отбилась.
- Я почему-то не отбилась, а ей можно!
- У нашего папы не забалуешь. Он любит дисциплину.
- Мама, а почему тётя Света с Элькой  живут лучше нас? У Эльки папы нет, а ей всё покупают, и еда не такая, и вещи красивые, дорогие!
- Не в вещах счастье, Надюша, запомни, - смутилась мама. – Подрастёшь – поймёшь.
Как  она  могла объяснить мне, тринадцатилетней девчонке, что тёте Свете, оставшейся без мужа, приходится крутиться, одной растить Эльку непросто. Когда появился состоятельный поклонник, появились дорогие вещи. Нет, она не осуждала подругу, но и не одобряла.   
- Девчонки все завидуют Эльке. Она так одевается! – не унималась я.
- Живи по совести и не думай, какое впечатление производишь на окружающих. Тогда ни от кого не будешь зависеть, - сказала мама, её слова запомнились.
Володя Устименко пришёл в наш класс после осенних каникул, и коллектив 7-В забурлил подобно молодому игристому вину. Раскованный, красивый всезнайка одних очаровал, других обозлил, сам того не подозревая. Он выгодно выделялся среди мальчишек не только серым костюмчиком взрослого мужского покроя, но и хорошими манерами, напрочь отсутствовавшими у бесшабашных одноклассников.  Глаза мои постоянно искали Володю. Эля сразу подсела к новенькому и выспросила всё, что её интересовало. Оказалось, Володя приехал из Германии, где служил отец, мать – домохозяйка, сам он увлекается шахматами, собирает библиотеку, любит Битлов и мечтает стать химиком. После того, как на немецком он без словаря перевёл текст, мальчишки прозвали его Немцем и собрались побить. Они поджидали его в скверике, через который Володя ходил домой, окружили и повалили на землю.
- Все против одного – нечестно, - сказал Володя, ловко вскочив на ноги, – Готов драться с каждым по очереди.
Он уложил с помощью приёмчиков троих, после чего предложил свою дружбу. Посовещавшись, пацаны согласились с условием, что он научит их драться по-настоящему.
 Скоро он стал лидером в классе. Его перестали обзывать Немцем и гордо величали Боссом. Никто не догадывался о его больном сердце, а приёмам научил отец, чтобы парень мог постоять за себя.
К новогодней дискотеке в классе готовились с большим рвением. Долго репетировали сценарий, украсили класс. Тётя Света подарила мне Элькино платье, и они с мамой принялись уговаривать взять его, было неловко надевать чужое.
- Мы же как родные, - убеждала  тётя Света. – Твоя мама мне как сестра. И Эля от чистого сердца дарит. Ей тоже  пошили новое платье.
Об этом я знала, на переменках девчонки обсуждали наряды, и Элька расписывала обновку. Зелёная ткань с люрексом, только входившим в моду, должна была поразить всех.
В вестибюле школы праздничная суета.
- Опаздываешь, Надюша, ребята уже танцуют, - встретила меня классный руководитель Виктория Юрьевна, дежурившая на входе.
Моё появление в классе вызвало оживление, но я видела только Володю. Он впервые смотрел на меня с интересом, сердце замирало от невероятного счастья.
- Пойдём танцевать, - пригласил он, и я заметила, каким недобрым взглядом проводила нас Элька.
- Народ! Внимание! Экстренное сообщение! – крикнула она и выключила магнитофон. Все захлопали,  подошли ближе в предвкушении забавы. – Предлагаю провести конкурс «Мисс новогодний сюрприз».
- Прикольно! Классно! – заорали одноклассники и потребовали разъяснений:  - Как это? А какие номинации будут?
- Номинация одна – «Мисс обноски». Назову единственную претендентку. Надежда Уманская!
Все взоры обратились ко мне. Хотелось провалиться сквозь землю.
Поприветствуем её! – Элька захлопала в ладоши, кто-то присвистнул.
 Вокруг зашушукались. Володя держал меня за руку, только поэтому я не убежала.  Но это было лишь начало моего позора. Элька подошла вплотную и скомандовала:
- Снимай! – видя мою растерянность,  повторила более настойчиво: - Я сказала, снимай платье, поберушка!
- Не смей её оскорблять! – выступил вперёд Володя. – У тебя крыша поехала? Извинись.
Я бросилась в препараторскую. На стуле лежал белый халат химички. Схватив его, быстро переоделась.
- Вовка, дать ей в дыню, чтоб не выступала, и все дела, - предложил кто-то из пацанов.
- Девчонок не бью, - ответил Володя.
 Я швырнула платье Эльке в лицо.
- На, подавись!
Она оставила мою выходку без внимания, её больше занимал Володя.
- Ой, не могу! – всплеснула руками Элька. – Защитничек нашёлся! Есть что и  о тебе  рассказать. Ребята, а Володькины родители…
- Заткнись! – побледнел мальчишка и, схватившись за сердце, стал оседать.
- Что здесь происходит? – в дверях стояла Виктория Юрьевна, в недоумении глядя на Володю, упавшего на пол.
-  Виктория Юрьевна, ему плохо, вызывайте скорую! – орала я с перепугу.

Начались каникулы. Володя лежал в больнице. После долгих колебаний я отважилась проведать мальчишку. Купила любимых конфет «Арктика», прихватила папины шахматы и разыскала отделение кардиологии.
- Ты играешь? – удивился Володя.
- Немного, - поскромничала я, хотя отец, преподавший мне азы шахматной науки, гордился  достижениями дочери, о которых свидетельствовала грамота за первое место в школьном турнире.
- Сыграем? – оживился Володя.
За партией незаметно, понемногу мы умяли все конфеты. Получив четыре мата, мне всё-таки удалось сделать одну ничью. Теперь я приходила каждый день. Мы наслаждались игрой и общением.
- Родители разводятся,  - как-то между делом сказал Володя. – Ждут, когда меня выпишут.
- Элька об этом хотела рассказать? – он кивнул головой. – У взрослых всё так запутано, - бросилась я обобщать, чтоб успокоить друга. – Расходятся, потом снова сходятся. Могу привести массу примеров. У нас сосед, дядя Петя, дважды женился на своей жене.
- Добрая ты душа, Надя, - в голосе Володи я уловила нотки грусти.
- Устименко, на процедуры, - заглянула в палату медсестра.
- Пока, Надюша. Мы ещё доиграем эту партию, - улыбнулся Володя.
***
      Надежда Григорьевна напряжённо поглядывала на двери корпуса, из которого то и дело выпускали абитуриентов. «Что же Оля так долго! Неужели не написала? Ведь сочинение – её конёк», - волновалась она. Решение дочери поступать в медицинский они с мужем поддержали. Если бы Роман не повёз команду на соревнования, сидел бы сейчас рядом, было бы легче ждать.  «Что и говорить, с Ромкой мне повезло, - подумала она с нежностью о муже, - на него можно положиться во всём. Да, не забыть бы позвонить Эле, поблагодарить за поздравление с днём рождения. Вот же характер! Приглашала – не пришла, прислала СМСку. Все беды её от норова».
- Не помешаю? – рядом остановилась блондинка в джинсовом сарафанчике.
- Присаживайтесь. Тоже ожидаете?
- Да. Переживаю.  Мало ли что. Последний экзамен. Жалко будет, - сказала незнакомка, обмахиваясь веером. – А тут ещё жара донимает. У Вас кто?
- Дочь.
- У меня сын. Отец – главный инженер завода, а парень захотел стать врачом. На подготовительных с девчонкой познакомился, бегает на свидания. Боюсь, не до учёбы будет.
- Надо ещё поступить. Ой, извините! Оленька моя вышла, -  Надежда Григорьевна поспешила навстречу дочери.
      
     У списков толпился народ. Радостные восклицания поступивших, слёзы разочарования недобравших баллы.
- Мама я прошла! Я поступила! Смотри, смотри! – визжала рядом Ольга.
Глаза Надежды уставились в фамилию Устименко. Из памяти выплыл новогодний вечер. Она танцует с Володей. На окнах класса поблескивают приклеенные снежинки, а в голове сумбур. Как давно это было, тысячу лет назад! Надо же! Однофамилец!
- А мы поступили, - услышала Надя за спиной и оглянулась. – Вижу, у Вас тоже радость. Поздравляю!
Уже знакомая блондинка держала под руку высокого мужчину. Серые чуть прищуренные глаза его приветливо улыбались. Рядом Оленька весело щебетала с тёмноволосым юношей.
- Знакомьтесь. Мой супруг, Владимир Александрович. А это сын, Никита.
- Володя… - растерялась Надежда Григорьевна.
- Здравствуй, Надюша! Вот и встретились. Как успехи на шахматном фронте?  Видно, нашу партию доиграют дети. Приглашаю в кафе. Это дело стОит отметить.

                29.11.2016