Саид

Дядя Вова Гнедых
                               
                - Ты как здесь оказался?
                - Стреляли…
               
                (х/фильм «Белое солнце пустыни»)





    В январе 1995 года я сошел на берег в порту Ванино. Мы пришли из Магадана, рейс был не простой, уходили оттуда во льдах, да и по дороге туда были приключения в виде серьёзного шторма, через который мы пытались проскочить, да не успели, но слава богу, удачно для себя пережили.

    Сменный экипаж уже ждал нас в полном штатном составе– не в Магадан же пароходу идти, а в Японию. Отпуск был неизбежен, но настроение портил телевизор: Чечня, журналисты, несущие ересь, не позволяющую реально оценить события; сочные, натуралистичные кадры войны под комментарии правозащитников всех мастей, бравые генералы двух противоборствующих сторон, дающие интервью одним и тем же журналистам… Переварить этот массив информации было невозможно, а от родителей вестей не было давно. Как они там? Может их уже бомбят чеченские самолеты? Вон тот жирный, у которого морда в экран не помещается, говорит, что много там и оружия, и техники всякой осталось, и что это всё там уже давным давно благополучно освоили. А от родительского дома до границы с Чечней всего-то пять-шесть часов езды. Нужно лететь, и лететь срочно!

    Билетов на Минеральные Воды из Южно-Сахалинска не было, я взял билет на Москву. В салоне самолета я удивился, что салон почти пустой, но в Хабаровске, где мы приземлились для дозаправки, моё удивление разрешилось – в салон на посадку прошли мужчины, как сейчас уже принято говорить – кавказской национальности, в возрасте от восемнадцати до пятидесяти – шестидесяти лет и заняли все оставшиеся свободные места. Всех кавказских наречий знать невозможно, но это наречие было мне знакомо – чеченцы. Куда они летели мне тоже было понятно: туда же, куда и я – домой.

    В армии мы были земляками- я-то тоже с Кавказа. С некоторыми из них я дружил. С Саидом, так вообще не раз друг другу спину прикрывали в разных историях. Всякие случаи были, есть что вспомнить, хотя, как говорится: детям рассказать нечего. Его вообще-то не Саидом звали- у него фамилия была Саидов, но из фамилии быстро сделали кличку-имя, так оно и прижилось. А как его звали на самом деле? Уже и не помню. Нас по именам там не часто называли, всё по фамилиям, да по званиям. Он меня сержантом называл, например. И ничего, я отзывался.

    В Москве я пересел на Минераловодский рейс, благо билеты забронировал заранее. Компания чеченцев уменьшилась, но не потому, что направления наши разошлись, а просто потому, что они разделились на группы– из Москвы-то рейсов много больше. В Минеральных Водах я из аэропорта на такси доехал до автовокзала. Он-то рядом, если бы не чемоданы, то и пешком добежал бы. Взял билеты на свой автобус, вышел на посадочную площадку и сразу же увидел его.
    - Саид, ты?
    Он повернулся, явно меня узнал, но дикой радости от нашей встречи в его глазах я почему-то не прочел. Он смотрел спокойно, даже холодно, сверху вниз – оно-то не сложно, ростом он выше меня более чем на голову. Некоторое время он молча рассматривал меня то ли с неприязнью, то ли просто равнодушно, пока не произнес:
    - Привет, сержант. Откуда едешь?
    - С Сахалина прилетел, работал там, а ты?
    - Из Калининграда, тоже работал – произнес он непроизвольно усмехаясь.
    - Домой? – спросил я почему-то, хотя ответ и так был ясен.
    - Да, домой. А куда ещё в такое время? Ты же тоже – домой? – с кривой улыбкой произнес он, и выдержав некоторую паузу, добавил: - Только уточнить хочется – к себе домой, или ко мне?
    - К себе, Саид, к себе. У меня свой дом есть. Я без приглашения в гости не хожу, а вот если встретить нужно будет кого-то у себя дома, то это я точно смогу, ты меня знаешь – усмехнулся я в ответ, - Разве можно кого-то на Кавказе упрекнуть в отсутствии гостеприимства? Мы любого гостя встречать умеем!
    - Да, ты тоже можешь, помню – произнес он уже без всякой злости, явно вспоминая наше общее прошлое, – я понимаю, что тебя у нас «в гостях» я не увижу?
    - А я - тебя у нас? – переспросил я в ответ.
    - Я тоже к тебе не пойду, сержант, но встречу, если что. Ты меня тоже знаешь. – засмеялся он.
    Я только ухмыльнулся.
    - Ладно, мой автобус подошел – произнес он, протягивая мне руку.
    Я эту руку пожал.
    Он сел в свой автобус, а я в свой. Он поехал к себе домой, а я к себе. Больше мы не виделись.

    Дома я решил, что остаюсь насовсем. Родители успокаивали, что не всё так страшно, как телевизионщики врут: и самолетов у чеченцев нет, и не стреляют тут у нас пока… Но выходящие из Чечни беженцы спокойствия не добавляли, а Буденновская больница, захваченная Басаевым как раз во время моего отпуска, и совсем уже поблизости от родительского дома, окончательно определила моё решение.

    Я уволился из пароходства, и едва отправился становиться на учет в военкомат, как началось:
    - Вы не хотели бы служить по контракту? - едва взяв в руки мой военный билет, голосом рекламного агента проворковал майор- сотрудник военкомата, - Времена нынче трудные, работы вам в городе явно не найти, а в армии и оклады приличные, и паёк дают, да и боевые дополнительно оплачивают. Тем более ВУС у вас подходящий…
    - ВУС (военно-учетная специальность) у меня как раз не подходящий: я морской офицер- командир электромеханической боевой части малого противолодочного корабля. У чеченцев подводные лодки есть? – усмехнулся я.
    - Подводных лодок у них нет, но вы до моря срочную службу в войсковом оперативном подразделении проходили, в должности сержанта, а сержант такого подразделения любого простого офицера стоит.
    - Я морской офицер, а не «любой простой», вы уж извините. Да и на работу меня уже берут, причем не на работу даже, а на службу по контракту, только ведомство не ваше, а другого министерства.
    - И куда же вас приглашают, если не секрет? – поинтересовался майор.
    Я ответил.
    - Думаю, оттуда вы в Чечню всё равно попадете, хотя бы в командировку. – ухмыльнулся майор и принялся-таки меня оформлять.
    На этом разговор закончился.

    Никто ничего мне больше не предлагал, даже командировок, ни в первую чеченскую войну, ни во вторую. Утверждать, что, исполняя обещание, данное на вокзале, я не поехал в Чечню специально- точно не буду. Просто так сложилось.  Но тем не менее, «в гости» к Саиду я не попал и его самого больше не видел. Точнее – не видел его живого.

    Увидел я его по телевизору – показывали тела ликвидированных боевиков, называли фамилии, среди которых и его фамилия прозвучала. Фамилия среди мусульман такая же распространенная, как у нас – Иванов, но я непроизвольно повернулся к экрану. Телевизионные кадры не врали: это он, Саид, уж его-то я узнал, хотя выглядел он совсем уже неважно.
    Я и до этого видел его фото в милицейских ориентировках, много лет видел, обе войны они на стендах висели, да и после войны ещё пару лет. «В гости» без спроса, в отличии от меня, он ходил запросто: и в Москву ходил, и в Дагестане отметился, и в Волгоградской области был: так, во всяком случае, рапортовали о нем по ТВ по итогам ликвидации бандформирования. Наш Ставропольский край среди его «подвигов» никак не упоминался, и я до сих пор ломаю голову: он, как и обещал, ко мне домой без приглашения не пошел? Или это тоже - просто случайность?