Параллели души и музыки. Колокольчик

Ирина Обухова
 
  Как и у людей, у музыкальных инструментов есть не только свой тембр «голоса» и душа, но и своя динамика, "нерв", скорость. Предлагаю читателям  сначала познакомиться с их монологами, а затем подобрать соответствие четырёх инструментов симфонического оркестра – фортепиано, скрипки, трубы и колокольчика -  четырём типам темперамента(описание их -ниже).
                Campanelli
           Мое участие в группе ударных инструментов оркестра – одно из самых незаметных, потому что я располагаюсь позади  главных  скрипок и деревянных духовых. Служу я в основном лишь фоном, а не главной партией. Группа наша довольно вместительна, очевидно, потому, что наш особый тембр и вибрация так нравятся людям.
    Наибольшей известностью пользуется большой барабан -  пустой цилиндр мощного, низкого и глухого звука, извлекающегося деревянной колотушкой или  палочками. Соло и в исполнении руками, он звучит только у племенных народов  Африки, где свойственными им ритмами вызывают духов, сопровождают национальные праздники и охоту на львов. Древний инструмент - литавры - это настроенные на один звук большие медные "котлы",обтянутые сверху кожей.
   Ближайший мой собрат по тембру - яркий, звенящий треугольник - стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. Его свободно подвешивают и ударяют металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.
     Очень необычный инструмент нашего семейства - там-там - подвешенный большой бронзовый гонг с загнутыми краями. По центру его ударяют колотушкой с войлочным наконечником, но глубокой густоты его низкий звук достигает только через несколько секунд вибрации! Его звучание сопровождает особые, роковые музыкальные моменты, связанные с мотивами судьбы в музыке П.Чайковского.
  Оркестровые колокола(подвешенные хромированные трубочки) применяются для имитации колокольного звона. Без их звучания невозможно представить народные картины, царские  раздумья в произведениях М. Мусоргского. Сильные удары колокола – это  тревожный набат.
      Я же - тот самый ударный музыкальный инструмент, который состоит из 24 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями, схожими с фортепиано. Конечно, мне далеко до сложных барабанных дробей в «Болеро»  М. Равеля или ритма испанских кастаньет в «Хабанере» Ж. Бизе. Зато без моей тонкой акустики невозможно обойтись в тех местах, где нужно зажечь звёзды, сопроводить поступь феи или мерцание светлячков. Моего сигнального звона с нетерпением ждут ученики при поступлении и окончании школы. Известные Эоловы(ветряные) колокольчики – подвешивают над дверными проемами для отпугивания их нежным звуком недобрых духов.
   Наш приглушенный, ненавязчивый звон, приносящий благую весть, воспет в поэзии и романсовой лирике. Под звон хрустальных бокалов вместе со мной, с ароматом душистой ели и надеждой на исполнение заветных желаний встречают самый веселый праздник – Новый Год.
  В Православии специально обученные звонари переливами настоящих – больших церковных колоколов – возвещают на всю округу о начале рождественских праздников. Вибрируя, мой волшебный звук лечит и очищает не только большие пространства, но и энергию самого скромного жилища. Чем ближе мой тихий звон в оркестре или квартире, тем дальше тревога набата.
 Мой тембр – не вызывающий, но мной  вызывают радость от долгожданных новостей, а потому я - с добром в каждом доме.   
  Я так устроен,  я – такой.
   Найти соответствие инструментов - темпераментам по Гиппократу и учению И.Павлова о силе и динамике нервных процессов будет не трудно, если знать кое-что об этом.  Будьте внимательны – какой-то из инструментов слишком скромен, чтобы находиться на переднем плане, какой-то – своей харизмой напомнит вам холерика, а какой-то - подверженного глубоким эмоциональным переживаниям меланхолика или - весельчака сангвиника.

У сангвиника такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность сочетаются с минусами: склонностью к зазнайству, разбросанностью, легкомыслием, поверхностностью, сверх-общительностью и ненадежностью. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

Холерик сочетает в себе контрасты: позитивные качества - энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность - и не слишком симпатичные - вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, конфликтность. Холерик - личность от слова «ни минуты покоя", он все время должен быть занят делом.

Флегматик имеет много положительного: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность. Но минусы также присущи и ему: медлительность, безразличие, "толстокожесть", сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

Меланхолику присущи высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию. Но оборотная сторона медали - низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость –неразделимы с предыдущим списком. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.