Параллели души и музыки. Скрипка
Как и люди, музыкальные инструменты имеют не только свой тембр голоса и душу, но и свою динамику, "нерв",скорость. Предлагаю читателям познакомиться с их монологами и подобрать соответствие четырёх инструментов симфонического оркестра -фортепиано, скрипки, трубы и колокольчика - четырём типам темперамента. .
Violin
В переводе на английский моё имя звучит как violin. Это потому, что передо мной на свет появилась скрипка больших размеров – viola, ныне – альт. Мне уже более 400 лет, с этого времени я существую в неизменном виде.
Сейчас человечество не изобретает новых инструментов, похожих на меня, поскольку у него совсем другие интересы. Зато как стремятся люди к живому, как будто звучащему только для них одних, моему исполнению, в котором находят отклик своему настроению!
Я играю главную роль не только в струнной группе вместе с альтом, виолончелью и контрабасом, но и соревнуюсь соло с самим оркестром. Мой голос в каденциях показывает мой диапазон и виртуозность, а также служит изображением высоты «Полёта шмеля» или неуязвимости «Профессионала».
Поскольку я легка и мобильна, я помогаю выживать бедным музыкантам и могу звучать в подземных переходах, но я весьма тяжеловесна на аукционах и иных торгах. Секрет моего неувядающего красивого звучания руки итальянских мастеров Гварнери, Амати, Страдивари до сих пор не раскрыт. Существует лишь предположение, что он - в особом сорте плесени елового дерева, из которого делается большинство музыкальных инструментов.
Научиться играть на мне – просто, начинать нужно не позднее чем в 6 лет, когда маленькие пальчики способны «слышать» на струне, а слух – «видеть» - разницу не в полутон, а даже в четверть тона. И - как и на фортепиано, всего лишь 16 лет ежедневных занятий на скрипке – и вы, подобно Н. Паганини, Д. Ойстраху или Л. Когану, радуете публику моими флажолетами, пиццикато и трелями.
Перед началом концерта только я даю первую квинту для настройки всего оркестра. Но я – и тот самый последний звук квартета «Титаника», который не сбежал трусливо с тонущего корабля. Чтобы уберечь ваши уши от раскатистых звуков медных духовых и ударных инструментов, мне и всей струнной группе оркестра отдана роль буфера, т.к. своим мягким звучанием мы берём на себя силу их звона. Мной отмечают и зарождение жизни со «Свадебным маршем» Мендельсона и оплакивают её закат вместе с «Адажио» Альбиони.
Еще в древности люди заметили силу удивительно тонкой, какой-то совершенно особой энергии, зовущейся звуком. И только в середине XX в. Всемирная Организация здравоохранения признала это формой терапии, позволяющей проникать в самые потаённые отделы головного мозга. С помощью музыки один французский актер избавился от заикания пением арий, а член американского конгресса восстановила речь после тяжелейшей травмы головы.
Я увлекаюсь талантами и извлекаю чудеса звука всего лишь с помощью четырёх струн и одного смычка. Конечно, я нуждаюсь в лакировке, но без тренировки я пылюсь в футляре и превращаюсь в дрова. Моя гибкость и легкость, пропорция и совершенство формы позволяют мне оставаться королевой оркестра вот уже несколько веков.
Меня легко переносить, но я не переношу фальши, отсутствия канифоли и вторых партий. Я так устроена, я – такая.
Найти соответствие инструментов - темпераментам по Гиппократу и учению И.Павлова о силе и динамике нервных процессов будет не трудно, если знать кое-что об этом.Будьте внимательны – какой-то из инструментов слишком скромен, чтобы находиться на переднем плане, какой-то – своей харизмой напомнит вам холерика, а какой-то - подверженного глубоким эмоциональным переживаниям меланхолика или - весельчака сангвиника:
У сангвиника такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность сочетаются с минусми: склонностью к зазнайству, разбросанностью, легкомыслием, поверхностностью, сверхобщительностью и ненадежностью. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
Холерик сочетает в себе контрасты: позитивные - энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность - и не слишком симпатичные вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, конфликтность. Холерик - личность от слова «ни минуты покоя", он все время должен быть занят делом.
Флегматик имеет много положительного: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность. Но минусы также присущи ему: медлительность, безразличие, "толстокожесть", сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
Меланхолику присущи высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию. Но оборотная сторона медали - низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость –неразделима с предыдущим списком. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
© Copyright:
Ирина Обухова, 2016
Свидетельство о публикации №216112900725