Параллели души и музыки. Скрипка

Ирина Обухова
               
   Как и люди, музыкальные инструменты имеют не только свой тембр голоса и душу, но и свою динамику, "нерв",скорость. Предлагаю читателям познакомиться с их монологами и подобрать соответствие  четырёх инструментов симфонического оркестра -фортепиано, скрипки, трубы и колокольчика - четырём типам темперамента.  .


                Violin
В  переводе на английский моё имя звучит как   violin.  Это потому, что передо мной на свет появилась скрипка больших размеров – viola,  ныне – альт.  Мне уже более 400  лет, с этого времени я существую в неизменном виде.    
     Сейчас человечество не изобретает новых инструментов, похожих на меня,  поскольку у него  совсем другие интересы.  Зато  как  стремятся   люди  к живому, как будто звучащему только для  них одних,  моему исполнению,  в котором  находят отклик  своему  настроению! 
   Я играю главную роль  не только в струнной группе  вместе с альтом, виолончелью и контрабасом, но и  соревнуюсь соло с самим оркестром. Мой голос в каденциях показывает  мой  диапазон и  виртуозность,  а также   служит изображением высоты «Полёта шмеля» или неуязвимости «Профессионала».
    Поскольку я легка и мобильна, я помогаю выживать бедным музыкантам и могу звучать в   подземных переходах, но я весьма тяжеловесна на аукционах и иных торгах. Секрет моего неувядающего красивого звучания руки итальянских мастеров Гварнери, Амати, Страдивари до сих пор не раскрыт. Существует лишь предположение, что он -  в особом сорте плесени  елового дерева, из которого делается большинство музыкальных инструментов. 
   Научиться играть на мне –  просто, начинать нужно не позднее чем   в 6 лет, когда  маленькие пальчики способны «слышать»  на струне, а слух – «видеть» -  разницу  не в полутон, а  даже в четверть тона.  И - как и на фортепиано, всего лишь 16 лет ежедневных занятий на скрипке  – и вы, подобно   Н. Паганини, Д. Ойстраху или Л. Когану, радуете публику  моими флажолетами, пиццикато и трелями.   
      Перед началом  концерта   только я даю первую квинту для  настройки всего оркестра. Но  я – и  тот самый последний звук квартета  «Титаника», который не сбежал  трусливо с тонущего корабля. Чтобы уберечь  ваши  уши  от  раскатистых звуков медных духовых и ударных  инструментов,  мне и всей струнной группе  оркестра отдана роль буфера, т.к. своим мягким звучанием мы берём на себя  силу их звона.  Мной отмечают   и зарождение жизни  со «Свадебным маршем»  Мендельсона и оплакивают  её закат  вместе с «Адажио»  Альбиони.
    Еще  в древности люди заметили силу удивительно тонкой, какой-то совершенно особой энергии, зовущейся звуком. И только   в середине XX в.  Всемирная Организация здравоохранения признала это  формой терапии, позволяющей проникать в самые потаённые отделы  головного мозга. С помощью  музыки один французский актер   избавился от заикания пением арий,  а  член американского конгресса восстановила речь после  тяжелейшей травмы головы.
  Я увлекаюсь талантами и извлекаю чудеса звука  всего лишь  с помощью четырёх струн и одного смычка.   Конечно, я  нуждаюсь  в лакировке, но   без тренировки  я пылюсь в футляре и превращаюсь в дрова. Моя гибкость и  легкость,   пропорция и совершенство формы позволяют мне оставаться  королевой оркестра вот уже  несколько веков. 
Меня легко переносить, но я не переношу фальши, отсутствия канифоли  и  вторых партий.  Я так устроена, я – такая.


    Найти соответствие инструментов  -  темпераментам по Гиппократу и учению  И.Павлова о силе и динамике нервных процессов будет не трудно, если знать кое-что об этом.Будьте внимательны – какой-то из инструментов слишком  скромен, чтобы  находиться на переднем плане, какой-то – своей харизмой  напомнит вам холерика, а  какой-то -   подверженного глубоким эмоциональным переживаниям меланхолика  или -  весельчака сангвиника:

  У сангвиника  такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность сочетаются с  минусми: склонностью к зазнайству, разбросанностью, легкомыслием, поверхностностью, сверхобщительностью и ненадежностью. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

  Холерик сочетает в себе контрасты:  позитивные - энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность - и не слишком симпатичные вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность,  конфликтность. Холерик - личность от слова «ни минуты покоя", он   все время должен быть занят делом.

   Флегматик  имеет  много  положительного: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность. Но  минусы также присущи ему: медлительность, безразличие, "толстокожесть", сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

  Меланхолику присущи  высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию. Но оборотная сторона медали -  низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость –неразделима с предыдущим списком. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.