Радость и боль через десятилетия

Григорий Саамов
Я не люблю выражение «Наша великая Родина». Это подмена понятий. По смыслу это Отечество, Отчизна…А Родина – это место, где человек родился. Родина дорога именно потому, что она – твоя родина, твоё родное место, с которым связано всё самое дорогое: родители, братья, сёстры, родственники, соседи, друзья…
         Моя родина – небольшой город Телави в Грузии, на просторах Алазанской долины, «прекраснее которой не знаю на свете» (И. Андроников). Моя родина – это место, где поют как нигде в мире, где люди самые гостеприимные и добрые, где даже сосед – родной человек.
        Я уехал из Телави много лет назад, совсем ещё молодым человеком. Сегодня у меня взрослые внуки, но боль разлуки с родиной не утихает до сих пор. А уехать пришлось в связи с большой бедой в нашей счастливой семье – в связи с трагической гибелью моей мамы.
        Мои родители построили дом, посадили сад, виноградник. Всё уже стало родным, деревья подросли и…
       Последние годы я не очень часто, но всё-таки бываю на родине. Это связано и со сложными политическими событиями между Россией и Грузией.
       В этом году мы приехали в Грузию с дочерью Ниной, зятем Аркадием и внучкой Ольгой, которые живут сейчас в Америке. Поездили, посмотрели многое, конечно, посидели за столом с друзьями и, как в молодые годы, попели наши любимые песни.
Но дочь хотела ещё побывать в нашем родительском доме, где она прожила первые годы своей жизни, откуда пошла в детский сад. Здесь я не был со дня отъезда из Грузии. Не мог видеть наш родной очаг в чужих руках, хотя купили его хорошие люди.
Пришли. Оказывается, хозяин, купивший наш дом, Леван, уже умер. Его жена Нино, совсем дряхлая уже женщина, приняла нас тепло, радушно. Но я не смог пройтись по саду и не смог подняться на второй этаж, где раньше была спальня родителей, не смог, войти в комнаты, где остались молодость, счастье, и самое большое горе в моей жизни.
      Во время разговора появился молодой человек, очень похожий на Левана.
      – Ты сын Левана, сынок?
     – Нет, я его внук, тоже Леван.
     – Да, конечно, внук. Но очень похож. А за садом, за виноградом ты ухаживаешь? Вижу всё на своих местах, как моя мама посадила.
     – Нет, это новые деревья, тех уже нет. Мы стараемся сохранить всё, как было. Это уже внуки тех деревьев.
     Я был настолько взволнован, что не смог сделать ни одной приличной фотографии.
     Одна радость – внуки маминых деревьев живут.
     И в нашем доме живут хорошие люди.
     Но в моём сердце боль так и не утихает.