Alma Mater

Владимир Сысолятин
Таганрогский Радиотехнический Институт.

В санпропускнике, как дураки, мы мылись ледяной водой с дустовым мылом!
 Рядом мылось лицо «кавказской национальности». Это был Сулейман, с которым я потом проучился пять лет!

Первым делом абитура знакомится с корпусом «А». Не потому, что он самый, самый, а потому как в нём традиционно располагается, из года в год, «Приёмная комиссия»! «Старинное» здание (1914г. нашей эры.) красного кирпича, с колоннами и ажурными окнами, сколько радости и слёз оно видело?! Библиотека, даже две, читальный зал, спортивный, поточная аудитория и прочее... Если обратить ваш несравненный взор влево, то вы без труда обнаружите более современное здание, это корпус «Б». Это прежде всего актовый зал, плюс кино, чертёжный и кажется кафедра черчения и начерталки?! Внизу находятся небольшие мастерские, институт ведь не только обучение, но и научно-исследовательская деятельность. Справа от корпуса «А» корпус «В», так себе, ничего особенного, семейное общежитие сотрудников института, студенческая столовая, да так, по мелочи...

Повернитесь налево, дойдите до Некрасовского, ещё раз налево и вниз до улицы Энгельса (это совсем рядом). Здесь занимая целый квартал располагается комплекс зданий. Самый главный корпус, корпус «Г», массивное здание образец тяжёлого, Сталинского домостроения. Угрюмое, с массивными колонами здание нависает над вами и хочется учиться, учиться и учиться до потери пульса. Здесь сконцентрировано всё, что нужно для науки и обучения. От деканов до бабулек-вахтёров, ни в жисть не пустящих вас без пропуска (через дверь со стороны двора можете пройти и так, без пропуска!), от больших поточных аудиторий, до военки! Злые языки говорят что здание построено в пятидесятых годах на месте винных погребов и теперь медленно проваливается в пустоты. По крайней мере трещины через всё здание видны невооружённым глазом!

Со стороны моря к корпусу присосались сразу три здания. Это новый корпус «Д» и две «стекляшки», спортзал и поточная аудитория. Всё это соединено галереями (очень даже удобно). Корпус «Д» шибко административное здание: Ректор, Проректор, бухгалтерия. И как мне кажется, все гуманитарные кафедры плюс куча маленьких аудиторий-клетушек! А в общем даже всё и не так уж и плохо!

Когда мы дико озираясь впервые переступили порог института (в качестве студентов) нам сразу же выдали программу до скончания века!
1) Чем выше подниметесь по лестнице Высшей школы, тем более будете узнавать, что вы ни хрена не знаете, и потому...
2) В институте вы не получите знаний, а лишь ключ к этим самым знаниям (типа век живи, век учись!) И наконец !
3) Активность студентов можно посмотреть по пальцам руки (какая-то собака всё это увидела?!) 1й курс это мизинец., 2й-безымянный., 3й-средний, пик активности., 4й-указательный, начало пофигизма., 5й-большой палец, 100% пофигизм!

Пятый курс, это вялопротекающая имитация учёбы, между девочками, пьянками, гулянками. Это созерцание, с равнодушием кастрированного кота, происходящего вокруг! Байка! Один пятикурсник потратил много сил, чтобы разыскать старую, пожелтевшую бумагу. Как вы догадались?! Конечно, чтобы написать вступление к диплому... Он просто не стал списывать невесть где найденный диплом пятидесятых годов, с пожелтевшими от времени листами! Написал на старой бумаге Введение и всё! Слава КПСС! Ну, а те кто отважился сам писать весь диплом, может в введении написать типа: «Ленинско-Сталинская партия...» Или в расчётах: «В данном устройстве применим деревянные лампы, так как мой диплом всё равно никто и никогда читать не будет!»

Это так сказать «инкогнито», а на экзаменах! О!.. Экзамены, это отдельная песня! Барышня на последнем месяце, экзамен по электронным приборам! На вопрос какие бывают тиратроны, с каким катодом?

Вместо, с холодным! Не моргнув глазом отвечает: «Холодного копчения!» Препод очнувшись от дремоты, тускло разглядывает живот барышни, долго грызёт ручку, не зная как выразить нахлынувшие чувства?! Наконец выдавливает:«Ладно ставлю вам „уд“ на двоих!» — и протягивает ей зачётку! Вообще-то девушка идущая в технический ВУЗ по призванию, большая редкость! В основном не прошла в мед, иду в пед, а если ни туда и не сюда то в радио. Один хрен толку с неё не будет, ни в меде ни в педе! Я как-то подсчитал сколько предметов, зачётов, экзаменом... С ума сойти!

Для меня институт это экзамены, общага и стройотряд... Вступительные! Удивляешься как люди реагируют на результат. Кто слёзы льёт, не сдал, не прошёл по конкурсу... А кто-то берёт горлом, из всех сил доказывая свою правоту! А затем... Был такой один горлопан в 39 или 49 группе. Как поступал так и учился. Третий курс. Весенняя сессия. Уже сдали три экзамена. Иду по коридору, открытая дверь. Лаборатория. Горлопан делает лабораторную! (Мы уже сессию почти окончили, а он ещё зачёты сдаёт!) Такой и специалист из него получится!

Экзамены, автоматика. Всегда хожу в первых рядах! Сдал и гора с плеч! Вытянули билеты, сидим с умным видом. Вдруг препод засуетился (не ту ведомость взял): «Вы посидите я сейчас.» Через секунду вытащены все конспекты, шпоры и пр. Из конспекта выдираю всё нужное... Быстро списываю самое главное и прячу листы конспекта. Через десять секунд появляется автоматчик! Фу! Успел! Сдаю на 4, выхожу в коридор. Сулейман с видом потерпевшего кораблекрушение, у которого всё пропало, с трясущейся челюстью:«Дай что-нибудь! Ни конспекта, ни шпор, ничего нет! Как сдавать?» Вытаскиваю из-за пояса потасканный, промокший конспект... Далее со слов очевидцев. Сулейман глядя на препода как кролик на удава, осторожно достаёт конспект и кладёт его в стол. Вот только фанерное дно стола, грубо говоря, отсутствует! Конспект шлёпается прямо под ноги преподавателя! Это конец! Уж терзал он Сулеймана... Но тот всё-таки сдал... Кажется на четыре балла!

Совет бывалого! Был у нас один друг по передатчикам ну, просто «зверь»! Списать у него невозможно! Но я списал, прямо у него под носом! Берётся стержень от шариковой ручки, с закончившейся пастой. Тщательно выкатывается остатки пасты. Теперь ручкой с таким пустым стержнем крупно пишите шпаргалку! Пишется на подложенной для мягкости пачке бумаги. Всё готово! С виду бумага как бумага... Но стоит её наклонить, так, чтобы лучи света почти скользили, увидите, созданные тенью строки.

Сдали экзамен, решили пойти всей комнатой в кино. «Большая прогулка»! Кажется две серии. Идём в «Рот-фронт», на Ленинской. Народу тьма. Билетов нет! С горя идём в «Октябрь» на какую-то фигню! Купили билеты, время ещё есть, пошли поглазеть обратно к «Рот-фронту». Бабушка-контролёр тщательно проверяет билеты. Стайка пацанов бросается в зал! Бабуля руководствуясь собачьему инстинкту, за ними! «Давайте и мы рванём, говорю своим — там разберёмся» и кидаюсь в зал! Мои не рискнули! Начался журнал. Сижу довольный как таракан. Мысленно смеюсь над своими! Опускаю руку в карман и у меня всё холодеет! Все билеты у меня! Так вот сходил на «Большую прогулку» в пятикратном размере!

А было и такое... Зима семьдесят первого. Лекция по антеннам! Преподаватель, Веселкова на минутку выходит. Возвращается в диком возбуждении и несмотря, что лекция (женщина однако): «Ребята! Новость-то какая! У нас ЧП!» Второкурсница (по младости лет) не посещала физкультуру. Сессия, допуск, зачёты, и по физкультуре. Она принесла поддельную справку об освобождении. А преподаватель оказался упёртым! И к ректору. Ректор вызвал барышню к себе, на предмет отшлёпывания её по одному известному месту... На втором этаже общежития, в женской половине была комната для постирушек и прочих водных процедур. Какой-то студентке приспичило туда пойти. Закрыто. Через десять минут, через тридцать... Через час дверь взломали. Первокурсница висела в углу на проволоке (на которой вешали бельё)!

Меня тоже не обошло падение в «пропасть». Одним словом лишили меня стипендии, психанул (для меня это равносильно «голодной смерти»)! Подал заявление об уходе из института. Приходит староста Гришка:«Иди распиз..., тебя в деканат вызывают!» «Ну всё, — думаю, — это конец!» Замдекана, спасибо ему, выпер секретаршу Ленку в коридор и та-а-аки-и-ими матами меня обложил! В общем стипендию дали! Замдекана Троилин Владимир Николаевич!

Низкий ему поклон от непутёвого студента, даже через сорок с лишним лет!

На верхнем фото, слева: общага, день рождения Серёги Бахтина! Слева направо: Я (уже глаза наперекосяк!); внизу Сулейман; Серёга Бахтин (с галстуком, — редкий случай!); Коля Наумов и Вовик Мазулин.

Я как бы сибиряк, хотя и приехал из Чечни. Сулейман из Дагестана. Кто он по национальности я до сих пор не знаю? Их там около трёхсот в этом Дагестане! Они и сами-то наверное не в курсе кто, есть кто? Серёга Бахтин, — истинный украинец из Старобельска (Донбасс). Коля Наумов — казак донской, из какой-то там станицы? Вовик Мазулин вроде бы из горьковской области (Нижегородской)? Такая вот интернациональная «кумпания»!

Справа. Севастополь 1974г. Краснознамённый Черноморский Флот. Я на плацу. На заднем плане наша казарма (верхний этаж).

Прямо подо мной железнодорожный тоннель проходит, — чувствуется вибрация...
Кому интересно: улица Героев Севастополя. На берегу бухты Южная. Можете в "Гугеле" посмотреть.