На виниловых дисках. Владимир Бунчиков

Александр Соханский
       В сороковые – пятидесятые годы прошлого века популярных певцов и певиц можно было пересчитать по пальцам. Шульженко, Утёсов, Бернес, Русланова, Бунчиков, Нечаев... Популярность певцу в те времена создавали, в основном, выступления на Всесоюзном радио, записи на грампластинках, да поездки с концертами по стране. Певцы были штучной элитой. Каждый певец и певица, как правило, отличались характерным репертуаром. Уже одно только имя исполнителя сообщало о тематике его выступления.
       Попытаюсь напомнить имена хотя бы нескольких популярных певцов тех лет. Именно их голоса слышались изо всех репродукторов и патефонов страны. Советский Союз слыл не только самой читающей в мире страной, но и самой слушающей. 
 
       Русский советский оперный певец, лирический тенор Сергей Яковлевич Лемешев популяризировал оперное искусство, продуктивно работал над исполнением камерного репертуара. Лемешев выступал и как эстрадный певец, исполняя лучшие песни советских композиторов «Одинокая гармонь», «Моя любимая», «Песня о Москве», «Где ж ты, утро раннее», «Пшеница золотая» и многие другие.

       Лирический баритон Георга Карловича Отса покорял слушателя идеальным вкусом, своеобразной манерой выговора. Он хорошо владел русским языком, но в его речи присутствовал едва уловимый акцент, придававший пению неповторимый шарм. Кроме оперных партий певец с блеском исполнял опереточные. Невероятную популярность принесла ему ария мистера Икса из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», ставшая его визитной карточкой. На эстраде Отс исполнял, главным образом, песни советских композиторов героической тематики, посвящённые войне. Одной из популярнейших его песен стала «Хотят ли русские войны». Изящно и задушевно он пел песни лирического содержания.

       Одним из наиболее любимых артистов советской эстрады был Марк Наумович Бернес. Особую популярность принесли Бернесу песни военных лет «Любимый город», «Шаланды, полные кефали», «Спят курганы тёмные», «Песенка фронтового шофёра», «В жизни так случается» и знаменитая «Тёмная ночь».

       Основное место в репертуаре Лидии Андреевны Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Андреевна создала свой стиль исполнения русских народных песен. С её красивым и сильным голосом неразрывно связано звучание известных песен «Валенки», «Златые горы», «Я на горку шла», «Степь да степь кругом», «Окрасился месяц багрянцем» и многих других.

       Первые граммофонные записи советской эстрадной певицы Клавдии Ивановны Шульженко были сделаны в 1936 году. В период войны в 1941 году Клавдия Ивановна исполнила, ставшую легендарной, песню «Синий платочек». Чуть позже появились фронтовые песни «Давай закурим», «Друзья-однополчане». После войны Шульженко стала признанным кумиром советской эстрады тех лет, исполняя песни «Студенческая застольная», «Мой старый парк», «Простая девчонка», «Тарантелла», «Старый вальс» и другие. На надгробном изваянии певицы, на Новодевичьем кладбище Москвы в руку всегда кем-то вложен синий платочек.

       Советская и российская эстрадная певица, контральто Изабелла Даниловна Юрьева в шефских концертах на фронтах Великой отечественной войны с большим успехом исполняла песни «Саша», «Когда падают листья», «В старом саду», «Белая ночь». Её грамзаписи составили диск «Старинные песни и романсы» и ряд других пластинок. К сожалению, после войны певица была незаслуженно забыта, хотя имя её было на слуху у всех.

       Оперный певец лирический тенор  Иван Семёнович Козловский страстно любил и собирал народные песни, блестяще исполнял романсы. В его репертуаре были такие классические вещи, как  «Гори, гори, моя звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Не пробуждай воспоминаний», «В крови горит огонь желанья» и многие другие знаменитые романсы. А романс «Я встретил вас» стал истинным хитом всех времён.

       Советский певец, солист Всесоюзного радио, лирический тенор Владимир Александрович Нечаев был первым исполнителем популярнейших песен советских композиторов «Ленинские горы», «Где ж ты, мой сад», «Костры горят далёкие», «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Вьётся вдаль тропа лесная», «Далеко-далеко», «Моя любимая», «Услышь меня, хорошая» и многих других. Нечаев с большой теплотой пел, главным образом, лирические песни с мягкими мелодиями. Начиная с 1944 года, многие песни Нечаев исполнял в дуэте с Владимиром Бунчиковым, с которым их называли «вокальными братьями». В репертуаре знаменитого дуэта были песни «Вечер на рейде», «Давно мы дома не были», «Мы люди большого полёта», «Дождик», «На солнечной поляночке» и многие другие.

       К числу «штучных» относился советский певец, лирический баритон Владимир Александрович Бунчиков. С 1934 года он записывался на грампластинки с различными музыкальными коллективами, затем стал известным солистом Всесоюзного радио. В его репертуар входили песни советских композиторов «Песня о фонарике» Д.Шостаковича, «Летят перелётные птицы», «Когда душа поёт», «Грустные ивы» М.Блантера, «Белокрылые чайки» Д.Прицкера, «Вечер вальса» И.Дунаевского, «Услышь меня, хорошая» В.Соловьёва-Седого и другие.
       Многие песни Бунчиков исполнял дуэтом с Владимиром Нечаевым. За четверть века большой личной дружбы певцов на эстраде и на радио ими было исполнено множество популярных произведений советских композиторов. Голоса певцов отлично дополняли друг друга, удачно сочетаясь по тембру и различной манере исполнения. Иногда певцы, как бы конкурируя друг с другом, некоторые песни записывали соло, давая интересные интерпретации одного и того же музыкального произведения.
       Как вспоминал Владимир Бунчиков:  «Я познакомился с Володей Нечаевым в 1942 году на радио. Передо мной стоял худенький молодой человек, очень приветливый. Он только совсем недавно вернулся с фронта, где был с концертной бригадой радио, — выступал с русскими песнями под аккомпанемент баянистов. Мог ли я тогда предположить, что нас с ним свяжет двадцатипятилетняя дружба? Пожалуй, мало найдётся на карте Советского Союза городов, где бы мы не пели. Мы выступали не только в крупных городах, но и в сёлах, шахтах, госпиталях, на пограничных заставах. Володя Нечаев был человеком большим, широкой души, необыкновенно добрым, человеком разнообразных интересов и очень остроумным. К нему тянулись люди, около него было всегда тепло, никогда не было скучно».

       Бытовало суждение, что звучный и полётный голос Владимира Бунчикова хорошо «ложится» на микрофон. И в действительности его записи неплохо воспринимались даже на низкокачественных патефонных пластинках 78 об/мин и картонных рупорах громкоговорителей-тарелок миновавших лет.


       В представленную на фото долгоиграющую пластинку включены записи конца 40-х — начала 50-х годов, сделанные главным образом с эстрадным оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого. Большинство из них стали известны с голоса Владимира Бунчикова, обрели популярность во многом благодаря мастерству певца. Сегодня эти работы стали классикой советской песни.


                ВЛАДИМИР БУНЧИКОВ     УСЛЫШЬ МЕНЯ,  ХОРОШАЯ

                Сторона 1

                ПЕСНЯ О ФОНАРИКЕ  (Д.Шостакович — М.Светлов)  — 3.00
                ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ  (М.Блантер — М.Исаковский)  — 3.15
                ЛИРИЧЕСКИЙ ВАЛЬС  (Е.Жарковский — В.Винников, В.Крахт)  — 3.00
                ЧЕРНОМОРСКАЯ  (Е.Жарковский — В.Журавлёв)  — 2.20
                ДОЖДИК  (Н.Богословский — В.Масс, М.Червинский)  — 2.15
                ТОЧНО, ТОЧНО  (О.Сандлер — М.Алигер, М.Матусовский)  — 2.15
                КОГДА ДУША ПОЁТ  (М.Блантер — А.Коваленков)  — 2.35
                МЫ ЛЮДИ БОЛЬШОГО ПОЛЁТА  (Б.Мокроусов — А.Фатьянов)  — 2.17

                Владимир Нечаев (4 — 6, 8)

                Сторона 2

                ГРУСТНЫЕ ИВЫ  (М.Блантер — А.Жаров)  — 3.10
                БЕЛОКРЫЛЫЕ ЧАЙКИ  (Д.Прицкер — С.Фогельсон)  — 2.51
                ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ  (Н.Богословский — В.Бахнов, Я.Костюковский) — 2.45
                ВЕЧЕР ВАЛЬСА  (И.Дунаевский — М.Матусовский)  — 3.04
                ПЕСНЯ О МОСКВЕ  (С.Кац — В.Софронов)  — 3.50
                В ЛЮБИМОМ БУХАРЕСТЕ  (М.Вескан — Я.Белинский)  — 2.30
                УСЛЫШЬ МЕНЯ, ХОРОШАЯ  (В.Соловьёв-Седой — М.Исаковский)  — 4.25
 
                Владимир Нечаев (3)
                Ляля Сатеева, Михаил Михайлов (5)


                © ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
                Всесоюзная студия грамзаписи
                Записи 1940 – 1950-х гг.
                Ташкентский завод грампластинок
                им. М.Т.Ташмухамедова
                Зак.381  тираж 3200
                Арт.10-9. Цена 1 руб. 45 коп.


       Владимир Бунчиков стал самым первым и неповторимым исполнителем песни «Летят перелётные птицы», создав ей всенародную и непреходящую популярность. С этой песни начинается знаменитый фильм режиссёра Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987 г.).

                Летят перелетные птицы
                В осенней дали голубой,
                Летят они в жаркие страны,
                А я остаюся с тобой.
                А я остаюся с тобою,
                Родная навеки страна.
                Не нужен мне берег турецкий
                И Африка мне не нужна.

                Немало я стран перевидел,
                Шагая с винтовкой в руке,
                Но не было большей печали,
                Чем жить от тебя вдалеке.
                Немало я дум передумал
                С друзьями в далеком краю,
                Но не было большего долга,
                Чем выполнить волю твою.

                Пускай утопал я в болотах,
                Пускай замерзал я на льду,
                Но если ты скажешь мне слово.
                Я снова все это пройду.
                Надежды свои и желанья
                Связал я навеки с тобой,
                С твоею суровой и ясной,
                С твоею завидной судьбой.

                Летят перелетные птицы
                Ушедшее лето искать.
                Летят они в жаркие страны,
                А я не хочу улетать.
                А я остаюся с тобою,
                Родная моя сторона,
                Не нужно мне солнце чужое,
                Чужая земля не нужна.

       Владимир Александрович Бунчиков (1902 - 1995 г.г.) умер в Москве и похоронен на Головинском кладбище. На его надгробии выгравированы слова из песни «Летят перелётные птицы»: «а я остаюся с тобою, родная моя сторона…».


       Александр Соханский,
              ноябрь 2016 г.