Морская рыбалка

Торшина Валентина
Мы с мужем долго ждали этот отпуск. И, наконец, этот день наступил. Билеты были давно выкуплены, вещи собраны. Я вместе с мужем поехала отдыхать на остров Сахалин, там в это время, в небольшом шахтёрском посёлке, жили мои родители с  моими младшими сёстрами и братом.
Стоял июль месяц. В этом году лето выдалось особенно жарким. Посёлок был расположен между сопок, недалеко от моря. Мы с наслаждением купались в море,  ловили на крючок корюшку, навагу. Выдавались дни, когда ходили в лес за ягодой. Её было так много, что человеку из Сибири, такое и не снилось. Ягода была разная: черника, голубика, кислица (по местному – клоповка, так её назвали из-за ярко-бордового цвета, а по вкусу, она в три раза кислее клюквы), малина, брусника, моховка.  Много было грибов. Мы собирали опят, маслят, рыжиков, груздей, очень много было сыроежек и «свинухов» (эти грибы были похожи на уши свиней).  В общем, отдыхали интересно и весело.
Однажды, мой муж разговорился с местными рыбаками, и они посоветовали ему:
      - Сходите, по рыбачьте на старый заброшенный пирс, это в пятнадцати километрах от посёлка. Там можно  поймать много больших креветок, таких здесь нет, только надо  хорошо подготовиться.
Опытные рыбаки подсказали, как самым простым способом можно наловить креветок:
«Нужно купить несколько килограмм селёдки, положить её на крышу, чтобы она немного протухла и приобрела резкий запах. Нарезать такую подпорченную селёдку на кусочки для наживки и сложить в пакет. Затем из  старой тюли  (из которой делают занавески) сделать большие сачки, привязать к ним верёвки, чтобы можно было опускать их на большую глубину и приспособить на тюль в разных местах   мелкую проволоку. На такое крепление нужно будет прикручивать кусочки селёдки, запах которой, привлечёт креветок. Когда они попадут в сачок, то  выбраться назад не успеют, вы  вытяните сачок с креветками наверх».
Когда всё было приготовлено, как советовали местные рыбаки, и уложено в рюкзаки, мы взяли с собой моего четырнадцатилетнего брата и пошли в указанном направлении. На рыбалке мы предполагали задержаться до следующего дня, так как креветки хорошо ловились в вечернее время.
Путь был не близкий. По дороге делали несколько раз привалы. Отдохнув и подкрепившись провизией и водой, которые взяли с собой, мы дружно шагали к месту, в надежде, что это будет незабываемое времяпровождение.
На старый пирс мы пришли ближе к шестнадцати часам.
Пока светило солнце и стояла жара, мы построили себе шалаш из досок, которые находили вдоль берега, из веток и больших лопухов, что росли недалеко от берега моря.
Затем обустроили место для костра, натаскали достаточное количество всяких сучьев, сухих веток, чтобы не искать ночью. Набрали из ручья пресной воды. Подготовка к ночлегу на три человека, была готова. Теперь начиналось самое интересное.
        Как только солнце опустилось за сопки, мы, прикрепив кусочки селёдки к сачку, зашли на бывшую обзорную башню, высота которой метров пять - шесть с шириной верхней площадки, примерно, шесть квадратных метров. Забросив сачки в море, стали ждать.
Башня, на которой мы находились, была расположена в так называемом «ковше». Это тихое место, куда не подкатывались волны, и вода оставалась спокойной.
Ждали мы не долго. Муж заметил, что верёвка от сачка стала слегка дёргаться. Он тихонько стал тянуть центральную верёвку, накручивая её на палку. Когда один из сачков мы поднимали наверх по стене башни, видели, как там барахтались креветки. Их было много. 
         Далее дело пошло веселее. Мы так увлеклись, что не заметили, как к нам подошли пограничники. Представившись, как полагается по уставу, они начали разговаривать с нами  официальным тоном:
       - Граждане, мы пограничный патруль, охраняем подведомственную нам территорию. Разве вам неизвестно, что с вечера до утра на берегу моря рыбачить запрещено?
      - Нет, мы, действительно, не знаем о таком запрете. Дело в том, что мы приехали  в отпуск из Сибири в гости к родителям, вот этот подросток местный, он брат моей жены, - ответил им мой муж.
Я добавила:
      - В этом посёлке, я прожила шестнадцать лет, а потом уехала учиться в институт. Я  тут всё хорошо знаю, но о запрете тоже ничего не слышала. Мой муж здесь, на самом деле, впервые. Вы уж простите нас.
Пограничники, молодые парни, поговорив с нами, поняли, что мы обычные граждане, не вызывающие подозрения и разрешили нам рыбачить:
      - Ладно уж! Рыбачить  можете до темноты, потом ведите себя тихо и не вздумайте забираться на башню.
        Согласившись выполнять их условия, мы накормили парней креветками, которые приготовили на костре и пограничники ушли дальше, по своим делам, обещая наведываться в нашу сторону. Наша морская рыбалка продолжалась. Мы старались не шуметь, не нарушать предъявленных нам требований.
Через час, мы видели, как вся территория берега моря и видимая часть самого моря периодически освещались мощными прожекторами.
        Креветки перестали ловиться, так как их распугали яркие лучи прожектора, свет которых проникал глубоко под воду.
     - Ну ладно, -  сказал муж после ужина. - Рыбалку на сегодня закончим, переживать не стоит.  Мы ведь наловили их уже целый мешок. Сейчас заходим  в шалаш и устраиваемся на ночлег. Дежурить будем с Василием по очереди,  меняемся через два часа.

       Ранним утром, опять взобрались на башню, разложив всё необходимое для рыбалки на площадке. и приготовились ловить рыбу. Теперь наживкой были креветки. Отломив кусочки мягкой части, наживили на крючки, так называемой «закидушки», и забросили их в воду.
Рыба не заставила себя ждать.
    - У меня клюёт, - через пару минут объявил Вася.
Когда «закидушку» подняли вверх, то увидели, что на крючке была навага. Это белая, очень вкусная рыба.
      Когда он закинул во второй раз, то меньше, чем через минуту опять объявил:
- Опять клюнула! Тяжело тащить!  Помогите мне.
Мой брат вытащил большую навагу, примерно сантиметров сорок в длину.
Брат ловил навагу одну за другой, у мужа «закидушка» молчала.
        - Ёлки - палки, почему у меня ничего не ловиться?
Сначала он злился,  а потом предложил брату:
        - Вась, давай поменяемся  местами. Хочется все - таки порыбачить,  скорее всего, место у меня не совсем удачное.
        - Хорошо, - ответил брат. - Давай вставай на моё место, а я перейду на другую сторону.
Муж встал на место брата, но у него опять ничего не ловилось, а брат вновь поймал навагу. Вот так и ловил он практически один.
Вдруг леска мужа резко задёргалась.
       - Класс! – обрадовался он. - Такая тяжелая и по всем признакам должна быть  рыба крупной, - радостно воскликнул муж, - смотрите, как леска натянулась! Очень тяжело идёт! Смотрите, как хвостом бьёт!
         Когда же рыба показалась над водой, то у мужа чуть леска не вырвалась из рук, приглядевшись, он закричал:
      - Смотрите, смотрите! Это же акула!
Когда же она открыла свою пасть, мы увидели, что из неё торчали мелкие зубы в несколько рядов, загнутые  внутрь.
      - Почему у неё зубы смотрят  внутрь, а не прямо, как у нас? – спросил брат.
Муж, подумав, ответил ему:
      - Вероятно, для того, чтобы, добыче, которую она захватила, не было возможности вырваться.
        После больших усилий, рыба лежала на площадке, она била хвостом и смотрела прямо в глаза, от чего становилось жутковато. Это была метровая сельдевая акула. Чтобы она не металась по площадке, муж, обездвижил её, проткнув ей спинной мозг, большой отвёрткой. Потом, такую же  операцию он проделывал со всеми остальными.
        Акулы попадались на крючок только мужу, а брату навага. Васе очень хотелось поймать акулу, и он по этому поводу обижался:
      - Дай мне вытащить её, - просил он мужа, когда на крючке была очередная рыба
      - Ты, Вась, не сможешь её вытянуть на верх, не хватит силы и она сорвётся с крючка, - подсмеивался муж, но всё же, дал ему попробовать вытащить акулу наверх.
Брат пыхтел, пыхтел, но силёнок у него не хватало.
- Я же тебе говорил, что будет тебе не по силам. - Давай помогу.
Вскоре на площадке лежало шесть акул. Среди них были большие, как первая, но были и по - меньше. Половив ещё немного наваги, так как акула больше на крючок не попадалась, муж принял решение, чтобы на данный момент  рыбалку закончить.
Всё. Пора собираться домой, путь не ближний, учитывая, что пойдём не налегке, горная дорога  лёгкой не покажется.
Пока мы раскладывали по рюкзакам свой улов, к нам подошли несколько мужчин из ближней деревни.
- Ребята, подарите одну акулу, - попросили они. - Столько лет здесь живём, а акул не видели. Хоть в деревне своим покажем.
- Да, пожалуйста, - ответили мы хором. - У нас их шесть штук!
Подарив акулу мужикам, мы выдвинулись в сторону нашего посёлка.
Самая тяжёлая ноша с акулами, а сверху ещё большой котелок для приготовления пищи, была у моего мужа. Василию досталось нести навагу и  большую часть креветок, а в мой рюкзак поместили нашу одежду, кружки, ложки и оставшуюся часть креветок.
        Шли мы, не торопясь, частенько делая привалы. Солнце палило нещадно и это затрудняло наше путешествие.
Путь домой показался трудным. Нам предстояло идти по горной дороге, и подъёмы забирали много сил. В один момент хотели даже выбросить одну акулу, но передумали. Автобусы и машины по старой дороге, где мы шли, не ходили, поэтому надеяться на попутный транспорт было бесполезно.
Мы были спортивными ребятами и поэтому терпеливо перенесли трудности. И все же, как  не длинна была дорога,  она закончилась. Мы пришли домой уставшие, но гордые, от того, что имеем такой улов.
Мама, увидев нас, встретила  с причитаниями:
- Зачем же вы тащили такую тяжесть? Вон, все плечи в рубцах от ремней рюкзаков. Надо было меньше рыбы забрать. Акулы! - охала она. - Я не умею их готовить, разве, что поросятам попробовать.
Отец, наоборот похвалил нас.
- Молодцы! Да, такой улов и я бы нёс с удовольствием, - и, обратился к жене. - Мать, пожарь-ка наваги! Очень хочется свеженькой рыбки отведать!
Приготовленная мамой рыба оказалась очень вкусной, а вот от отваренной акулы свиньи наотрез отказались потому, что от мяса акул исходил сильный запах аммиака.
- И, что с ней делать? – недоумевала мама. - Жалко столько сил потрачено. Несли такую даль!

Но ничего придумывать не пришлось. Утром к нам пришли соседи корейцы. Они попросили продать акул. Мы обрадовались, что хоть труды наши даром не пропадут.
Через пару дней, наши покупатели принесли нам на пробу, приготовленную ими еду.
      - Это «Хе», - сказали они. Мы из акул научились делать вкусные деликатесы. Сначала вымачиваем долгое время в очень холодной воде, потом  нарезаем тонкими ломтиками и маринуем. Эти рецепты передались нам от японцев, которые живут здесь на острове  давно и знают, что и как можно приготовить из любой морской рыбы.
       Кушанье, под названием «Хе», действительно, было очень вкусное. Мы всей семьёй  пробовали этот деликатес и хвалили  наших соседей за искусно приготовленное блюдо.
       Прошла неделя. Отпуск наш закончился. Мы летели домой. На душе было радостно. Мы так здорово отдохнули. И все же, было немного грустно расставаться с этим удивительным краем, с его непревзойдённой красотой.
Наблюдая в иллюминатор, когда мы пролетали над сопками, каждый из нас в душе подумал:
     «Прощай, Сахалин! Надеемся, что ещё  приедем сюда»
А пока, в наших сердцах еще ощущалось приятное впечатление от сахалинской природы, от радушия простых сахалинских людей.