Студенческие воспоминания

Мария Гриднева
Студенческие  воспоминания.

Вспоминаются далекие 70 -годы, когда жизнь казалась веселой и беззаботной, не было бродяг и тунеядцев, медицина и образование оказывались бесплатно.  Получается, что в то время мы жили при коммунизме. Но, только об этом не знали.
Приехала я из большого, зажиточного южного села на Украину в г.Х, где поступила  на учебу в один из экономических институтов. Представив деканату справку о доходах семьи, получила место в студенческом общежитии.
Все места были уже распределены, и меня подселили в комнату к иностранкам. Комендант общежития поделилась, что им не хотелось, чтобы кто-то еще нарушил их уже обустроенный покой, но что поделаешь, деканат решил все по-своему.
Свою роль сыграло негласное правило - в комнате с иностранцами должны жить и наши студенты для лучшего изучения и усвоения ими русского языка.
Вспоминается, вошла я в небольшую комнатку с чемоданчиком в руках, представилась соседкам по комнате.

- А я Дагмар, приехала с ГДР, улыбнулась мне кареглазая, невысокая, миниатюрная девчушка с длинными, ниже плеч русыми волосами.  Можно просто – Даги, и еще раз широко  улыбнулась.
- Дерди, - привстала с кровати высокая, худенькая, чернявая девушка с короткой стрижкой. Я из Венгрии, учусь уже на втором курсе.
- А я Нелли, - у окошка стояла миловидная, элегантная девушка в стильном сереньком костюме в клетку, юбка – разлетайка явно делала ее еще стройнее, достойно вырисовывая талию. Видимо, она куда-то собиралась, и все выглядывала в открытое окошко.
Из Болгарии я, мелодично, нараспев, почти без акцента проговорила красивым, бархатистым голосом.
Так мы и познакомились, жильцы комнаты, в которой предстояло прожить целый год, до окончания очередного курса института.
Иностранки были явно старше меня года на 3, но это никого не смущало.

В уютной комнатушке стояли четыре железных кровати с прикроватными тумбочками и большой шифоньер, один на всех.
На стенке красовались легкие металлические полки из прутьев для учебников.
- Какие у вас красивые соломенные коврики над кроватью!- воскликнула я. – И ты себе такой прикрепи, в магазине выбор большой, дали мне совет соседки по комнате.
К вечеру и я прикрепила подобный вьетнамский коврик, что придавало комнате более обжитый вид.
А уют девчата умели создать,- то необычную игрушку с книжной полки свесят на веревочке, то пушистика, зверюшку выставят  на показ.
А однажды принесли стеклянные фонари – многоугольники, включили в розетку, и внутри сосуда завертелись, закружились разноцветные парафиновые шарики, отражаясь всеми цветами радуги. Красиво как! – заворожено, смотрела я на волшебные пляски различных фигурок в жидкости разогретого сосуда.
- Я парочку таких наборов домой в подарок повезу! – похвасталась немка Даги. Мне их друзья заказали, у нас таких нет.
А я выставила свой шикарный набор матрешек в один ряд на своей книжной полке, внизу чертика прицепила на резинке. У немки глаза разгорелись, подари ей, матрешек, и все, или продай. Тогда это дефицит был, привезла я матрешек издалека, с родных мест.

Жили мы в комнатке дружно, но каждый как-то своей, обособленной жизнью.
Иногда, когда становилась скучно, ходила в гости до своих однокурсников на верхние этажи, там жизнь казалась веселее.
Соседки по комнате иногда рассказывали о своих семьях, болгарка нередко вспоминала о своем отце-министре. Запомнилось только одно, что когда у него хоть пальчик болел, все вокруг с ним сильно носились.
- И с тобой тоже так носились, когда болела?- с любопытством поинтересовалась у нее.
- Да нет, ни со мной, ни с мамой никто так не возился, - с теплой улыбкой восполнила она мое любопытство.
Венгерка нередко вспоминала свою маму, рассказывала, как та растила дочь одна.
Я удивлялась, как ей удалось попасть на учебу в нашу страну, если у нее одна мама, выехать за границу в те времена было не так просто. 
Немка всегда поражала своей педантичностью, о своей семье никогда не упоминала. Вспомнилось, как-то задолжала она мне 1 копейку и положила долг на стол.
Зачем это – удивилась я? – что сейчас копейка стоит? Но она настояла, чтобы я копейку забрала. Понятное дело, уровень доходов у иностранок был повыше, чем у наших студентов, но и мы не бедствовали. На стипендию в 40 рублей могли вполне прилично питаться целый месяц, да еще прикупить необходимое в обиходе.
   Одевались иностранки красиво, со вкусом, с валютного магазина «Березка», куда обычному люду вход недоступен, да и привозили много хороших вещей из своих стран на летних каникулах.
Питались они в основном в кафе или в школьном буфете, сами ничего не готовили.
Я тоже иногда забегала в общежитский буфет, но частенько готовила что- либо  вкусненькое на общей кухне.
В школьном буфете неизменно продавали горячие вареные сосиски с картошкой -толченкой и вкусные пирожные "Сметанники." Таких нежных, рассыпчатых пирожных я больше нигде не встречала.
Разучились их печь, похоже, или рецепты утеряны, но, скорее всего, сметана подорожала, золотыми выйдут в продаже.

В центре города на Сумской улице среди серых, затейливых сооружений большой популярностью пользовалась «Вареничная» с огромной, шикарной вывеской.
Город Х. старинный, с причудливыми арками, различными фрезами, поражал воображение своим величием и какой-то исторической таинственностью.
Он словно завораживал, уводя далеко в прошлое.
На узких улочках небольшие винные погребки теснились в одном ряду с разнотипными  скобяными  магазинчиками, ателье, и тут же конфетными  прилавками, гармонично вписываясь в старину и ничуть не портили вид города.
Здесь можно было купить все, от мыла, булавок, заколок, до хорошего, добротного пальто с песцовым воротником, или же искусственной  легкой шубки.

 Но «Вареничная»,- это было что-то! Сейчас таких заведений не сыщешь.
Каких только вареников там не лепилось: вареники с творогом, картошкой, капустой, клубникой, вишнями, с печенкой и еще много с чем.
 Подавались к столу прямо с пару в сметане в керамических, наглухо закрытых  горшочках.
Студенты частенько сюда наведывались в предвкушении сытного, вкусного обеда.
 Но и в общежитии, бывало, поджаришь картошку да пару котлет полуфабрикатов на общей кухне, а продукты тогда были натуральные, и такой запах исходит, что  немка слюнкой обливается. Так ей хочется картошечки, а самой лень приготовить.
«Можно и мне немножко, совсем чуть-чуть,» - опустив глазки, спрашивает меня в очередной раз.
«Да, пожалуйста, не жалко» - улыбаясь, отвечаю ей, и она подсаживается к столу.
В общежитии на нашем этаже жили вьетнамцы, любители экзотических блюд.
И когда они начинали жарить соленую селедку на сковородках – это было что-то!  Такой смрад шел по всем этажам, не передать словами! В такие дни мы настежь открывали окна и старались поскорее выйти на улицу прогуляться.
Учился в нашей группе африканец  Малача, высокий, курчавый, с блестящим лицом темно-синего цвета, но с учебой у него не ладилось на фоне излишнего употребления спиртных напитков, вскоре его отправили обратно на историческую Родину. Все студенты -иностранцы, перед поступлением на учебу проходили год обучения русскому языку, потом уже получали право на зачисление в ВУЗ.

 Как-то в один из осенних, прохладных, дождливых  деньков, когда никто никуда не спешил, а ветер с силой гонял по улице разноцветные опавшие листья, я задала вопрос  болгарке, у которой отец  министр: «Почему в ваших странах уровень жизни людей выше, чем у нас?».
«Да потому, что Россия оказывает большую помощь другим странам,» - такой дала ответ на мучивший меня вопрос.
 Вспоминается, как-то получила я  высокую оценку «5»  по одному из самых сложных экзаменов - по матпрограммированию, иностранки меня очень зауважали и рассказывали об этом всем своим друзьям. Им нелегко давался этот предмет. Всего два человека в группе получили такой высокий балл – я и отличник, староста Олежек. Целый год мы дружно уживались в одной маленькой комнатке общежития, ни разу не поссорившись, у каждой из нас была своя собственная жизнь со своей изюминкой.
 Болгарка встречалась с парнем, венгром по национальности, тихим, спокойным, с хорошими манерами студентом с другого института. Венгерка - с высоким, симпатичным африканцем, частенько с интересом поглядывающим на меня, светловолосую, русскую блондинку. Но после окончания института болгарка неожиданно вышла замуж за высокого, стройного, голубоглазого  украинца. При встрече рассказала, что у него известные родители в городе - врачи, и укатила с ним в Болгарию.
 Моя связь с ними после окончания учебного заведения оборвалась.

На втором курсе после перераспределения мест в общежитии меня подселили в комнату до своих однокурсников.
«Вы не будете возражать, если с нами будет жить Надежда, студентка с нашей группы?» - как- то вечерком спросила нас Наталья, и пояснила, что той не дали место в общежитии.
 И мы стали проживать впятером, хотя  коек в комнате стояло всего четыре.
Подружкам пришлось спать на одной узкой кровати, снять квартиру в то время стоило дороговато. Но ничего, нам неплохо жилось вместе, в тесноте, да не в обиде.
 
Жили мы дружно, одна Вера славилась нервным характером, и иногда своими выходками омрачала нашу студенческую жизнь. Но все это пустяки.
От нее и парень поэтому ушел к другой девушке, своей землячке, о чем она сильно горевала.
Валентина - степенная, чернявая  дивчина с карими, томными глазами,
добродушная, благожелательная, всегда спешила на помощь, если кому-то было плохо.
Наталья – светловолосая, добрая сельская хохлушка, душа компании, все ее любили и доверяли свои тайны.
Надежда, - более строгая в воспитании девушка, с правильными чертами лица и длинными русыми волосами, была на год старше нас, в институт поступила со второго захода.

И вот однажды в один из теплых майских дней забегает в комнату Валентина, вся издерганная какая-то, со странно вращающимися карими глазами и заявляет: «А ну выходите все из комнаты, сейчас сюда под подушку мои деньги залетят!», - открыла форточку, и присела на кровать.
- Валя, какие деньги? Что с тобой? – удивились мы, но она и слушать не хотела, вытолкала всех за дверь.
- Что за чудеса, думаем? – ожидая  в коридоре, переминаясь, с ноги на ногу.
Не стоять же все время под дверью? Осторожно заглядываем в комнату, а Валентина все сидит, уткнувшись взглядом в одну точку на форточке, периодически заглядывая под подушку, чего-то ожидая.
Взгляд ее стал понемногу приобретать более осмысленный вид, щеки порозовели, пышные ресницы задергались, увидев нас, вдруг во весь голос разрыдалась.

-Да что с тобой? – не на шутку переполошились мы, успокаивая ее. А она все рыдала, и рыдала. Немного успокоившись, поведала свою грустную, но поучительную историю:
- "Получив стипендию, шла я мимо железнодорожного вокзала. А там на площади две цыганки пристали: - девушка, давай мы от тебя беду отведем, и еще что-то плели, страшилки какие-то говорили. Положи на ручку пять рублей, потом еще пять, так все деньги я им и выложила. А потом вы сами все видели, - продолжала она свой рассказ, всхлипывая время от времени. – Сказали, - домой придешь, форточку откроешь и под подушкой деньги найдешь. Вот и сижу, стипендию свою ожидаю, еще раз горестно, сквозь слезы, прояснила ситуацию она. Как же я теперь без денег месяц проживу?" – и снова разрыдалась.
- ФФУУХ! – облегченно вздохнули девчата, - деньги, это ничего. Главное, что все у тебя в порядке, успокаивали ее, наблюдая, как Валентина отходит от цыганского гипноза.
Месяц тогда они прожили вместе на общие деньги до следующей стипендии, ведь Валентину растила одна мать, много помочь дочери не могла.
А цыган с тех пор мы десятой дорогой обходили, не вступая с ними в разговор.

«А давайте сегодня после занятий пойдем в парк, погуляем! – однажды предложила Наталья теплым, майским деньком, и все дружно согласились.
Общегородской парк "Горького" находился недалеко от общежития, и считался прекрасным местом для отдыха. Многолетние,  высокие, увесистые деревья  надежно укрывали отдыхающих от солнечного зноя, красивые, зеленые лужайки создавали уютный вид, вокруг работали различные аттракционы.
Единожды посетив это прекрасное место, хотелось приходить сюда снова и снова.
Здесь под шикарным кленом уютно расположилось небольшое чебуречное кафе, славящееся вкусными, хрустящими чебуреками.
Девчата частенько сюда наведывались, и в этот раз решили полакомиться вкуснятиной, отвести свою  душу. Чебуреки подавались сочные, зажаренные, прямо с жару.
Получив огромное удовольствие, и выпив лимонада, Надежда предложила:
- «Может быть, в кино сходим? Фильм неплохой покажут». – Да лучше в следующий раз, дождик собирается, - ответила Наталья.
Небо немного нахмурилось, подул легкий ветерок, парк, слегка ожив, заговорил шелестом листьев.

Вечерело, над городом спускались сумерки.
У выхода из парка девчатам, извините, приспичило в туалет.
«Может, дотянем до дома?» - спросила Вера у подружек, но они уже спускались вниз по кирпичным ступенькам.
А туалеты раньше были уникальные – несколько небольших отверстий в рядок, и почти никакой уборки.

Девчата первыми зашли в данное заведение, я шла следом, замыкая вереницу.
«Света нет, темно-то как» - с сожалением проговорила Надежда, но все осторожно пошли вперед, вглядываясь в темноту.
-  Нет, я так не хочу, а вдруг вступлю во что-то, - проговорила я и встала у входа. Ведь должен быть свет, и подняла руку в поиске выключателя за дверью.
Девчата уже разбрелись,и благополучно примостились, кто где.

И тут в темноте за дверью я отчетливо увидела серый мужской силуэт в полуметре от себя. Мужик стоял и в упор смотрел на меня.
 - Есть здесь свет?  - оторопев от неожиданности, произнесла я, вместо того, чтобы как все нормальные люди рвануть к выходу.
- НЕТУ!!! - раздался в темноте мощный мужской бас.
«АА-А!!!» - завопили  девчата, взметнувшись вверх, словно птицы в полете, и  повыпрыгивали с туалета, натягивая на себя все на ходу.
- Взъерошенные, полуодетые, с горящими глазами  с три пятака, - ну и видок! -подумала я, оглядываясь на бегу. – Сходили в туалет, называется...
А навстречу нам уже спешил дворник, он работал недалеко, услышал крики и прибежал на помощь, держа в руке метлу.
Девчата наперебой рассказали ему о своем приключении, он спустился вниз по ступенькам, включил свет, а мужика и след простыл.

Я была крепкого казацкого роду, не из пугливых…   И, это надо же, от неожиданности спросить: «Есть здесь свет?», - вспоминала иногда, сама себе удивляясь. Прикинь, что подумал тот мужик… ненормальная, и все.


Студенческие приключения

Дело было вечером,
Делать было нечего,
Чтобы время скоротать -
В парк пошли мы погулять.

Студентки боевые,
Шальные, молодые,
Во времена Советские,
Такие львицы светские!

Прогулялись– хоть куда!
Но приспичила - нужда,
По ступенькам вниз спустились,
В темноте мы очутились,

Света нет, да, вот беда!
Но деваться – то куда?
Только девочки присели,
Подхожу тихонько к двери,

Я последняя зашла,
Что же это за дела?
Вот включу сейчас я свет!
А за дверью – силуэт...

Предо мной стоит мужчина,
Боже, что за чертовщина?
Я смотрю на силуэт,
И к мужчине - «Есть здесь свет?»

Тут раздался бас в ответ,
Кто-то рявкнул - «Света нет!»
«А –а – А! – взметнулись вверх девицы,
Перекошенные лица,

Пулей в двери выбегают,
На ходу все поправляют,
А навстречу – дворник шел,
Рассказали наш прикол!

Свет наш дядечка включил,
Да сбежал уже дебил!
Вот дубина! Удивила!
Есть здесь свет? – его спросила...