Царь и вельможа. Ироническая сказка

Светлана Чернецова
     Одним царством правил старый царь.  Не было у него наследников и передать царство некому было.  И был у него вельможа хитрый-прехитрый.  Очень хотелось ему царём стать.  А как этого добиться, если у нас свободные выборы?    И что тебя выберут царём  шансов  немного.  День и ночь вельможа думал, как царём стать и придумал план хитрый.   Решил он царя женить,  а когда его не станет на царёвой  жене  жениться.   Вот тебе и жена готова и царство наверняка в кармане.  Жену только покрасивее найти надо.
И такая сыскалась.  Недалеко от царского  дворца жил   Стёпка-мастер.  И сестра у него была - красавица писаная.   Вот её вельможа для своего плана и выбрал. 
     Пришёл он утром в цареву опочивальню и стал ему говорить:
- Надобно царь тебе о наследнике позаботиться,  иначе некому  царство-государство передать в случае чего. 
- Какого чего?-испугался царь.
- Ну всякого,- хитрит вельможа.  – Может  захотите куда  в путешествие отправиться, земли разные посмотреть.
 -Не отправлюсь,-  махнул  рукой царь.  -Мягче моей перины ничего нет,- и стал спать укладываться.
-Я  почему вам это говорю,-не сдаётся  вельможа.  - Узнал я тайну великую и хочется мне  с вами поделиться. 
Царь про перину забыл и слушать стал.
-Есть в далёкой стране, Африка называется,  орех  волшебный.   кокосом величать.  Кто молоко его выпьет, враз молодым станет.    Я поэтому к вам и поспешил.  Надобно  орех тот  любыми путями добыть и вам отведать.  Будешь  ты царь молодым. Тогда и в путешествие поедешь и жену себе заведёшь и красивым  станешь.
-Красивее я быть не могу,-уточняет царь.
-Знамо,-кивает вельможа.  –Чудес на свете не бывает. –И продолжает:
. Тогда наследник станет необходим.  Так что никак нельзя тебе царь  спать. Дела великие ждут не дождутся.
Царь встрепенулся.  Жидкие волосёнки вкруг его лысины  кружочками  закрутились.  Бородка    залоснилась.  Сполз он со своей перины и посеменил к   столу.  Напился кваса,  чтобы  мысли жаркие  остудить, и закричал тоненьким голоском:
-Немедля послать гонца за орехом в саму  Африку!
А хитрый вельможа сделал горестное лицо и говорит:
-А вот с этим сложность, ваше величество.  Нет  кандидата за орехом  послать.  Там человек умный нужен.
-Так не вопрос,-обрадовался царь. - Ты поедешь. Умней тебя в царстве только я.   А так как я - царь, то поедешь ты.
-Никак не могу.  Царскую службу покинуть возможности нет.  Дел  неотложных  в царстве  немеряно.  Послать можно Стёпку-мастера.
-А кто же станет  свистульки и гармошки губные делать?-упрямится царь.  - Или агрегат  самоходный.  Он же один в царстве мастер на все руки. 
-Пусть запас свистулек приготовит и отправляется за орехом.   До Африки недалеко.   За пару недель обернётся.   
Царь  упрямится.- Делами государственными я займусь.    
Вельможа царя под белу ручку подхватил и к перине повёл
-Негоже государю утруждаться.  Почивай ложись.      В твои года себя беречь надо.   А я сей же час начну тебе невесту искать и Стёпку  за моря пойду загоню.
 Царь про Стёпку слушать не стал, а вот про невесту захотел слово молвить.
- Ищи мне,-говорит невесту,- навроде меня.     Чтоб такая же раскрасавица была.
Вельможа на царя глаза выпучил и еле слышно произнёс:-  Никак такое невозможно.   Нет в мире такой красавицы. Царь бородёнку до самого потолка  задрал
-Это ты верно приметил. Такой красавец я один, - и спать лёг.
       Вельможа  времени даром терять не стал.  Побежал он к Стёпке- мастеру и с самого порога закричал:- Собирайся быстро по царёву указу.
-  Куда это мне царь велит идтить?-спрашивает  Степан.
-На кудыкину гору!   Куда прикажу, туда и пойдёшь.
-А ты что, теперь у нас за  царя?- насмехается  мастер.  И сестрица  его    рядом смеётся.
-Для тебя почти что царь,- злится придворный. 
-Любавушка,-говорит Степан сестре,-я может что пропустил?    Когда это  вельможу  царём  назначили?
-Я тебе царский наказ принёс,-затопал  вельможа ногами.  -Отправляйся в Африку, за  орехом -кокосом.    Его необходимо  нашему  государю  принимать в больших количествах.   Бери мешок побольше и в путь.
-Вот тебе и раз,-крутит головой Степан.   - Только я надумал  крылья птичьи мастерить, как  меня от дел отрывают.
-Заканчивай со своими  экспериментами,-советует вельможа.  - Тебя дела государственной  важности ждут.   А крылья потом смастеришь, если  из  Африки  вернёшься.
-Ой, Степан!- испугалась  Любава,- а вдруг ты из Африки и правда не  вернёшься?   
Брат к сестре обернулся, чтобы её успокоить и видит  в зеркальце настенном, как  вельможа от радости руки потирает.   И понял, что строит тот какие-то козни.
-Ладно,-думает.  -не перехитришь ты меня. Я тебя на чистую  воду быстро выведу.   -  Не плачь, Любава, поеду я , если сам царь велит.      Только  завтра с утра.
-Почему с утра?- сердится  придворный .  - Сейчас поезжай.
- Не могу.    Пойду с сестрой к жениху её и обвенчаем их в церкви.  Если я не вернусь   у неё муж и защитник останется.
Вельможа  обомлел. -  Это что же выходит?   Сначала  после  царя  жену надо дождаться.   а братец  ему  ещё кого-то на шею  вешает.   Что-то больно  много охочих на его  невесту.
-Иди,-говорит мастеру,-в Африку и не сомневайся.  Твою  Любаву сам  царь в церковь поведёт.  Царскую милость тебе окажет.   А про то, что и женихом царь будет, вельможа  молчит. 
-Ну хорошо,-вроде как соглашается Степан.  -На царя я понадеяться смогу.  Давай ты мне ещё раз скажи, зачем мне в Африку ехать, а ещё  лучше на бумажке  запиши.   А вельможа  писать не умел. Он только свою  подпись и научился записывать.
-Пиши сам,-говорит он Степану, -я тебе продиктую.   
   Необходимо поехать в  страну Африку и привезти   орех-кокос целый мешок.  Необходим он царю для того,  чтобы  стать молодым и жениться.   
Тогда Степан понял, что  хитрый придворный задумал.      Сделал он вид что дописывает  бумагу в точности по словам вельможи , но взял и от себя ещё что-то приписал.   Подал бумажку  на подпись.   Придворный взял  поводил её перед глазами для важности и потом подписал  внизу. 
     Вышли все во двор.   Степан  на лошадь стал  садится.   А пока сестру обнимал,  успел на ушко  шепнуть: - Жди меня.  Я в лесу  остановлюсь.  Потом помахал рукой и поскакал   в  Африку.    Довольный вельможа на Любаву посмотрел и говорит:-
А ты красавица  возвращайся  в избу и готовся в церковь идти.  Скоро царь приедет.    
    Пошла девица в дом,  а вельможа  в  царский дворец побежал.   Царя к свадьбе одеть-обуть. 
    Он со двора, а Степан  во  двор.-Любава, быстро собери кое-какие пожитки и убегай к тётке в лес.  И сиди там, пока я сам за тобой не приеду.  А всем  скажу, что тебя  змей украл.   Покидала сестра в мешок сарафаны и побежала в лес.  Степан  выехал со двора и по деревне поехал.    И рассказыаает всем, кого встретит,  что едет он по царскому указу в Африку, а змей Любаву украл.   И пойдёт её брат выручать после того, как царское дело решит.
    Выехал он за околицу.  Смотрит указатель висит. И написано на нём, что  в Африку надо налево ехать.   Да Стёпку словно кто в бока толкает:  направо  повертай.   Он послушался и направо поехал.     Проехал он один  день и ночь и подъезжает к городу незнакомому.   А в нём  ярмарка шумит, во все концы  раскинулась.  Стал он по рядам ходить. Смотрит на  товары,  а ничего  не  покупает.  Не даёт ему покоя орех-кокос.   Что же это за чудо такое?-думает Стёпка.  - И зачем нашему царю надо его для  государственной  важности  употреблять?  И тут его за рукав кто-то:- хвать!   Обернулся парень,  смотрит,  стоит рядом цыган и улыбается 
-Что ты всё по рядам ходишь, товар смотришь ,а ничего не покупаешь?
-Да нет здесь товара, что мне надобен,- расстраивается  Степан.   - Он в самой  Африке растёт.
Цыган  расхохотался   и  парня за рукав за собой тянет.  Привёл к своему месту на рынке и заставляет назвать то, что  он ищет.
-Нужен мне  орех-кокос, - сетует парень.  - Надобен он моему царю.   Придётся туда ехать.  Да оно  не тяжко,  одна нога здесь,  другая в Африке.   Да за сестрёнку, Любаву,  тревожусь.     Чует сердце,  что задумал  вельможа  пакость какую-то.
Цыган опять засмеялся.  Зубищи белые скалит. - Считай,  что ты уже  в Африке.   И кокос в кармане  держишь. Скинул  покрывало  и видит Степан  превеликое множество товаров .  Вё вперемежку лежит.  Цыган  туда руки запустил, пошарил и  вытащил шар  волосатый.-   Вот твой орех.   А так как  ты  единственный покупатель на такую невидаль, то продам по оптовой цене. Гони деньги.
-Деньги я отдам, да мне же целый мешок орехов надо.   Вельможа  приказал доставить для царских нужд.
  Цыган  вновь зубы оскалил.  - Не иначе услышал,  что этот  урод заморский   молодость возвращает.    Так я сам этот слух  пустил.   Рад бы тебе помочь,   да орех последний.    Может  давай камней наберём, мхом облепим и покрасим.  И за кокос царю отвезёшь.
-Да нет,-отказывается Стёпка.  -  Не хочу мошенничать.
- Тогда правду скажи:- Мол никакими  достоинствами этот плод не обладает.
-Тогда  каждый будет вас цыганов ругать за враньё.
-А нам не привыкать. У нас жизнь такая: - мы врём,  нас ругают.
- Да не хочется,- отнекивается  парень.
-Ладно, если ты  такой совестливый, то  послушай моего  совета:       Привези этот   орех-кокос  своему царю и скажи:
-  Вот тебе государь орех, в едином экземпляре.  Его сила в том,  что надо собственноручно его раскрыть и выпить сок,  что молоком  называется.   И больше одного употреблять нельзя, чтобы в детство  не  впасть.    И предупреди,  что когда разбивать орех станет  никаких  слов  ругательных  произносить  нельзя.  Иначе вся сила пропадёт и молодость не вернётся.
Степан повеселел, деньги не скупясь цыгану отдал и домой  засобирался.    А продавець  ему вслед  кричит:
-  Если ещё чего купить захочешь , прямо ко мне приезжай.  Я тебе  любой товар продам,   даже  если его  на  свете нет!
     А в то время,  пока  Степан ездил и торговался,   вельможа  с  царём невесту   разыскивали. 
Придворный к  царю прибежал  после Стёпки,  стащил его с перины и приказал:-  царя умыть, встряхнуть и в праздничные одежды нарядить.
 -Нашёл  я  тебе государь   красавицу писаную  в жёны.  Она уже тебя  ждёт,  так  что и ты  побыстрей  собирайся.  А царь ещё никак  проснуться   не  может,  глазами хлопает. 
- Я же  вначале должен   орех откушать,  а потом жениться.
-Планы меняются,-толкует воевода. -  Невесте замуж охота до зарезу.   А про себя думает:   - здесь каждая минута дорога, чтобы ты раньше срока трон не освободил.   Мне вдова законная  нужна. 
  Снарядились они и поехали в деревню за невестой. Приехали,   Возле них толпа собралась,  посмотреть.  Идут  они  в избу, а там пусто.
-Это что за фертеля такие?-царь брови на вельможу  нахмурил.- Где невеста?
Придворный   из  избы выскочил и закричал:- Где Любава?
-Её змей похитил,-отвечают ему из толпы.  -  Стёпка сказал,  что когда из Африки вернётся,  пойдёт её выручать. 
   Услышал  царь про змея и приказал быстрей во дворец возвращаться, чтобы змей и его  не  утащил.   Вернулись они . Царь на свою перину спать лёг, а  вельможа кругами ходит, решает- что делать?   Идти самому   со змеем сражаться страшно,   а Стёпку ждать-результата не будет.   Ни за что не даст  брат  своего благословения на  брак.   С царём может и сладится,   а вельможе  рассчитывать не на что.   Антипатия у Стёпки с вельможей   .Из вредности  сестру против настроит.    Выходит,   придётся другую   невесту  присматривать.  - На что только ради царства не пойдёшь,- кручинится придворный .    
  Слышит  вдруг,  крик на дворе.
- Стёпка-мастер из Африки вернулся  с гостинцем  для  царя.
 Побежал  вельможа  во двор,  руки тянет-  Давай орех-кокос.
А Степан мешок к себе прижал, не отдаёт.- Принесу и лично в руки  государю-батюшке вручу,  с  инструкцией по вскрытию.    И прям без всякого спроса к царю в спальню идёт Разбудил его и подаёт  орех. Смотрит царь  на эту штуковину и  удивляется.    Волосатый  весь, словно в лишайнике.
  -Подайте мне это в ковшике, чтобы я выпил,- говорит слугам.
А Степан головой качает.  -Есть, к этому   чуду инструкция.   Чтобы помолодеть,  надо  собственноручно   орех  раскрыть,  только без слов ругательных.   Чтобы сила его не пропала. 
    Ухватил царь орех.- Почему только один принёс?-ругается. 
А Степан отвечает: -Больше одного употреблять нельзя.   Иначе  в  детство  впадёте.   
     Встал царь и грозно приказал вытолкать всех из спальни.   Нечего всем  на  таинство  превращения  смотреть.   Стал он орех давить.   Ничего не может сделать.  Тогда он попытался его последними зубами разгрызть,   и опять неудача.     Стал молотком  бить.  Не поддаётся.
- Ах ты ведьмино творенье, - начал  ругаться царь.  - Жаба волосатая, все руки об тебя оббил.   А ореху хоть бы что.  Тогда царь рассердился по-настоящему.  Побежал на самую  высокую  башню и кинул орех вниз.  Тот упал и раскололся.    А  в  серединке маленькая капля какой-то жидкости оказалась.  Недалеко кошка сидела.  Она   из любопытства подошла и слизала всё  молоко.  Облизала усы и спать  ушла.     Как увидел  такое царь, так и помер.
   Погоревал  народ  сколько  положено  и выбрал себе нового  царя.  Только это не вельможа  был,  а кто-то другой.    Сказать вам не  скажем,   только  откроем такую тайну:-   Стали  Любаву звать -  Царёвой  сестрицей.
-