На Путешествие в Арзрум

Владимир Павлович Паркин
Владимир Павлович Паркин

НА «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ»

Байки о языках

Не только пишу. Каждый день учусь писать. В первую очередь - у Александра Сергеевича Пушкина. Не могу себе позволить просто сказать - "У Пушкина!". Перечитываю его "Путешествие в Арзрум". Знаю текст с детства. Тем не менее, с каждым новым чтением открываю для себя нечто вечное, но для меня - новое. Над этими строками хохотал до икоты.

Пушкин пишет:
"...Я стал требовать лошадь. Ко мне явился турецкий старшина. На все его непонятные речи отвечал я одно: "ВЕРБАНА АТ!" (дай мне лошадь). Турки не соглашались. Наконец я догадался показать им деньги (с чего надлежало бы мне начать). Лошадь тотчас была приведена, и мне дали проводника."

Без знания тюркского юмора не понять. Правильно надлежало сказать: "Бер мана ат!", что и означало бы - "Дай мне коня (лошадь)".

Турки не просто "не соглашались". Они не понимали уважаемого русского господина в штатском европейском платье.

Тюркское "бер мана" русский ум переиначил в "вербана"... Что то на "вербальном" уровне ассоциируется с русской "вербой"! И вывод - лучший в мире "разговорник" - деньги!

***
***