Откуда мусор? Да ветром надуло с Дону

Владимир Лагутов
Из жизни самого грязного города юга РФ в свете набегающего года экологии

Сверху у кого-то в носу зачесалось из благопристойного и он дал команду в связи с большой значимостью и важностью проблемы уничтожения планеты двуногими, объявить следующий 2017 год годом экологии. Все нижесидящие
правильно поняли задумку партии его правительства, или вернее, правительства его партии и стали пугать своих подчиненных всякими инициативами.

К концу 2016 года, а именно в  последние числа ноября, эта кампания встречи с экологией докатилась и до небольшого, но весьма примечательного южного города Н. И так как никаких экологов уже в городе и духом не было ни в администрации - всех поувольняли, ни в некоммерческом сообществе - все НКО позакрывали, закрыли даже экологическую комиссию Общественной Палаты вместе с самой Палатой, то получилась, прямо скажем, проблема местного околоточного масштаба. А тут начальник Совета директоров, он же депутат областного законодательного собрания Подуст С.Ф., случаем увидев еще живого и резвого эколога, с которым он запрашивал прокуратуру о злостном сбросе канализации торгашами из "Ленты" в речку Тузлов, Аксай и Дон, пригласил его на обсуждение этого вопроса на рабочую группу Совета директоров.

Предварительно попросил и материалы по стратегии спасения Дона и роли Новочеркасска в этом вопросе. С вечера, ему были направлены указанные материалы в количестве полдюжины, в разных форматах от писем Министрам
экономического развития до тезисов программ спасения. С утра и до обеда приглашенный к директорам эколог почитывал всякие ключевые места своих предложений и баталий вокруг них и только удивлялся своей настойчивости,
продуктивности и терпению. Это же надо столько писать во все концы и обладать такой информацией, до сих пор никому не нужной. И вдруг на тебе: небо разверстывается... И надо все в  лучшем виде.

Даже речь заготовил по случаю о судьбе самого грязного города Юга РФ как в прямом, так и переносном смыслах. О том, как НГРЭС в качестве кипятильника сбрасывает тепло в воду рек Аксай и Дон, а также в атмосферу, да  в таком количестве, что климат давно уже стал не тот, уже лет пять нет никакого урожая в окрестностях, и даже сезоны сменились - листопад абрикос и алычи имеет место в начале лета и конце весны.

Но, в нужное и назначенное ему время 29.11.2016, а именно в 14.30 он был в зале Совета директоров. Там было десятка полтора человек и они уже давно вели разговоры, как прояснилось по вопросу энергосбережения в городе. И вся
проблема свелась к одному - что делать с трамваем. У него 43 км трамвайных путей, в день он зарабатывает 1700 рублей перевозкой и убыточен на 4000 рублей, и вот этот то убыток покрывает город в размере 32 млн рублей
ежегодно. Было удивительно слушать такие речи, но как человек скромный и приглашенный по другому вопросу он помалкивал.

Тем более, что один из присутствующих вел жаркую полемику за использование золоотвала НГРЭС, что сколько можно всего хорошего из той золы сделать вплоть до удобрений на поля. Эколога же все подмывало спросить, а что в
золе уже никакой радиации не осталось с начала 1990-х годов, когда запретили использование этой золы без радиационной проверки. Но годы ушли, и понимание этой опасности тоже.
   Другой вопрос, который мучил точно так же, и уже касался энергосбережения состоял в том, что НГРЭС постоянно экономит уже и днем отключая электрофильтры на трубах и извергая черные столбы неосаженной сажи на окрестности.

А ранее, в советские годы НГРЭС занимался воровством только по ночам, когда на фоне черных южных небес черного столба не было видно с 24 часов до 4 утра. Но тут была с точки зрения энергетиков явная экономия...
   Ну, и третий вопрос по НГРЭС - это когда же она перейдет на замкнутый цикл водоохлаждения? Она то работает по временной схеме с начала 1950-х годов, и видать ей понравилось забирать из Дона чистую прохладную воду, а
обратно сбрасывать уже теплую и грязную.
 
   Кто-то из директоров в порядке мозгового штурма ознакомил других, что одним из важных параметров электросбережения являются сдаваемые площади новостроек, и ежели 10 лет от жильцов нет нареканий, то норма, ежели нет, то через суд наказывать застройщиков надо.

   Таким образом, итог первой части обсуждения показал, что в славном городе Н нет никакой программы реальной по энергосбережению. И говорить то нечего. А ведь программа то есть, была где-то, затерялась поди...

   И тут ведущий переводит совещание с энергосбережения на вторую фазу - по экологии. Оказывается через день 1 декабря уже будет отчетное собрание совета директоров города и в присутствии мэра и Думы надо осветить оба два
заданных вопроса. А никаких предложений нет. Нет никакого конструктива от власти и бизнеса, и есть только от нелюбимого всеми эколога о котором и говорить нет сил ни у кого: как бы сверху не указали...

  Но, стали обсуждать и экологию, т.е. состояние города. Тут начальник экологического отдела, он же и начальник транспортного цеха стал выдавать цифры. Оказывается Ростприроднадзор очень даже проверяет предприятия города и оштрафовал в 2016 году уже на 232 тысячи рублей. Сумма явно мизерна и не стоит даже спрашивать об исполнении.

Тем более, что в городе, оказывается есть коммунальная инспекция из 6 человек, которая понавыписывала штрафов на 2,5 млн рублей. Вот правда на вопрос, и сколько получено в бюджете, начальник честно сказал что не владеет
числами. Стало быть, тоже самый мизер. Но ранее Палата знала, что было всего четверо служащих с правом выписывания актов нарушений, из ни два начальника. А теперь шестеро! Вроде как, вот только город полон грязи.

Один из  присутствующих директоров даже изложил свою версию, что мусор на город приносит ветер с полей. Это на гору то, голова, однако...

  Кстати было и замечание, что проблема мусора давно уже решена в мире, и приносит доход. А тут прямо наоборот все.

  Да и начальнику транспортного цеха администрации были заданы вопросы о разгуле заказных якобы автобусов, на что он твердо сказал, что они работают по закону. Но все деньги за транспортные перевозки из бюджета с ними и
уходят. Понятно, что один его работник по экологии, да и он по транспорту, ничего сделать не сможет. А ведь есть города типа Ставрополя или Оренбурга, где точно такие же условия, но они на загляденье чистые и транспорт
общественный ходит до 23 часов и никаких заказных гадюшников нет.

  Чтобы перевести внимание работник администрации  поведал всем о судьбе постов наблюдения за вредными выбросами. За ушедшие годы три комплекта оборудования для кибиток ценой в 1,6 млн рублей, так и лежат на складах фирмы "Прогресс", и ждут своего часа. Как решил начальник Прудников, есть смысл поставить только один такой пост на пересечении улицы Пушкинской и улицы горбатых генералов. Не нужен ему никакой мониторинг, куда его пришить можно? Больше, настаивал он постов ставить не надо, пусть Гидромет приезжает по три раза то ли в месяц то ли в неделю и делать замеры. И тут мы услышали слова вполне вменяемого человека, читающего даже наш сайт - нам, то бишь им, нужны такие документальные подтверждения вредных выбросов, какие бы могли служить доказательствами в судах. Он бы еще сказал про службу экосыска. Но, знать не дочитал. Растет служивый, и то славно... К пенсии точно освоит науку
 
  Одна дама стала призывать всех участвовать в регулярной очистке города от мусора, особо силами ученых, которых надо куда-то пристроить к общественно полезному труду. Полыхнула дискуссия, а участковых не желаете пристроить к делу? Да и это дело вообще то администрации - дороги, парки, коммуникации. Но начались призывы найти волонтеров и обеспечить их посадочным материалом. Ну, прям, хунвейбины какие-то.
 
  И только уже в кулуарах, позже, я услышал собственно главное, что мэрия хочет обратиться к горожанам с просьбой помочь определиться, чего бы эдакого сделать в год экологии обществом полезного и отчетного для верхов...