Встречи с музыкой. Людвиг ван Бетховен

Родионов Виталий Константинович
1. Творческий стиль

Людвиг ван Бетховен – Прометей в музыкальном искусстве.

Музыка Бетховена заряжена вселенской энергией.

Музыке Бетховена свойственны величие, сила и красота.

В музыке Бетховена торжествует разум.

Современная музыка начинается с Бетховена, ибо композитор мыслит уже гражданскими и общественными категориями.

Дух музыки Бетховена созидателен для народов всего мира.

Бетховен – иерихонская труба революционной эпохи.

Воистину революционной музыкой Бетховен сотрясает европейский дом!

Музыка Бетховена отображает эпоху доблести и славы.

Главная идея произведений Бетховена – борьба за честь и достоинство личности.

В музыке Бетховена неразделимы радость жизни и философское глубокомыслие, в котором накапливаются силы для новых подвигов.

Бетховен проявляет редкое дерзновение и новаторство в музыке!

Сочиняя музыку в духе народных песен и танцев, Бетховен делается в высшей степени простым и ясным.

Бетховен – величайший мелодист и мелодический аскет.

Бетховен предельно строг в отборе музыкального языка: композитор мыслит рельефными мотивами.

Бетховен – укротитель музыкальных стихий. Его интеллект держит эмоции в железных тисках.

Бетховен вращает колесо истории в нужном ему направлении.

Глупо бороться с судьбой заурядному человеку. Это может позволить себе лишь такой мощный гений, как Бетховен!

Известно дерзкое высказывание Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку»!

Каким великим симфонистом не выглядит Бетховен, порой его гений снижается до механического движения по кругу: от героизма к трагедии и от трагедии к героизму. Тогда в его симфониях мы слышим гениального шарманщика!
 
2. Творчество

Лучезарным, солнечным оптимизмом наполнены фортепианные концерты Бетховена.

Бетховен создает пламенную «Аппассионату» в 1805 году, когда Европа ещё пылает в огне революций и наполеоновских войн.

Фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена концептуальны: они представляют собой глубокие раздумья над судьбами нородов мира. Поэтому сонаты композитора по сути дела симфоничны. В свою очередь, его симфонии сонатны, ибо написаны в сонатно-циклической форме. Так происходит взаимное отражение бетховенских сонат и симфоний.

В опере «Фиделио» Бетховена слишком много драматизма и мало мелодической красоты. Это ложный путь!

Бетховен – гений в симфонии и всего лишь талант в опере!

Бетховен создаёт «Фиделио» в 35 лет, Вагнер «Тангейзера» - в 32 года. Нельзя не заметить, насколько выразительнее звучит вступление к «Тангейзеру» в сравнении с увертюрой к «Фиделио»! Кроме того, надо иметь в виду, что Бетховен ещё около 10 лет занимается переработкой любимого детища. Сегодня «Фиделио» - редкий гость на оперной сцене, тогда как вагнеровскому «Тангейзеру» аплодирует весь мир. Что ж, не все жанры подвластны гению!

Симфонизированная опера «Фиделио» Бетховена – это гениальная аномалия!

«Ода к радости» в финале Девятой симфонии Бетховена воссоздаёт в концентрированном виде радость Генделя, Гайдна и Моцарта!

3. Имена

Бетховен правдив и конкретен в музыке как Микеланджело – в скульптуре.

Кант, Гегель, Шиллер, Гёте – революционеры духа. К ним нужно присоединить Бетховена!

Бетховенский драматизм – не столько шекспировский сколько шиллеровский.

Бетховен не снимает шляпу перед австрийским императором, но преклоняется перед талантом Гёте!

К музыке Бетховена ведут две дороги: конструктивная Иоганна Себастьяна Баха, Карла Филиппа Баха, Гайдна и мелодическая –Генделя, Иоганна Кристиана Баха, Моцарта.

Бетховен восхищается величием музыки Генделя.
 
Гайдн пишет бесконфликтную, простодушную музыку, его ученик Бетховен – драматическую.

Музыка Гайдна – простонародная, Бетховена – всенародная.

Гайдновскую мысль о разумной жизни Бетховен расширяет до всего человечества.

Мощный бетховенский дух прибывает в физически крепком теле Бетховена. Композитора нельзя причислить к утончённым австрийцам Гайдну и Моцарту. Несдержанность и неукротимость натуры Бетховена указывают на немецкую природу гения: Бетховен – от земли, от простой, здоровой деревенской жизни. Его самсоновский дух обращён к Небесам!

Если говорить о музыке Бетховена, то он, пожалуй, воспринимает лучшие свойства Клементи и Моцарта: от Клементи берёт непосредственность выражения чувств, от Моцарта – изящество и артистизм.

Бетховен окончательно сбрасывает пелену наивной созерцательности Моцарта.

Моцарт рисует и раскрашивает музыку, Бетховен – высекает её как скульптор. Творчество Моцарта сопровождается Божественным вдохновением, Бетховена – изнурительным трудом.

Рационализм Моцарта направлен на музыкальную форму, Бетховена – на форму и содержание.

Гайдн – весёлый и озорной, Моцарт – весёлый и нежный, Бетховен – композитор энергии, воли и разума. Таковы характерные черты музыки трёх венских классиков.

Произведения Баха, Генделя или Моцарта одинаково совершенны. Этого постоянства нет у Бетховена: скажем, из 32 его фортепианных сонат только несколько по-настоящему гениальны, т.е. абсолютно безупречны. Неровность бетховенского стиля проявляется и в других музыкальных жанрах.

Керубини создаёт музыку для революционных масс Франции, Бетховен – для человечества.

Россини наделён капризным гением, Бетховен – волевым, Россини сочиняет музыку непринуждённо, Бетховен – целенаправленно, Россини – кокетливая барышня в опере, Бетховен – зрелый муж в симфонии.

Бетховен, Россини, Вебер – три атланта оперной увертюры: «Леонора 3» - это мужество, героизм, торжество радости; увертюра к «Севильскому цирюльнику» - блеск, изящество, красота; увертюра к «Волшебному стрелку» - глубина чувств, скорбь, драматизм. И каждая из них по-своему гениальна!

Принято считать, что к стилизации первыми обращаются романтики. Нет, это не так. Их предшественником в использовании музыкальных стилей композиторов разных эпох надо назвать Бетховена. Он тонко претворяет ликующую барочную радость Букстехуде, Баха, Генделя, классическую гайдновскую простоту и моцартовское изящество, трагедийность глюковской оперы и оперы-спасения Спонтини, Керубини, Сальери. Бетховен возводит своего рода стилистическую пирамиду, стержнем которой выступает его собственный героико-драматический стиль.
 
В музыке Бетховена – волевая, мужская энергия, Мендельсона-Бартольди – мягкая, женская.

Бетховен, Берлиоз, Вагнер – гении революционных бурь, Мендельсон-Бартольди, Чайковский, Сен-Санс – проникновенной лирики.

Оркестровый симфонизм Бетховена преобразуется в оперный симфонизм Вагнера.

Лирика композиторов-классиков Бетховена и Брамса отличается целомудренной чистотой.

Бетховен и Мусоргский создают музыку правды и красоты, Верди и Чайковский – красоты и правды. Это определяет характер их оперного творчества: у Бетховена и Мусоргского господствует речитатив, у Верди и Чайковского – мелодия.

До высокой трагедийности в музыке поднимаются Бетховен и Вагнер. То же самое можно сказать о Верди и Чайковском, Мусоргском и Малере.

Отличительная черта гения – способность к целеустремлённому созидательному труду. Самые яркие примеры: Бетховен, Вагнер, Чайковский, Прокофьев!