Предполагаемая книга часть IV

Федоров Мистик
4Предполагаемая книга

ОТРОК

Что за дела в двенадцать ночи
у отрока? А как же! За
ночным затишьем, что есть мочи,
готовит молнии гроза.

Она оттачивает стрелы -
безмолвно тысячи теней
по черной глади оробелой
смолу и серу тащат ей.

Куют незримо молоточки
железо в кузницах, и тьма
губами просит об отсрочке,
укутав бархатом дома.

Никто ее еще не чует,
все дремлют, видят сны, храпят,
там дрыхнет кот, тут пёс ночует,
спят мать с отцом, деревья спят…

Лишь этот отрок нечто слышит
и видит – что там? – зверь ли, змей
ткань эту плотную колышет,
как будто бы ползет под ней.

Скорей бы – черную повязку
сорвать, откинуть верхний пласт, -
а там подсветку и огласку
гроза подспудным силам даст.

И можно своему смятенью
дать имя, разглядеть лицо
Томящего скользнувшей тенью,
найти Кощеево яйцо!

                ***
Не совсем ясно гроза для народа, или только для Отрока и это только его личное дело? Или и для народа, и для каждого в отдельности, только Отрок ''на передовой'', провидец грядущей бури.

Она оттачивает стрелы -
безмолвно тысячи теней
по черной глади оробелой
смолу и серу тащат ей.

Куют незримо молоточки
железо в кузницах, и...''

Достоевский мог бы добавить эти строчки к эпиграфу к ''Бесам'', и к ''Преступлению и наказанию''

 «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими''
Но как красиво изображена у Олеси эта подготовка к буре, как у Пушкина!
Кто же этот отрок? Сразу напрашивается имя отрока Варфоломея, Сергия Радонежского. Но этим ''отроком'', ''отроковицей'' может быть и сам автор стихов - Олеся.
Вспоминается, что старец Досифей благословивший молодого Прохора, Серафима Саровского на подвижничество  - была женщина. Если женщина была ''старцем'', почему женщина не может быть ''отроком'' ? Вообще много таинственного в образе Олеси Александровны.
Автора сего отзыва время от времени посещают мысли, что в 2076 году Олеся Александровна будет прославленна как ''Просветительница Московская и всея Руси''
 Предпринимались церковной интеллигенцией попытки во время Перестройки канонизации Гоголя, Достоевского. ( Автор сам присутствовал на таких обсуждениях на официальных собраниях)
Предвижу праведный гнев святой праведной Олеси - ''Знаете, Сергей это уже не умно и просто глупо'' ,  - но число 2076 мне не даёт покоя.
Душа замирает в ужасе, готов бежать как отрок Пушкин на экзамене в Лицее.

Олея - Вот именно, Сергей, "это уже не умно и просто глупо".
Лучше посмотрите репортаж об архимандрите Василии (у меня на странице).

С. - Я начинаю себя чувствовать провидцем. Наверное бесы постарались.

На фейсбуке я не нахожу Вашего репортажа об архм. Василии. Подскажите пожалуйста месяц и год.
Или адрес Вашей страницы.
Может быть этот текст было бы хорошо поместить на фб. Вы пишите об убиенном в Оптиной пустыни? Я помню его по Оптиной.


О. - Сергей, это было вчера. Но почему-то это не всем видно. Может быть, потому что я это у кого-то взяла и у себя "поделилась".

За вчера есть о Вашем двоюродном дедушке Василии поковнике. Очень проникновенный, серьёзный и добрый очерк.

О. - Ну вот, значит, точно про архимандрита Василия затерялось... А меня тут укорили, что я Вам дерзко ответила. Простите.

Олеся, Вы так спокойно ответили и просто согласились с моими словами, что я немножко опешил, ожидая Вашего смиренного гнева. И меня стала грызть совесть. Поклон тому, кто Вас укорил, наверное заботясь о моей нежной и восприимчивой психике. Но я, действительно, был огорошен Вашим спокойствием. Это наверное я должен просить у Вас прощения, сказал, что думаю.

Михаил Павлов   Olesia Nikolaeva, держитесь, Христа ради, дорогая Олеся Александровна, держитесь! Сии дифирамбы промыслительны весьма. Претерпевший же до конца спасется... :)

С. -
Я словно Бармалей на детском спектакле, а дети за Вас переживают. Визжат, кричат, предупреждают

Отто Новиков  - Похоже, Сергей, похоже. Но Бармалей особенный - льстивый, т. е. тоже "страшный", но по другому...

Олеся - Про Бармалея на детском спектакле мне очень понравилось!
Скорее - Карабас Барабас.

Отто Николаев. - Мне - тоже. Просто я, пользуясь тем, что мы давние друзья с Сергеем, не упустил случая слегка уколоть его.

Олеся - Мы тоже с ним друг друга подкалываем.

С. - Олеся, какой у Вас проникающий взгляд! Я даже немного смутился. В тридцать пять лет я действительно был похож на Карабаса. Фото 1990-91 годов. Покровский храм в Новом Иерусалиме.
Олеся - Нет, здесь совсем не Карабас, а боголюбивый инок.
***


ОШИБКА

Что неудачник ни затеет,
все кончится сплошным провалом,
что склочник в сердце ни посеет,
всё кончится большим скандалом.

Что ни задумает всезнайка,
концы с концами не сойдутся,
и краснобая балалайка
заиграно звучит и куце.

И предсказуемая скука,
и узнаваемые маски,
и даже – розовый – из лука
стрелок лениво ждёт подсказки…

То даст осечку, то промашку,
а то – нелепую ошибку,
сражая не того: рубашку
он спутал, видишь ли, улыбку…

А раненый – секретным принцем,
неузнанным в своей столице,
с небесным носится гостинцем
и безответностью томится!

                ***


 А попробуйте отнять у него этот дар небесный, полученный по ошибке! Более счастлив тот, кто любит, пусть и ''по ошибке'', чем тот, кого любят. Данте тоже ''по ошибке'' получил небесный дар - а результат!!!
И человечество благословляет его, или ''стрельца - розового - из лука'' за эту ошибку уже несколько веков. Беатриче могла бы и позавидовать Данте, такой влюбленности в неё.
Вашу-то судьбу решал не ''Стрелец - розовый - из лука'', у Вас стопроцентное попадание.  А Вы сами как православный Данте  ХХl века.


***

У  КАМИНА

Он заперт весь на ключ, на карантин,
он смотрит холодно, когда я злюсь и плачу,
за небо, полное торжественных картин,
он родину отдаст и Третий Рим в придачу.

Мои послания и книги в час ночной
он не доверит никакой корзине,
ни черной проруби, ни чаще ледяной,
но по листку сожжет дотла в камине.

Я так и вижу: в кресле он, ладонь
к щеке прижата – он еще читает,
и сразу – р-раз! – страницу шлет в огонь,
и наклоняется, и угли подгребает.

Вот-вот обложки подойдет черед –
обложка синяя, с пропиткою, обвита
каймой из золота, но тоже – полыхнет
всем синим пламенем, взглянет многоочито.

О, как мне это по сердцу: зима,
вино из кубка, перстень с тайной, посох
и жесты царские, и легкий хмель ума,
камина жар, окно в морозных розах!

Пусть трудится: забвенье – труд и страх:
на опустевшем месте ветер дует,
шалят кикиморы, рыдают на пирах...
...Когда ж наутро выгребаешь прах,
зола мертва, но пламя все бушует.


                ***

''Чёрный человек'' заказав ''Реквием'' Моцарту, как бы заказал и самого Моцарта Сальери. Сальери и ''грохнул'' его по заказу Чёрного человека.
Слава Богу, Чёрный человек, внутренний цензор Олеси, пока ещё истребляет только ее с его точки зрения ''несовершенные'' творения. Когда Олеся напишет свою лебединую песню, свой ''Реквием'' тогда Черный человек может и сделать своё ''чёрное'' дело руками кого-то подобно Сальери.
Этот Чёрный человек может оказаться епископом, который под текст псалмов самой Олеси, будет постригать ее в монахини, и облачившись в черные ризы, умрет Олеся для мира. ''Грохнет''  (порешит) ее Черный человек, как и Моцарта. Уповаю, что после 2076 года мать Ольга, ( или Елена) будет прославлена среди святых. Только очень хотелось бы чтобы это было нескоро, Реквием, и чтобы Олеся пробыла ещё с нами радуя своими песнями, и Ангельский чин не торопилась принимать.
Но какой уровень - и у Моцарта, и у Олеси свой Чёрный человек. В этом ряду непонятно почему Пушкину смерть была предсказана от белого человека.
Я сейчас читаю книгу стихов новой знакомой, которая воспевает смерть, как Омар Хайям вино, и в таком же количестве стихов, возможно это и наложило отпечаток на моё восприятие мира - все в чёрном.

Любовь Прусакова

       а я ничего не поняла....пошла ещё раз прочитала...хочется узнать: кто это. что " и Родину и Третий Рим в придачу"? А ещё ваши книги сжигает в карантине?

Олеся

Так Вам все и расскажи - пароли, явки. Как говорила жена Лазаря Кагановича, которая руководила журналом "Работница", моей свекрови, писательнице Инне Варламовой, когда та отдала туда свой рассказ: "Вот вы в последнем параграфе кратенько все и объясните, о чем вы тут понаписали".

 Любовь Прусакова

какое зашифрованное стихотворение! или моё больное воображение?

Сергей Федоров

 Смотрите чаще фильмы Андрея Тарковского, и натренировавшись на его ребусах, сможете тогда свободнее читать смыслы в стихах Олеси. Я тоже ничего не мог понять ни в стихах, ни в фильмах. Очень помогает Черный квадрат Малевича. У Тарковского в "Солярисе'' он превратился в ''Чёрный круг'' иллюминатора. Подумайте, что стоит за Квадратом и Кругом, и тогда Вы воскликнете -  А стихи-то Олеси хороши! Это не ''заумь'' Тарковского!

 Или читайте меня  - Отзывы на творения Олеси  Николаевой часть lV, lll, ll, l.
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760

После особого прославления Олеси, ее тексты будут подвергнуты сугубому исследованию и толкованию. Я же осуществляю прижизненное толкование столь важных текстов. Автор, может меня поправить, указав на неверное понимание духовного смысла в стихах, ставших псалмами XXl века.


 Думаю, при необходимости, и сама Олеся Александровна может справиться  в ''толкованиях'', какой смысл она вкладывала в  то или иное стихотворение.

***

СОН

Мне приснилось что-то такое, мол – мир и Рим.
Будто с неким вроде бы даже Ангелом об этом мы говорим.
Хоть Мартына Задеку бери, хоть Юнга – один ответ:
ты, душа измельчилась, бедная, так выйди на Божий свет.

Выйди, выйди на Божий свет, ведь там – Рим и мир.
Человек наматывает круги, как конь скаковой; как сыр,
в центрифуге сбивается; спекается, как рубин:
кровяные тельца, алый билирубин.

Человек сгущается, как туман, по углам клубится, как тьма.
Человек боится сорваться с круга, сойти с ума.
Поломать хребет, порасти хвощами и ржой.
Ну а больше всего боится, что его поглотит Чужой.

Потому-то, как в мир войдешь, ищи там, конечно, Рим.
А как в Рим войдешь, выбирай лицо, надевай хитон, пилигрим.
А как станешь победителем на ристалище, бери в награду сапфир:
побеждая Рим, ты побеждаешь мир.

…Так и ты, душа унывающая, дерзай, иди и смотри.
Отверзай глаза, закрытые страхом, при счете «три».
Пусть тебя терзает волчица алчная, гонится по пятам –
смерть твоя, как в яйце Кощеевом, вовсе не здесь, а там.

Ах, не об этом ли сказывал пернатый легионер: он держал кольцо.
А на нем – сундучок заветный, а там – яйцо.
А в яйце – сшивающая концы и начала таинственная игла.
Если уж где-то жить, так в последнем Риме – я так это поняла.

                ***


 Надо быть Олесей чтобы понять о чем стихи. В этих стихах Олеся превзошла Откровение Иоанна Богослова, предсказания Нострадамуса, и заумные фильмы Тарковского. Стихи можно посылать на передачу ТВ ''Что? Где? Когда? '' Для команды знатоков на расшифровку.
Попробовать начать с последних строчек.
Очевидно ''последний Рим - это Москва, но Рим-Москва как обитание духовной элиты, ''Я сказал- вы - боги'' Именно в духовной Москве-Риме творится история ''сшиваются концы и начала таинственной иглой''
''Пернатый легионер'' скорее всего Архангел Михаил, чаще всего именно он изображается в доспехах Римского воина, но с крыльями.

''…Так и ты, душа унывающая, дерзай, иди и смотри.
Отверзай глаза, закрытые страхом, при счете «три».
Пусть тебя терзает волчица алчная, гонится по пятам –
смерть твоя, как в яйце Кощеевом, вовсе не здесь, а там.''

Матф. 10:28 "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне."
''Чужой'' и может поглотить душу.

''Потому-то, как в мир войдешь, ищи там, конечно, Рим.
А как в Рим войдешь, выбирай лицо, надевай хитон, пилигрим.
А как станешь победителем на ристалище, бери в награду сапфир:
побеждая Рим, ты побеждаешь мир.''

Похоже на собрание избранных, духовных аристократов. на Церковь, на ''Царственное священство''
''А как в Рим войдешь, выбирай лицо, надевай хитон, пилигрим.''
У каждого в Церкви своё задание от Бога, свой дар, свой лик. Ведь не маску выбирай, а лик.
''надевай хитон, пилигрим.''- облецитесь в белые одежды святости.
''А как станешь победителем на ристалище, бери в награду сапфир:''
Святые очень часто приводили в пример ристалище.
''побеждая Рим, ты побеждаешь мир.'' -здесь ''побеждая'' очевидно, покоряя успехами.
''Победи себя, и победишь весь мир'' Победи свои страсти.

''Человек наматывает круги, как конь скаковой; как сыр,
в центрифуге сбивается; спекается, как рубин:
кровяные тельца, алый билирубин.

Человек сгущается, как туман, по углам клубится, как тьма.
Человек боится сорваться с круга, сойти с ума.
Поломать хребет, порасти хвощами и ржой.
Ну а больше всего боится, что его поглотит Чужой.''

Жизнь человека вне Церкви, вне ''царственного священства'', вне духовно Рима.
''Хоть Мартына Задеку бери, хоть Юнга – один ответ:
ты, душа измельчилась, бедная, так выйди на Божий свет.''
Мартын Задека сонник, Юнг - архитипы''

Душа измельчала живя по этим измерения, по этим системам. Это и обсуждает Олеся с Ангелом. Люди должны стать ''Римлянами'', ''гражданами неба''
Почему Олеся и предпочитает жить в Третьем Риме.

Попытки немощного моего ума свести концы с концами. Возможно это получилось надуманно, но ничего больше в голову не приходит

               ***
Сергей! Я потрясена! Отбросив все комплиментарные велеречивости, Ваше понимание и проникновение в текст - поразительны. Хочу собрать все Ваши комментарии!

Теперь Вы меня потрясли! Я пишу только с Божией помощью, по подсказке, сам немощен. Но Вы меня очень обрадовали.
Четыре части отзывов на Ваши произведения на Проза. ру
IV - http://www.proza.ru/2016/08/05/662
Ill - http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
Il - http://www.proza.ru/2015/11/03/2188
I - http://www.proza.ru/2015/10/30/1752
Вам собрать все в одно?
Правда ещё не поставил последний комментарий.
Теперь не усну от восхищения!

Все - поставил!

                ***


«УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ»

Заря чуть тлеет догоревшая,
песчаный обезлюдел пляж,
и балерина постаревшая
внезапный чувствует кураж.

И, оглянувшись: поздно ль, пусто ли?
взмывает на крутом мыске,
гнёт в три погибели без устали
стан располневший на песке.

Подрагивая, руки волнами
свивает в отсвете звезды,
глазами тёмными и полными
страданья – блещет у воды.

Ведь облака на небе душные,
и в сердце – колотьё и боль.
Уже и мышцы непослушные,
уже хрустит в суставах соль.

…О том же и прибой, стирающий
следы и музыку вразлёт,
что этот лебедь умирающий
погибнет, если не умрёт!

                ***


На самом деле балерина это не стареющая тётка, кружащая фуэте на песке, под закат жизни и солнца, а душа. Олеся не о старой балерине беспокоится и ее ''хрустящих солью суставах ''( хорошо, образно!), не о стане располневшем на песке, а о душе человека. И, немножко пугаюсь этой мысли, о своей душе.
Но, очевидно, она будет жить в своих учениках, за которых душу полагает, в своих книгах, которые людей вдохновляют.
По слову - «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»
Вроде бы впервые в творчестве Олеси начинают звучать прощальные нотки.
Я знаю поэтессу, красивую, средней молодости, которая не вылезает из гроба.
Но для Олеси это как-то не свойственно.




 Нет, Сергей, на сей раз это совершенно реалистическая картинка, с натуры: видела эту постаревшую балерину, танцующую на пустынном ночном песчаном пляже.


                ***

Отзыв на рассказ ''ВОСХОЖДЕНИЕ''

Мы можем уже и не ездить на Афон. Благодаря Вашему рассказу, живому и убедительному, там уже побывали. Часто рассказы паломников это перечисление святынь, старцев, и вздохи авторов о своём окаянстве и милости Свыше. Сто таких рассказов как один похожи друг на друга, и знаешь, что произойдёт, и каким будет повествование со многими '' ахами''.
А у Вас убедительный, очень интересный рассказ со слов о.Владимира. Я словно побывал на Афоне вживую, хотя я слышал много рассказов от своих знакомых побывавших на Афоне, но такой реальности духовной жизни редко, кто передавал. Один штришок в описании, может сильнее передать эту реальность, чем ''карнавальные костюмы'' бесов.
Кажется, это был принцип Хичкока в режиссуре.
Спасибо за путешествие по Афону.
Ещё!!!

2 отзыв позднее

После таких рассказов народ может побежать в монахи! И те, кого благословляют, и те, кого не благословляют.  После нескольких монастырей, я разочаровался в себе, меня ''не благословляли'' и послали в монастыри, чтобы иллюзии развелись, они и развеялись, но прочитав сей рассказ опять вдохновился. Даже немного ''опасный'' рассказ.

О. - Да Вы и так живете подвижнической жизнью - зачем Вам монастырь?

С. - Видимость.
Но Правило вопреки грехам преображает.
***

БЫЛЬ

Рядом со мной жили два писателя – старый и молодой.
Старый был одинокий, а молодой – семейный.
Старый писатель и говорит молодому (а тот был большой начальник в писательских высоких кругах):
– Как умру я, похорони меня на Переделкинском кладбище около Пастернака. А я тебе завещаю библиотеку.
Молодой с лёгкостью согласился.
Но пожил он ещё, пожил немного и – умер.
И его как начальника похоронили неподалеку от Пастернака.
А старый на него очень за это обиделся.
– Как же так, – восклицал он. – Я же ему всё готов был завещать: целую библиотеку. Там и классика, там и современность.
Так и стоял возле его могилы, головой качал, языком цокал.

                ***


Глубины мудрости Евангелия, они преломляются в творчестве каждого великого писателя. В их числе и Олеся.

''душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?''

Произведение, в котором отражается Евангелие имеют в себе коэффициент вечности.

Интересно, а если бы молодой писатель не согласился, то не помер бы?
А старый предлагал ли ещё кому-нибудь ''завещать библиотеку'' ?
Может быть будет продолжение?


Елена Степанян  - мне нравится Ваше замечание о "коэффициенте вечности". Спасибо


Это не моё выражение, так говорил прт. Всеволод Шпиллер, который, я не сомневаюсь, будет канонизирован, как и известная особа.


Олеся, думаю придёт время, когда около Вашей могилы люди захотят захораниваться.


Елена Степанян - простите, что встреваю в Ваш диалог с О. Н., но ведь он публичный... Можно ли такое говорить человеку, не завершившему свой путь? Признанные святые резко возражали против этого. Помните, как ап. Павел запретил пророчествующей девице говорить о нем, как о человеке Божием? А ведь она говорила сущую правду. Только не обижайтесь - я вообще не могу никого поучать. Я и не поучаю. Просто делюсь непосредственным впечатлением.

Олеся  -
Елена Степанян - Аленка, спасибо, дорогая, что ты за меня заступилась! Сергей очень часто меня провоцирует и поднимает на смех.

Е.С. -
ну, если на смех...


Олеся -
Конечно, это он все в обратном смысле...

Е.С. - видишь, до чего простодушие доводит. У моей бабушки было словцо, не очень благозвучное: простодЫра. Всему верю, что мне говорят. Ну, почти.


Михаил Павлов - ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
«Бороться с пошлостью – пошлейшее занятье.
И значит, это утвержденье – тоже пошлость...»


С.Ф. - В данном случае я не имел в виду святость Олеси Александровны (каждый понимает в меру своей испорчености - это я поклоннице), просто в ''Были'' фигурирует могила Пастернака, и я имел в виду писательскую ипостась Олеси.
Но Ваше замечание Елена заставляет задуматься.

При жизни императрицы Александры в голову никому не могло придти, и прежде всего ей самой, что она будет канонизирована.



Е.С. - именно

С.Ф. - Именно!

Николай Омельченко

 - к этому времени Олесю Александровну необыкновенно сильно будет занимать вопрос: хотят ли люди быть захороненными рядом с ее могилой...

***
ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Луч солнца так запутался в ветвях,
что светлая беседка там, казалось,
крыльцо, казалось, золотое там:
средь пасмурного дня в насупленных бровях
со взором сумрачным, в котором страх, усталость,
уныние, досада, тарарам.

И я взошла на чудное крыльцо,
и начал рисовать моё лицо
луч праздничный и говорить: на снимке
и ты теперь вся в золоте, янтарь
в косе сверкает, сам Небесный Царь
теперь тебя заметит в серой дымке.

Но всё так создано, чтоб даже и она
здесь просияла – преображена –
хоть в городе, хоть возле полустанка.
А там, где мрачный верховодит дух
и лупит коз своих хмельной пастух,
прольётся лунная, бликуя, серебрянка.

2007г.


                ***

Потрясающе  - строчкам о золотом крыльце

''Луч солнца так запутался в ветвях,
что светлая беседка там, казалось,
крыльцо, казалось, золотое там:''

нисколько не уступает хмельной пастух, лупящий коз.

''А там, где мрачный верховодит дух
и лупит коз своих хмельной пастух,''

Причём не пьяный пастух, а хмельной.
Не дубасит коз, а лупит.
Нет матерной безысходности и натурализма деревенской жизни.

А  - ''и ты теперь вся в золоте, янтарь
в косе сверкает, сам Небесный Царь
теперь тебя заметит в серой дымке. '' - автор просто королева!

Еще немного и стихи станут иконой, с козами, хмельным пастухом, с Царем Небесным и бесами, и с  женой в золоте и янтарем в косе, - с автором стихов.

Шедевр Олеси, и кажется так легко написан. Удивительно!


                ***



Отзыв на рассказ ''СТРАЖ ПРИ ИКОНЕ''

Христос ехал на ослике в Иерусалим, а икона Божией Матери на руках о.Владимира в Казань.

О. - Получается так!

С. - И оба блистательно выполнили свою миссию. Только имя ослика не сохранилось в истории. А имя Вашего мужа сохранится благодаря Вам.

О. - Хорошее сравнение с Христовым осликом! Можно я вставлю в рассказ?

С. - Я буду счастлив.

                ***

ДЕДУШКА

Вот с кем бы мне сейчас очень хотелось бы познакомится, посидеть рядом и вдоволь поговорить, так это с моим родным дедушкой - Федором Алексеевичем Авериным. А я его - увы! - не застала!

                ***

Отпечаток времени на людях той эпохи. Булгаков, Маяковский, Ваш дедушка похожи чем-то между собой.

О.

На Маяковского все-таки вряд ли... Вот его более поздняя фотография. Он по духу был скорее антагонист Маяковского (насколько я понимаю по рассказам бабушки и мамы).

С.
 На этой фотографии не похож, глаза добрые. Я решил, что это Ваш папа.
Дедушка тоже литератор? И он фон Бишоп? Если Вы о папе писали, что стоят одни украденные валенки и переписка с тринадцатилетней мамой на газетном листке, то о Вашем дедушке туманное облако. Но на этом фото явно Булгаковский прищур. Может быть они знали друг друга? Совсем не простой человек! Таинственный!

Фон Бишопы это по линии мамы?

О. - Да - это его мать.

А его бабушка была Элизабет фон Бишоп, рожденная в Вильно. Это единственное, что я о ней знаю.


С. - Впечатление, что он заслуживает книги. Что-то многое за ним стоит. Как за царем Салима Мелхесидеком (не знаю как правильно -''хи'', или ''хе'') И наверное, так же ничего не известно, народу по крайней мере.



ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ НАЗАД

Совещание молодых писателей в Москве.
На фотографии слева направо: Гриша Кружков, Галина Погожева, Александр Антонович, латышский поэт Калныньш (прошу прощения, кажется, так), Лёша Дидуров, я и Витя Коркия.

И - стихотворение.

БЕДНОСТЬ И ЮНОСТЬ

Бедность и юность,
 вы пахнете разом
 морозом, упреком, скандалом семейным,
глинтвейном.
Сидючи боком,
 вместе на узеньких саночках катите,
 бедствуя в поле широком, –
крепко повязаны барщиной гордости
и самолюбья оброком.
Податью плоти гневливой обложены, данью фантазий,
схвачены Тем, кто боролся с Иаковом,
 сброшены наземь...

Паче всех связей блюдут бесприданницы
вид неподлеглый,
или не в вашем подвале скрывается каторжник беглый?
Две гимназисточки,
 злые чернильницы вдруг опрокинув на скатерть,
думали: лучше б в гетеры, в галерницы, в ночь,
 чем на паперть!
Как вы мутили меня и мытарили!
 Думала – спятит
вовсе дорожка!
 За все ваши “дешево” – дорого платят!

Здесь и повсюду, где только щеколдою
тою же звякнешь, –
до откровения от верхоглядства –
 по морю шаг лишь!
Ишь, как за всех, вами на берег брошенных,
 вялых, как рыба,
на полудохлом – без запаха – воздухе
 больно мне, ибо –
каждый, кто беден и юн был, час от часу –
 чахнет, томится.
В зеркало смотрится – то прибедняется,
 то молодится.


                ***

 Нет слов как хорошо! Как юность!  Стихи не ''сделанные мастером'', а естественные, как  глинтвейн и морозный воздух! Разбередили сердце, почти до слез довели!



Протоиерей Владимир  Вигилянский  - Кстати, стихам ровно 30 лет.


                ***


Ну, оч-ч-чень старое…

В  ДОМЕ  ГЕРЦЕНА

Длинной строкою поэт – мой сокурсник Федосов –
связывал строфы и, облокотившись на стул,
так начинал: “Мирозданье…” Глядел, как философ, –
“Здание мира”, – он вслед, поясняя, тянул.

В домике Герцена много вставало вопросов,
рифма глагольная всех уводила подряд:
с вечности начали – кончим Россией, Федосов,
так отвечай же – что делать и кто виноват?

Бедный поэт – он стоит словно во поле воин.
– О, не касайся ни пашен её, ни болот.
Тот, кто не любит её, тот её не достоин
и в мирозданье её никогда не найдет.

Лучше не трогать ни мхов, ни тревожащих веток
слабой душе с непонятной дремучей тоской:
в чащу войдёшь – а навстречу неведомый предок;
кто он – разбойник, гонец или старец с клюкой?

Или, быть может, лихой партизан-одиночка,
гордый всезнайка, кричит мирозданью всему:
“Здание мира мы сами построим – и точка!”
Так и Федосов считает, кивая ему.

                ***


''Лучше не трогать ни мхов, ни тревожащих веток
слабой душе с непонятной дремучей тоской:''
В этом гений сразу обнаруживает себя.
А так - молодежно весёлое, радостное стихотворение, несмотря на мировые вопросы истории в нем.  Почти как у молодого Пушкина. Две пятых от гениальности Пушкина.
Мне так кажется.
А что сейчас Федосов делает? Не спился ли? Или кормит кашей внуков, зовя кошку слезь с фикуса? Неужели до сих пор мировые проблемы решает? Не будет ли стихотворного продолжения? Как у Дюма - Тридцать лет спустя. Все мы немножко Федосовы.
Автор -то не мировые проблемы решала - вечности. Душой занималась, дело делала в отличие от Федосова.
Если бы побольше о нем написать - стал бы нарицательным героем.
Опять Олеся коснулась души.



                ***
Прт. Владимир Вигилянский

Поправка: не 30, а почти 40 лет спустя!

И еще один вопрос - в духе Ваших, Сергей, заметок: "а навстречу неведомый предок... старец с клюкой" - пророчество?


С. - Я постеснялся написать 40, так давно,! Хотя мы  в одно лето 1955 года родились. Олеся в день рождения Пушкина, я в день смерти Чехова  15 июля.
Отец Владимир я не уразумеваю суть вопроса о старце с клюкой? По логике  это вопрос к автору, к самой пророчице. Честно говоря у меня не хватило умственных сил вдуматься в этот каскад, его затмили строчки о мхе и трепещущей ветке.
Или Вы меня записали в толкователи стихов Олеси, как были Дантевские толкователи? Я так возомню себя пророком, переводчиком угодницы Божией '' в писаниях, которой есть нечто невразумительное'' ( Она уж сама не помнит какой смысл вкладывала, и нужно получить справку.?)
Простите, если я вдруг перешёл меру в лёгкой шутливости, но я действительно не понял Вашего вопроса.
Олеся пишет, что у неё переворачиваются фотографии. Я уже ответил ей, что в альбоме, где хранится перевёрнутая фотография, надо плавно нажать на неё пальцем и удерживать, и тогда всплывает меню ''Повернуть влево', ''Повернуть вправо'' и т.д. Нажимать, что Вам надо.

Ещё раз прошу прощения если несколько нарушил субординацию.
Но Ваш совместный рассказ ''Восхождение'' произвёл сильное впечатление.
Молюсь о Вашем семействе.

О.В.
Сергей, в журнале Олеси несколько публикаций по поводу обнаружения нашего семейного предка ("старца с клюкой") - праведного Алексия Бортсурманского. Ну, я и подумал, что строки этого стихотворения Вы могли бы посчитать пророчеством.


С. - Теперь все и связалось. Не случайно я считаю ее угодницей Божией, она все и предсказала. Можно трепетать.



                ***


ТРИ ВЕЩИ НА СВЕТЕ

Есть три вещи на свете, от которых дурные сны:
с чужого плеча одежда,
лести сдобная сайка,
завидущего глаза клей.

Есть три вещи на свете, которые мне скучны:
умничающий невежда,
кощунствующий всезнайка,
величающийся плебей.

Есть три вещи на свете, которые веселят дух:
в холода – дуновенье с юга,
в темноте – свет из-под спуда,
и небесный хор – едва-едва уловим.

И есть три вещи на свете, о которых не надо вслух:
муж с женой, глядящие друг на друга,
и младенец с вестью – оттуда,
и склоненный ангел над ним.

                ***

Это надо повесить в коридоре Литературного института как скрижали завета с Олесей!

***

УТРО

Солнце приоткрывает день с восточных обочин.
Человек выходит на дело своё до ночи.
Праведник уже умыт, препоясан желаньем трудиться.
Грешник, вроде меня, пятернёю чешет ключицу,
сон дурной вспоминает; тяжко дышит, недобро
воет его существо; скулят, как волчата, рёбра…
Ох, какое непраздничное у него настроенье!
Муха прилипла к блюдцу, где оставалось варенье.

Слышит он – в нём бранятся голоса былого:
“Зачем только мать родила на свет невыспавшегося, дурного,
неумытого – в скуке, в злобе,
а ведь так осторожно носила его в утробе!”
О его рожденье Спасителю писала записки,
светлый пекла кулич, выносила в воскресной миске.
Ярко сияло небо: человек родился!
Для того ль, чтоб вот так и так мучился он и стыдился?

Что же случилось с ним? Может на перепутье
в сторону он шагнул и захлебнулся мутью?
Сбился с пути, пропал, канул как ни бывало?
Проснулся немолодым, смотрит вокруг устало.
“Где я был, – говорит. – Кого носил на закорках?
Кому служил на посылках, живя на чужих задворках?
Словно нечистый дух в меня вошёл и вселился,
моё отчаяние пил, моею бедой кормился…”

…А солнце уже в зените, как на престоле,
и тень в серебряной свите, и день в золотом камзоле,
и даже мутная пыль уже начала светиться…
То ли произойдёт! То ли ещё случится!

1982

                ***

Непонятно, - как просто и сверхгениально, - ''Муха прилипла к блюдцу, где оставалось варенье'' - кадр кино.
Маленький человек влипший в сладость страстей, и погибающий как прилипшая муха.
Последние строки о солнце на престоле,и дне в золотом комзоле очень праздничны. Праздник жизни продолжается, вот только грешник как муха влип, ''чешет ключицу, дурной сон вспоминает'' и т.д.
( Но подозреваю, что это поклеп на саму себя, не могло такого быть! Хотя написано с натуры. Все хорошо знакомо.)

***

Очень старое, но к началу учебного года – вполне…

УРОКИ  ПИСАТЕЛЬСКОГО  МАСТЕРСТВА

“Нет ни драматургии, ни сюжетного строя,
если мы героя – самого неповоротливого остолопа –
не поставим в конфликт с самим же собою
пред лицом стихии – бури, огня, потопа”.

Так меня обучали писательскому мастерству в институте,
и я – по мере фантазии в сюжеты облекала событья,
скликала тучи к себе, топталась на перепутье
там, где уверенные потолки опирались на прочные перекрытья.

О, этот жаркий соблазн – винт писательского механизма
подключить к собственной жизни: взорвать смоляную бочку,
воду жадно вспороть и с самонадеянностью юного организма
полагать, что ведаешь сам, где окончательную поставить точку!

А меж тем море начинает разбалтываться, и уже – ни просвета,
ни берега, ни спасенья – сплошная бурая краска,
уходит из-под контроля шлюпка обезумевшего сюжета…
Лишь в Книге Жизни давно известна его развязка!

1982

                ***


На свою голову накликали, наверное то, что Вы насочинили к Вам и пришло мерой полною, утрясенною.  Выпустили джина из бутылки, он Вас и провёл по всем сумасшедшим ситуациям, не спрашивая хотите ли Вы этих виражей и миражей,  или нет. Наверное, ужас в этой ситуации, что живёшь со своим героем одной жизнью, и переживаешь как за живого человека. И Вас обоих в конце-концов освобождает Судья свыше. Вы как бы и не хозяин своего ''чада'',  попробуйте его тронуть  - это уже личность. Надо считаться.
Я так увидел Ваши стихи.
В них пульс и искорка молодости, и очаровательной ''наивности'' начинающего героя, которые потом сменяются мудростью и мастерством


О. - Да, Сергей: "О этот жаркий соблазн - винт писательского механизма подключить к собственной жизни..."

***

 ***

ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ

Школьницей, девицей, птицей нездешнею,
Как ты сияла улыбкой безгрешною! –
Так и осталась в том давнем году –
Белою лилией в чёрном саду.

Что же потом с тобой сделалось? – ржавая
Музыка эта, ухмылка лукавая…
Так и порхала у всех на виду
Чёрною бабочкой в белом саду.

Ты ли сама или время проклятое?
Тучная, траченная и помятая
Встала и загородила звезду
Ягодой волчьею в чёрном саду…

Так увядает и никнет несчастная
Грешная плоть, небесам не причастная,
Чая очнуться и грезя в бреду
Белою лилией в белом саду.

Так – неопознанную, безымянную
Похоронили с рогожею рваною,
Перекрестили тайком на ходу…
Что-то да вырастет снова в саду.

2011


Общение с Мастером промывает глаза. Год назад, когда это стихотворение было опуликованно, я читал его и не замечал графический каркас, который сообщает и ритм всему стихотворению, трепет и пронзительность, историю жизни ''бабочки''  и Шекспировской силы вопрос к небесам.
Смотрел-смотрел, читал-читал, и только через год увидал -

''...
Так и осталась в том давнем году –
Белою лилией в чёрном саду.

...

Так и порхала у всех на виду
Чёрною бабочкой в белом саду.

...

Встала и загородила звезду
Ягодой волчьею в чёрном саду…

...

Чая очнуться и грезя в бреду
Белою лилией в белом саду.

...

Перекрестили тайком на ходу…
Что-то да вырастет снова в саду.''

Высший пилотаж!


                ***

Отзыв на стихи годом ранее 2 сентября 2015г.

Шекспир. Вспоминаются Офелия, Корделия. Драма. Вы находите ноты, которые ставят Вас на уровень Шекспира, в этом стихотворении, обращенность к небесам. Эти стихи могла бы распевать обезумевшая Офелия. Попали в вечность. Надо же, живу во время великого поэта. Не предполагал, не воспринимал, что это так. А вот, подишь-ты! Хотя я не считаю себя знатоком.
Поклон с реверансом.

***
     ***

БАЛЛАДА

Это умер дурень Юрка – не крещён и не отпет.
Чует только кошка Мурка в мире его смутный след:
И мятется, выгибает спину, и кричит своё,
Из-под шкафа выгребает пыль какую-то, тряпьё…

Есть у Юрки дочь Мария, дочь Мария – так она
За пути его кривые горечь испила сполна.
За бесчинства роковые, без креста чумной погост,
За грехи его Мария принимает строгий пост.

…Так проходит время – Мурка помирает, туфли трут,
Сверху слышится мазурка, снизу – дворники орут.
Справа – кто-то колобродит, слева – завывает дрель,
А Мария ходит, ходит средь мертвеющих земель. 

В седине, почти без пищи, в старом рубище, без сна
В царстве мёртвых ищет, ищет папку глупого она.
Видно, он совсем в поганом месте, в гуще темноты,
И Мария в платье рваном лезет, лезет сквозь кусты.

Сверху слышится сюита, снизу – заунывный звук,
справа – женский крик сердито: «Сволочь!», слева – бодрый стук.
Видно, он совсем в пропащем месте, посреди болот.
И Мария тащит, тащит ноги, падает, ползёт…

И внезапно видит – что там? Дуновенье ветерка,
Свет как будто над болотом, словно голос свысока:
«За любовь твою, за слово, за слезу твоих пустынь
Я помиловал дурного папку твоего. Аминь.»

Где-то снова – вальс собачий, где-то шум бензопилы,
Кто-то воет, кто-то плачет, что-то там Бюль-Бюль Оглы,
Рев машины, скрежет, полька, скрип, кукушка на часах…
Но Мария слышит только «аллилуйя» в небесах.
2008

Художник Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп (1829-1908), картина «Воды Леты на равнинах Элизиума» (1880), изображающая переправу умерших душ через Реку Забвения.

                ***

И Мурка и Мария любили Юрку, только Мурка не могла спасти его, а Мария спасла.
Надо понимать, что Мария как Данте посещает загробный мир, не как полноценный покойник.
Не совсем доведена линия Мурки , любящей Юрку. Любовь, даже твари не может не иметь продолжения.
Описание женских криков, собачьего вальса, стук, рев машины, скрежет, полька, скрип и прч.  - получается предверие ада на земле, что-то даже Булгаковское.

''И Мария в платье рваном лезет, лезет сквозь кусты ...

И Мария тащит, тащит ноги, падает, ползёт ...'' - биение сердца в этих строчках.
Как-то напрашивается вопрос, а не умерла ли сама Мария, спася отца?
И , наверное, встретила там и папу, и любящую Мурку.
Есть какая-то тень Булгакова, ''Мастера и Маргариты'' на этих стихах.
Но уровень одинаково высок.


Олеся - Сергей, становитесь уж профессиональным критиком! Вы будете блистать на нынешнем блёклом критическом небосклоне!

С. - Это Ваш отраженный свет. За год переписки с Вами критическими отзывами, как-то произошла постановка мозгов. Правда пишу по подсказке свыше. Скорее записываю, что говорят свыше.
Вы меня очень воодушевляете такими оценками. Спасибо!

Михаил Павлов - О, дорогая Олеся Александровна, Ваши терпение и такт не знают границ! Вы ангел, а Ваш собеседник - медиум, свыше диктуют! Как же интересно читать ваши беседы!!!!!



Олеся - Так на то он и Мистик... А Вы как думали?


Михаил Павлов -Во!
***

4Материал для книги
РАВЕЛЛО

1.

Помнишь ли ты городок Равелло,
взбежавший на гору к небу?
Помнишь ли синьору Альберту, которая на вилле Бланка
накрывала нам завтрак, варила горчайший кофе,
расплетала на открытой веранде,
повернутой с высоты к морю,
вьющиеся хищные побеги в колокольчиках –
пунцовых и синих
и то и дело, раздувая пышную грудь, зычным голосом,
перекрывшим пение птиц,
звала своего сына:
– Оттобелло! Оттобелло! Отзовись, где ты?

Помнишь ли, как ходила она в белый собор
к Пречистой Деве Марии
и в монастырь святого Бонавентуры
и всё просила о сыне своем – отроке Оттобелло,
который ещё во младенчестве потерял зренье,
лишился света очей своих
и теперь блуждал в этом сумраке, нашаривая дорогу палкой,
и непрестанно плакал?

– О, Оттобелло, не плачь, – умоляла синьора Альберта. –
И голос её заливал собою Равелло.
– Отчаянье не носи в сердце, не скармливай ум обиде,
не корми слезами угрозу,
не будь, как нечестивый синьор Джузеппе, –
кощунник и святотатец:
у него молнией спалило сырную лавку,
так он совсем тронулся, совсем обезумел, –
то бил себя в грудь, сидя на пепелище,
то кричал на всё Равелло Творцу,
чтобы Тот сделал вовсе не бывшим все то, что было...
А потом ворвался в собор к статуе Пресвятой Девы,
оторвал от неё Младенца
и, подняв его над своей головою,
закричал: “Не отдам Его тебе, Мария, доколе
не вернёшь мою сырную лавку,
ибо её попалил огонь, посланный с неба!”

– Нет, дорогой Оттобелло, – повторяла синьора Альберта. –
И потом – разве он чего-то добился?
До сих пор пьёт вино печали с запахом гари,
давится хлебом дерзости, на котором копоть...
А вот мы с тобой отправимся на могилу
к одному блаженному брату Джиамбуоно
и попросим его принять наши обеты.
Скажем ему: если Бог, по заслугам твоим,
блаженный Джиамбуоно,
дарует зренье отроку Оттобелло,
то мы отольём два прекрасных восковых глаза
и принесём их в дар на твою могилу”.

Так говорила славная синьора Альберта,
и через весьма малое время и у виллы Бланка,
и на площади перед белым собором,
и у монастыря святого Бонавентуры,
и, наконец, у кладбища, где покоились блаженные братья,
можно было слышать голос доброй синьоры,
можно было видеть на всех дорогах,
как она проносит на вытянутых руках, на открытых ладонях
два огромных восковых глаза,
как кладёт их бережно, по обету,
на могилу святого брата.
А за нею, отставая почтительно на полшага,
следовал безо всякого преткновенья
сын её Оттобелло
и смотрел он так, веселя хрусталик, на всё творенье,
словно бы притрагивался ко всему трепещущей роговицей,
собирая золотую пыльцу света
в колбочки нежнейшей сетчатки.

И тогда – помнишь ли – погорелец из сырной лавки
возвратил в раскаянье Украденное из собора,
ибо всё Равелло встало возле его хижины на колени,
восклицая: “Джузеппе, верни Пресвятой Деве Сына,
верни, наконец, Мадонне Младенца!”

И почувствовав себя, словно оный Ирод,
затворился он тотчас у святого Бонавентуры,
умерщвляя плоть неистовую бичеваньем.

2.

Помнишь ли чудесный городок Равелло?
Он нарочно забрался на гору: влез на самое темя,
встал на цыпочки, распростёр руки,
пальцы облака цепляют, –
чтобы быть к Богу поближе
и хранить под пристальным призором неба
детскую веру, свысока озирая море.

Ведь когда его осаждали мавры,
карабкаясь ввысь по склонам,
Господь послал такой гром, такой треск картечи,
что они в ужасе покатились вниз,
пали на чернейшие лица,
слились курчавыми волосами с прошлогодним мохом,
трепеща, что против них за Равелло бьётся
само Небесное воинство, сражается бессчетное войско.

Вот почему здесь нет ни еретиков,
ни колдуний, ни чародеев.

Когда-то была одна, да и её настигло
высшее вразумленье.
Так хотела она привадить чужого мужа
волхованием, верным колдовским средством:
спустилась в ненастье к морю,
поймала голыми руками рыбу,
разбила ей голову о камни,
выскребла внутренности ракушкой,
поднявшись домой, приложила ту рыбу к срамному месту,
изжарила на огне в оливковом масле,
а потом позвала своего возлюбленного
и принялась потчевать его:
– Угощайся!
Он занёс было над блюдом нож, занёс вилку,
но прочитал про себя спасительную молитву,
и вдруг рыба эта жареная встрепенулась,
поднялась на хвосте,
превратилась в грязного беса.
И несчастный гость бежал в ужасе, пока не упал на пороге
базилики святого Бонавентуры,
братья перенесли его на подстилку,
а пресвитер прочитал над ним экзорцизмы.

Что до самой колдуньи, то она,
пораженная страшным видом,
чтобы искупить грех, нашла себе прокаженного из долины,
стала омывать ему гнойные раны,
счищать сухие болячки
и для своего душевного очищения –
пила эту воду, называя ее “водой исцеленья”...

3.

Вот какое это место – Равелло: повсюду – тайны!
Жаль, что мы навеки его покинули,
ничего в нём не разгадали,
и ты слушаешь о нём с таким удивленьем,
словно прожил жизнь, а даже и не заметил.

2004

                ***

Я смутно понимаю, что такое неореализм, но похоже, что эти стихи типичное воплощение итальянского неореализма, двухсерийное кино. Пожалуй эти стихи более неореализм чем итальянские ''природные'' творения.'' Святее папы,,  Все стихи - кино, причём не сценарий к кино, а уже отснятый фильм, где пленкой служит слово, рифмы. Это поразительный эффект киношных стихов Олеси. Сценарий, пока его не воплотил великий режиссёр, все-таки не живёт, а киношные стихи Олеси живут, и какие поразительные  образы - хотя бы украденный Младенец у Мадонны, просто шедевр ''итальянского кино''. Наверное, реальная жизнь , проживание на берегах Греции и Италии, а не вымороченые фантазии, и позволило Олесе стать ''святее папы''. Как переводы Пастернака оказались более  Шекспирестее, чем Шекспир на подмостках английского театра.  Олесе надо снимать кино на собственные уже ''отснятые киностихи'' ( и получать премию в Каннах)
Удивительное явление. И нет лишних слов, как в неореализме, хотя я не знаю, что это такое.

***

 Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.

Сергей Федоров Мистик  Проза.ру  lV глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2016/11/29/1848
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
http://www.proza.ru/2016/11/27/1585
http://www.proza.ru/2017/02/16/390

***