Воспитание эмпатии

Елена Гвозденко
В супермаркете ребенок с шумом бегает вдоль прилавков, «разоряет» корзины покупателей. В общественном транспорте малолетний хулиган пачкает грязными ботиночками одежду пассажиров, требует уступить место у окна, устраивает истерики при любом отказе. Родители сохраняют удивительное спокойствие, не замечая выходок своих чад. Знакомые картинки, не правда ли? Стоит сделать замечание такому «цветочку жизни», как родители прерывают обет молчания. Оказывается, это вовсе не формирование асоциальности, не вседозволенность, а новая, очень модная концепция «свободного воспитания», заключающаяся в отказе от запретов. Ребенку можно все! Никаких ограничений! Ох уж наше понимание свободы.

Знакомая рассказывала о своем недолгом опыте работы гувернанткой в семье, где воспитывались два малыша трех и пяти лет. «Совершенно неуправляемые создания, что они творили! Мать только и делала, что пресекала мои попытки ограничений», - делилась она своими впечатлениями.

Псевдометод получил широкое распространение в различных социальных слоях. Для родителей приверженность к «свободному воспитанию», чаще всего – способ собственной идентификации, причисление себя к некой особой группе, демонстрация элитарности, по сути, борьба с собственными комплексами посредством детей. А вот для ребенка, чем чреват такой подход для ребенка?

Мама жалуется: «Я постоянно говорю своему малышу, что нельзя обижать кошку, ей больно. Но он продолжает с завидным постоянством». Почему это происходит и с родителями, которые ограничивают свободу своих чад? Чтобы разобраться с этой проблемой, надо понять, что происходит с детьми раннего возраста.

Ребенок прячется под столом, закрывает глаза ладошками. В этот момент, он искренне верит, что стал абсолютно незаметным для окружающих. Солнышко следует за ним по пятам, ведь куда он ни пойдет, оно всегда освещает его путь. Характерной особенностью мышления детей раннего возраста является эгоцентризм (от греческого Я и Центр круга). Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет.

Согласно его теории, мышление ребенка не рассматривается, как примитивное, оно отлично от мышления взрослых. Эгоцентризм является промежуточным звеном от аустического мышления детей до двух лет и социализированного, разумного мышления подростков.

Эгоцентризм хорошо иллюстрирует эксперимент с игрушкой и горой. Ребенку со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями. Его просят описать то, что он видит. На противоположную сторону сажают игрушку. Когда малыш описывает картинку, которую «наблюдает» эта игрушка, он продолжает описывать ландшафт, который в настоящее время доступен ему самому. Ребенок просто неспособен представить себя на месте другого объекта.

Простейший тест на эгоцентризм. Раздайте конфеты малышам на площадке, с которыми играет ваш ребенок, включая его. Попросите посчитать, скольким детям вы раздали конфеты. Чаще всего малыши исключают себя из счета, они не могут представить ситуации, где не являются центром.

Многие психологи уверяют, что эгоцентризм – вполне естественный процесс и бороться с ним не нужно. Но мы все чаще наблюдаем эгоцентризм людей взрослых, невозможность эмпатии, со всеми следствиями такого поведения.

Как помочь преодолеть возрастной эгоцентризм, как не остановить социализацию ребенка?

Из собственного опыта. Гуляем с маленькой дочкой. Она замерзла и проголодалась. Продлеваю прогулку на несколько минут, обращая внимание на птичек, которым холодно и голодно. Показываю сугробы, под которыми спрятана «птичья еда» - семена, зерна (стыдливо умалчивая о букашках). Обедая, вспоминаем о голодных птицах. Предлагаю им помочь, соорудив кормушки. Ребенок с радостью подключается к процессу. Момент для сопереживания выбран удачно, ребенок и сам испытывал голод, поэтому и проблемы птичек ощущались как собственные.

Формирование эмпатии. Художественные произведения, вызывающие детское сочувствие, особенно ценны для «выхода из собственного круга». Чтение хорошей детской литературы, не просто развлекательной, а, возможно, и пугающей, заставляющей испытывать не только радостные чувства. В классических сказках всегда находилось место злодеям, борьба с которыми и добавляла сюжетной остроты. На мой взгляд, современная детская литература либо грешит нивелированностью, отсутствием конфликта добра и зла, либо, в погоне за детским вниманием, активно и бессмысленно проецирует «взрослые» темы.

Детские спектакли. Как жаль, что на смену настоящему детскому театру приходят шоу, где профессиональных артистов подменяют скоморохи – аниматоры, а погружающее в сопереживание героям действо превращается развлекательное мероприятие.

Но центральное место в формировании эмпатии, я отвела бы ролевым играм. Именно  «примеривание» другого образа, другого способа восприятия в новых условиях дает возможность изменить угол зрения. Хороши различные театрализованные постановки, обыгрывания сказок, где ребенок выступает в роли нескольких героев.

И разумеется, ограничения, мотивированные ограничения. «Ты можешь делать, что угодно, если это не опасно для тебя и не наносит вреда окружающим». А «нельзя» не должно существовать автономно, без объяснений. Нельзя – потому что…

Адепты «свободного воспитания» рискуют вырастить закомплексованных эгоцентриков, плохо встраиваемых в любой социум, со сбитыми ценностными ориентирами, ибо главной ценностью эгоцентрика является удержание мира вокруг собственной особы.

Некоторые уверяют, что популярность такого способа воспитания возникла из противостояния личного и общественного, как реванш за коллективное советского строя. Но так ли важны мотивы? Главное то, какими мы хотим видеть своих детей. Сторонники «свободного воспитания», как и их ярые противники, ратующие за «жесткость и домостроевские принципы» пытаются избавиться от комплексов посредством собственных детей, что выдает в них черты инфантилизма, собственного эгоцентризма.