368 Ла-Манш Па-де-Кале 24 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 368. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Ла-Манш, Па-де-Кале. 24.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:
Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале (снимок из космоса). «Дралоскоп» (эпидиаскоп) – таким аппаратом я пользовался при оформлении стендов, стенгазет, плакатов, карт, схем и т.д. на БПК «Свирепый» в период 1973-1974 гг.

Из описания проливов и залива Сена в данной новелле читатели сами легко найдут пролив Па-де-Кале, Ла-Манш и залив Сена, а также вероятное место пребывания КУГ 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ 23 марта 1974 года.


В предыдущем:

Наш разговор с Андреем Павловым о службе специальной секретной связи закончился, но мы оба, чуть-чуть раскрыв друг другу то, что не должны были раскрывать и даже обсуждать, почувствовали такое доверие и дружеское участие, что я понял, разговор продолжится, Андрей тоже скучал без своих друзей, ушедших на крейсере «Свердлов» на БС (боевую службу) в Средиземное море. Интересно, а что там у них происходит в данный момент?

22 марта 1974 года КУГ (корабельная ударная группа) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ в составе двух отрядов: первый отряд – крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма» (командир первого отряда, капитан 1 ранга Ю.И. Можаров), второй отряд – БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота (командир второго отряда, капитан 2 ранга В.П. Нечитайло) в соответствии с международными правилами прохода по проливам миновали Па-де-Кале и Ла-Манш, и направились в залив Сена (Сен-Мало).

23 марта 1974 года стало известно, что с БПК «Бодрый» командиру ОБК (отряда боевых кораблей), капитану 2 ранга Б.П. Нечитайло, который находился на крейсере «Свердлов»,  доложили о необходимости проведения операции аппендицита одному из моряков, просили прислать врача с крейсера («на усиление»). Состоялась встреча кораблей и оперативная переправа корабельного доктора на катере с крейсера «Свердлов» на борт БПК «Бодрый». Операция прошла успешно.

Оба отряда боевых кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) ДКБФ успешно прошли проливом Ла-Манш и приближались к месту первой дозаправки топливом, водой и продуктами, к заливу Сена.

Ла-Манш или Английский канал – это пролив между побережьем Франции и островом Великобритания. Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале соединяют Северное море с Атлантическим океаном вдоль побережья Западной Европы. Длина пролива Ла-Манш 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Па-де-Кале или Дуврский пролив (Dover Strait) считается частью пролива Ла-Манш.

Основные порты по берегам пролива Ла-Манш: Портсмут, Саутгемптон (Англия), Гавр, Шербур (Франция). Крупнейшие острова пролива: остров Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова у берегов Франции, в заливе Сена (Сен-Мало).

Пролив Ла-Манш и Па-де-Кале имеют два берега – британский и французский, поэтому они имеет статус международных. Международные морские проливы (по определению Конвенции по морскому праву) – это «естественные морские пути, соединяющие между собой моря и издавна используемые для международного судоходства». Международные морские проливы, независимо от их длины и ширины, свободны для прохода военных и торговых судов всех стран.

Прибрежные государства не вправе перекрывать их своими территориальными водами, а если они все-таки перекрыты ими, то не вправе приостанавливать мирный проход по ним иностранных судов. Это положение ряда международных договоров, часть норм международного права.

Таким образом, государства, имеющие права на воды международных морских проливов гарантируют свободную навигацию «для флагов» (судов и кораблей), признают «принцип свободы прохода и мореплавания» в международных проливах.

Международные морские проливы, связывающие между собой открытые (большие) моря, например, Гибралтар (Атлантический океан и Средиземное море), Ла-Манш и Па-де-Кале (Северное море и Атлантический океан), Магелланов пролив (Атлантический океан и Тихий океан), Берингов пролив (Северный Ледовитый океан и Тихий океан) имеют режим транзитного прохода. В открытых проливах осуществляется свободное судоходство и полёты самолётов для непрерывного и быстрого прохода и пролёта через пролив, или входа, выхода или возвращения из государств, граничащих с проливом.

Как и любое другое интенсивное движение людей, автомобилей, судов и кораблей в узостях, в международных проливах осуществляется двустороннее движение по правилу «правой руки». В Гибралтаре, например, длина пролива 59 км, ширина от 14 до 44 км, глубины от 53 до 1180 м.

В северной части пролива Гибралтар «установлена полоса движения для судов и кораблей, идущих на запад, а в южной – для идущих на восток». В самом узком месте пролива Гибралтар «установлена разделительная полоса, от входа в которую суда и корабли должны воздерживаться» (то же самое, например, на московских проспектах).

Ширина пролива Ла-Манш (в самом узком месте Па-де-Кале) около 32 км, а средняя ширина пролива - около 94 км, глубины от 21 до 172 м (средняя 51 м). Режим судоходства в проливе Ла-Манш (за пределами территориальных вод Англии и Франции) также свободен для всех судов и кораблей всех стран и государств. Причём «английская часть пролива Ла-Манш рекомендуется для движения судов с востока на запад в северной части пролива, а французская для судов, идущих с запада на восток по южной части пролива».

Если проливы соединяют открытые моря и территориальные (внутренние) моря, например, Мессинский и Тиранский проливы, то «применяется право мирного прохода через территориальное море».

«Проливы, в срединной части которых есть полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский) обладают свободой судоходства, принятой в открытом море и исключительной экономической зоне».

Балтийские или Датские проливы используются всеми странами и государствами в соответствии со специальными международными соглашениями. При этом прибрежным с проливами государствам устанавливаются и предоставляются особые права. Например для военных кораблей США и НАТО нет тех ограничений и норм, которые установлены для советских судов и кораблей.

Балтийские (Датские) проливы – это: Большой Бельт (между островами Зеландия и Фюн), длина 115 км, ширина от 11 до 78 км, глубина от 11,3 до 71 м; Малый Бельт– длина 125 км, ширина от 0,5 до 41 км (в одном мете пересечён мостом). Воды этих проливов относятся к территориальным водами Дании.

Зунд – пролив проливной зоны Балтийских (Датских) проливов – имеет длину 102 км, ширину от 3,4 до 49 км, минимальную глубину 8 м. Пролив Зунд перекрыт территориальными водами Дании и Швеции. Поэтому страны-хозяева своих территориальных вод установили ограничивающую норму для прохода иностранных военных кораблей – «не более трёх кораблей по предварительно полученному разрешению», а «все иностранные ПЛ только в надводном положении».

Черноморские проливы – Босфор, Мраморное море и Дарданеллы – тоже имеют статус территориальных вод страны-государства – Турции. Общая дина этих проливов - около 370 км.

Ширина пролива Босфор от 700 м до 3,8 км, глубина до 20 м. Движение в проливе Босфор разделённое (сначала суда-корабли идут в одну сторону, затем – в другую), лоцманская проводка обязательна, движение регулируется трафик-контролем порта Стамбул. Ширина пролива Дарданеллы от 1,3 до 27 км, глубина до 29 м.

При проходе танкеров дедвейтом свыше 40 000 т, движение остальных судов-кораблей перекрывается и возобновляется после их прохода. При плохих погодных условиях в Босфоре движение судов, скоростью менее 10 узлов запрещено.

В проливе Босфор очень интенсивное поперечное движение паромов и пассажирских катеров из одной части Стамбула в другую, а также в районе бухты Золотой Рог интенсивный любительский лов рыбы с малых плавсредств. Кроме этого над проливом Босфор два огромных «висячих» автомобильных моста.

По международной Конвенции 1937 г. военные корабли черноморских держав могут проходить через черноморские проливы практически неограниченно, а нечерноморских - с ограничениями: тоннаж до 10 000 т, калибр орудий не свыше 203 мм, общий единовременный тоннаж всех военных кораблей в Чёрном море не более 30 000 т.

Кстати, в Магеллановом проливе тоже территориальные воды, поделённые между Чили и Аргентиной. Длина Магелланова пролива 575 км, ширина от 2,2 до 110 км, глубины на фарватере от 20 до 1180 м. Лоцманская проводка судов и кораблей в Магеллановом проливе обязательна.

Отдельный статус имеют международные каналы, но ими советские военный корабли не пользуются, так как эти каналы, как правило, платные и целиком принадлежат странам-хозяевам этих каналов. Поэтому режим прохода каналов и тарифы сборов в международной валюте за проход (как правило, доллары США) закреплены в соответствующих международных договорах.

В воскресенье 24 марта 1974 года ночью опять было холодно (заморозки) до минус 2,2°С, утром всего плюс 2.9°С, а днём на солнышке плюс 9°С, поэтому я весь день (кроме обычных работ и дел по службе) оформлял фотолетопись БПК «Свирепый», наклеивал и подписывал (комментировал) фотографии периода первой боевой службы в июле-октябре 1973 ода, собирал в хронологическом порядке свои записи, черновики отчётов в разведотдел и карты-схемы нашего боевого похода.

Конечно, отчёты и фотографии, описания, рисунки и записи свидетельств событий первой БС я должен был полностью (вместе с черновиками – таково было условие) отдать в разведотдел штаба 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, но тогда как я мог оформить фотолетопись корабля? Потом и свои ДМБовские альбомы я хотел оформить тоже в хронологическом порядке и с описанием (по возможности) реальных событий и фактов…

В альбомах фотолетописи БПК «Свирепый» я использовал реальные карты прокладки курса БПК «Свирепый» с указанием точек с координатами местоположения корабля в Северной Атлантике. При этом, правда, я не указал точно место, в котором мы обеспечивали безопасность стрельб новейшими баллистическими ракетами той советской АПЛ (атомной подводной лодки), которую мы сопровождали и охраняли недалеко от острова Роколл в период приближения жестокого шторма урагана Эллин (сентябрь 1973 года).

Для своего ДМБовского фотоальбома я использовал метеокарту, на которой схематически указал путь и маршрут следования БПК «Свирепый» в выходах в море и первом боевом походе в период 1972-1973 гг.

Работая над этими фотоальбомами, я отчётливо представлял себе путь, маршрут и обстановку КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, поэтому (для пробы) решил сам для себя повторить то, что я делал в штабе, – составить сводную картину ТБД (театра боевых действий) этого похода КУГ.

Мне очень пригодился «дралоскоп» (эпидиаскоп), через который я проецировал на большой лист ватмана карту района Атлантического океана в котором сейчас находились: крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма», БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота.