Тайна героев Войны и мира

Лариса Павлович 2
"Войну и мир" читала ещё в школе, после 9 класса, на летних каникулах. Книги были не из библиотеки, собственные, судя по тому, что предыдущие поколения чтецов из нашей семьи оставили между страниц многочисленные сухие цветочки и листики.

Эту книгу по значению для русского народа можно сравнить разве что с Библией для еврейского, настолько она глубока и обширна. Изучать её в школе, пожалуй, нужно, но ребёнок, ещё не переживший в жизни ни любви, ни потерь, ни войны, ни физиологической стороны взрослой жизни, вряд ли её поймёт. В этом беда преподавания всей взрослой литературы в школе.

Ещё бесполезнее в этом возрасте учить ребёнка религии: чтобы прийти к вере в Бога, нужно испытать много страданий и внутренне созреть. Пожалуй, Ветхий Завет можно изучать в школе лишь как памятник исторической литературы, потому что в нём много сведений о быте и нравах древних людей, об их истории. Но Новый Завет как предмет веры и только нельзя преподавать в школе. В школу идут за знаниями, а не за верой, и недаром в России церковь отделена от государства.

Но сейчас я пишу не об этом. Скорее о том, какой след герои "Войны и мира" оставили в моей душе. Как бы сказал сам Толстой, осталось что-то русское, круглое, доброе. Детали сюжета и второстепенные герои стерлись из памяти, остались лишь общие контуры, заполненные светом, или аурой. И так как я уже много лет занимаюсь профессиональным исследованием ауры, то примерно могу описать ауру всех главных героев произведения. Конечно, все они вымышлены, но за века существования в наших сердцах стали почти реальными, в крайнем случае, архитипичными.

Начнём описание героев, расставив их не по значимости, а по цвету ауры, начиная с самого плотного цвета с наибольшей длиной волны: с красноного. Человек с аурой такого цвета обычно красив и силён, но слишком материален. В романе это Анатоль и Элен Курагины. Они необычайно красивы, но безнравственны. Отношения с ними достаются главным героям как проклятия: Элен выходит замуж за Пьера из-за денег, и потом изменяет ему с Долоховым. В конце её ждёт преждевременная смерть из-за неудачного аборта. Анатоль тайно женился, чтобы избежать позора, и, будучи женатым, предлагает Наташе Ростовой сбежать с ним, хотя знает, что она помолвлена с Болконским. Это отрицательные герои, и воздаяние им приходит во время войны 1812 года. Лишь участие Анатоля в сражении за родину искупает его вину, и раненый Андрей Болконский на операционном столе пожимает ему руку в знак прощения.

С красными разобрались и поняли, что Толстой не любил их за бездуховность. Дальше идёт оранжевый цвет, цвет сексуальности, удовольствий и любви к приключениям. Этим цветом ярко окрашен Долохов. Его чувственные губы, описанные Толстым, врезались в память. Он тоже скорее отрицательный персонаж и вредит главным героям: мстит Николаю Ростову, обыграв его в карты за то, что Соня отказала ему, и становится любовником Элен Безуховой. И все же есть в нем что-то привлекательное, несмотря на его мелкий эгоизм. Недаром он становится героем войны 1812 года. Ведь оранжевые люди не только сексуальны, но и очень смелы. В мирное время Долохов славился кутежами, ведь весело проводить время - это главное стремление оранжевых. Долохов тоже отрицательный персонаж, но далеко не такой отталкивающий, как Курагины.

Жёлтый цвет, цвет логики и материализма Толстой отдал Николаю Ростову. Это уже положительный персонаж, но второстепенный из-за своей приземленности. Можно сказать, что на средних "желтых" людях держится весь этот мир. Они не хватают с неба звёзд, не докапываются до смысла жизни, но вполне рассудительны и положительны. Симпатии Толстого на стороне Николая, но не более, чем симпатии.

Зелёный цвет, цвет вибраций из сердца - это, конечно, Наташа Ростова. Даже её фамилия говорит о растительности и росте, а все растущее имеет зелёный цвет гармонии и любви. Толстой отдаёт ей не просто симпатию, но искреннюю любовь. Пусть даже Наташа и ошиблась по молодости, решив бежать с "деятельным дураком" Курагиным, но автор, как и Пьер, прощают её. Не простил только Андрей, но о нём позже. Зелёный цвет - это цвет вечно возрождающейся жизни и любви, он хорошо сочетается с синим и голубым, но не сочетается с красным, то есть с алчным миром Курагиных.

Голубой цвет - цвет покоя и жертвенности - цвет княжны Марии Болконской. Она более холодна, чем Наташа Ростова, но у неё своя, холодная красота. Поэтому "жёлтый" Николай Ростов ей очень подошёл: словно на голубом небе появилось желтое солнце. Его тепло должно было отогреть холодную душу Марии, а её мудрость должна была предать ему духовности. Хорошая из них получилась пара...

Синий цвет - Андрей Болконский. Это сильный, независимый ум, стремившийся к славе. После ранения под Аустерлицем он стал более духовным, но словно потух для жизни и любви. Наташа Ростова пробуждает в нем этот зелёный цвет чувств, недаром на старом дубе появляются прямо из ствола молодые зелёные листики. И все же Андрею не хватило душевного тепла, доброты, чтобы простить Наташу за то, что она хотела сбежать с Курагиным.
Холодный синий цвет стал для Болконского красивой могилой, поскольку он не смог до конца жизни избавиться от эго. У больших умов обычно бывает и большое эго, которое не дает им верить, жить и любить.

Наконец, любимый герой Толстого - Пьер Безухов. Это фиолетовый, или лавандовый цвет коронной чакры, которая расположена на вершине головы. Этот цвет придаёт людям некоторую детскость, идеализм, сострадание. У них не только ищущий ум, как у Болконского, но и ищущее сердце. Они способны подняться над своим эго и простить. За это главный герой и вознаграждается большой любовью: он прощает Наташу за то, что она ошибалась. Толстой влюблен в этого героя, хотя чисто мужских качеств у Пьера Безухова мало. Он не служил в армии, не умеет стрелять, его фигура мешковата. По мысли автора, добрый человек и должен быть таким слегка закруглённым, ведь добро круглое. Будь у него широкие плечи и узкая талия, то есть чисто мужские гормоны, его терзали бы эго и желание стать героем, чтобы выбросить сперму и адреналин. Но Пьер спокоен, что и свойственно одухотворенному лавандовому цвету.

Наконец, белый цвет, или высшая чакра над головой. Это Платон Каратаев, слишком мудрый, слишком потусторонний для этой жизни. Он не видит во французам врагов, он любит всех. Такие в войну обычно не выживают, потому что они не от мира сего. Для Пьера он остаётся вечным идеалом, да и для Толстого тоже. Это полная противополржность приземленному красному цвету Курагиных, чистый, запредельный цвет духовности, смерти и чистоты.

Итак, все главные герои вписались в радугу, отражая собой многообразие человеческих архетипов, от красных до белых. (Недаром эти два цвета, красный и белый, схватились насмерть в революцию и гражданскую войну). Гений Толстого в том, что он описал типичное поведение и судьбу каждого "цвета", создав также множество второстепенных героев (например, Денисов, я думаю, был желто-оранжевого цвета, Кутузов, скорее всего, обладал белой аурой, которой обычно обладают старые, мудрые люди. Наполеон - это сине-фиолетовый цвет умных, решительных, харизматичный, но холодных сердцем людей).

Это чисто моё мнение, оно межет и не совпадать с объективностью и с задумкой Толстого. И всё же, все цвета в этом эпическом романе выстраиваются в некую стройную таблицу, подобную таблице Менделеева. Ведь людей, как и элементы природы, можно систематизировать по цветам. Гений мудрого автора всегда улавливает эти вечные смысловые закономерности и придает им жизнь в своих бессмертных произведениях.