Об основаниях власти

Виталий Шолохов
Рассмотренные в первой части статьи основания власти – необходимы для успешного управления. Но требуется еще кое-что. Например, необходима иерархия государственного управления. Объект управлени – очень сложная система и один человек не в состоянии справиться с такой сложностью. К счастью, Космос устроен так же, как организм, то есть, его структура – иерархическая. Этот научный факт подозревался всегда, но наукой был доказан совсем недавно. 0н также имеет основание и оно заключается в том, что каждый уровень Бытия (и госудрства, или культуры) имеет какое-то предназначение, то есть, - цель, а цель может быть достигнута поисковой оптимизацией. Оптимизация - в первом приближении есть математический алгоритм - алгоритм по управлению с положительной обратной связью. Свойства такого управления изучает наука Синергетика – наследница Кибернетики. Эти свойства не только интересны, но и фундаментальны.
Рассмотрим процесс поиска поиска максимума параболической по форме функции цели. Как уже было сказано, используется поиск, то есть, вариации переменных. (в обществе – труд, продукт, ресурс, энергия, инфраструктура и информация=деньги) и отбор тех вариаций, которые приводят нас к приближению к максимума функции цели. В Природе переменных может быть другое число. А в математическом эксперименте их может быть в ообще произвольное число, в том числе, случайное. Однако, эксперимент показывает, что в поиске не может быть больше, чем16 (приблизительно от значения «е» в степени «е». Интересно то, что это число 16 оказывается характеризующим любой уровень Бытия. Переход в Природе от одного уровня Бытия к его ближайшему соседу осуществляется тем, что обозначили термином «метасистемный скачок».  Кроме того, поиск может производиться с различной скоростью. Чем медленней поиск, - тем точней достигается район максимума функции цели. Это имеет место в том случае, если максимум не сдвигается. Увеличение амплитуды поиска приводит к увеличению радиуса зоны недостижения максимума. Тот же результат имеет место при увеличении амплитуды помех – и в реальности и в эксперименте всегда присутствуют помехи как результат других процессов и невозможности поставить под контроль все случайные процессы, происходящие в окружающей среде.
Цели государственного управления часто не подлежат изменению. Перед системой управления ставится задача достижения максимума функции цели с наибольшей точностью = наименьшим радиусом нечувствительности к поиску из-за помех-шумов. Практически задача управления формулируется как задача сохранения существующего положения в стране. В действительности, цели либо сдвигаются «сами», или возникает потребность в адаптации к изменениям. В таком случае используется более быстрый поиск, но он увеличивает погрешности управления. Изменение внешней обстановки (окружающей среды) иногда создают необходимость в больших революционных изменениях в государстве. В такие периоды истории появляются и ведут активную пропаганду революционеры. Объединение в партию – их основная форма борьбы за власть. В период промышленной революции вихрь революционных настроений пронесся над всей Землей. Но «Все революции пожирают своих детей!» (Дантон)
Salus revolutiae suprema lех (лат.) – “Благо революции - высший закон”. Тезис был сформулирован как антитеза исходному принципу демократии Salus populi suprema lех (“Благо народа - высший закон”) и принадлежит Г.В. Плеханову, который высказал его на II съезде РСДРП в 1903 г .
Во время президентских выборов в США демократы стремились сохранить прежний курс правительства.Члены республиканской партии и их сторонники выдвинули лозунг перемен. Избиратели разделились на две равные части. Похоже, что выбор предпочтений осуществлялся не по политическим соображениям.
Из сказанного выше видно, что раскол общества оказывается объективным явлением, которое создает специфические условия для государственного управления. Каждый сектор общества борется за превосходство над другими. Состояние противостояний в обществе находится в поле зрения науки. Например, А.П.Назаретян в своей статье «Устойчивое неравновесие и синергетическая модель культуры» [в сборнике исследований «СИНЕРГЕТИКА, ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА»: М. Изд-во РАГС, 2001] выделяет и рассматривает такой тип культуры как «политическая культура» в качестве ее подсистемы. Роль политической культуры возрастает в периоды, характеризующиеся неустойчивостью социальных процессов в обществе.
«Для теряющей устойчивость системы образуется несколько (в пределе - два) аттракторов, т.е. квазицелевых состояний, связанных со снижением или повышением уровня организации и, соответственно, уровня неравновесия со средой. Собственно аналогом тактической цели является, конечно, такой вариант, как сохранение через развитие. Этот вариант реализуется в меньшинстве случаев, но частичные временные успехи при решении актуальных задач самосохранения ("успех" по латыни - progressus) ретроспективно выстраиваются в последовательную тенденцию "удаления от естества"». (Статья упомянутая выше, стр 114). Это надо понимать так, что Власть ориентируется на родовые сущности, в то время, как оппоненты – на видовые, конкретные сущности и задачи.

Итак. Власть ограничена первыми началами Бытия, иерархической структурой, которая возникает диалектически в ходе истории и свойствами алгоритмов оптимального управления.
11.27.2016