Гребешок. Тибетская притча

Елена Хотулева
Один буддийский монах, голова которого была лысая как орех, однажды сказал молодому человеку, пришедшему к нему просить поделиться мудростью:
- Чего ты хочешь от меня? Ты, голова которого обильно покрыта волосами, но пуста изнутри?
- Я хочу знания, которым я наполню свою пустую голову, – ответил оробевший ученик.
- Не может попасть ум в голову сквозь заросли твоих волос! – грозно сказал монах и, отвернувшись, замолчал.
Молодой человек ушел опечаленный, но вернулся через несколько дней с гладко побритой головой. Монах увидел его и рассердился:
- Ты плохо слушал меня! Заросли на твоей пустой голове настолько перепутались от скверных мыслей, что не дают пути для истинного знания!
- Но что же мне делать, о мудрейший? – воскликнул в отчаянии юноша.
Монах вздохнул, покачав своей лысой головой:
- Не отсутствие волос ведет к совершенству. Иди, отрасти свои заросли на голове, как было раньше!
- Но что это мне даст?
- Ах, до чего же ты непонятлив! – снова покачал головой мудрец. - Причесывай чаще свои густые волосы, распутывай ежедневно свои редкие мысли, прокладывай дорогу для мудрости, которая однажды войдет в твою голову.
- И это все, что ты можешь мне сказать? – чуть не плача сказал молодой человек, - Дай же мне хоть что-то, что поможет мне достигнуть просветления! – взмолился он.
- На, возьми! – сказал монах. И с этими словами протянул непонятливому юноше самшитовый гребень.