Счастливое детство. Буддийская притча

Елена Хотулева
Однажды я попросила своего монаха рассказать мне что-нибудь об ожидании, которое так тяжело мне дается. В ответ он поведал мне эту притчу.

На берегу горного озера жил монах. Он воспитывал семилетнего ребенка. Мальчику оставалось пробыть у монаха немногим более полугода, так как ранней осенью его должны были забрать родственники, живущие в центре крупного города, и отдать учиться в школу.

Воспитанник монаха очень хотел этой перемены в своей судьбе, и ожидание давалось ему трудно. Бывало, что не в силах сдержаться он говорил:
- Учитель, скорее бы осень!
Тогда старый монах брал лопату, прислоненную к углу дома, и, протягивая ее ученику, говорил:
- Иди и расчисти двор от снега.
Мальчик начинал выполнять наказ, но постоянно отвлекался то на игру в снежки, то на постройку снежных дворцов, а то и просто на разглядывание снежинок, покрывавших рукава его одежды…

Наступила весна. Ребенку стало еще труднее ждать. Все его мысли были теперь заняты тем моментом, когда за ним приедут и увезут в новую жизнь. Он часто задумывался и грустил. Однажды монах окрикнул его:
- Не сиди без дела! Пойдем со мной собирать лечебные травы и коренья.
Мальчик хорошо разбирался в целебных растениях и мог бы быстро выполнить наказ и собрать полную корзину необходимых листьев, но он часто отвлекался и медлил. Он пил сок, стекающий из обломанных веток, любовался цветами, прячущимися в лесной глуши, заслушивался весенним пением птиц…

Незаметно наступило лето. Ребенок повеселел – до заветной цели его отделяли лишь три месяца. Монах же, как и прежде, не давал ему сидеть без дела.
- Иди лови рыбу, - говорил он, - а то мы останемся без ужина.
Мальчик нехотя шел, брал удочки, отвязывал лодку и выплывал на середину озера. Он мог бы наловить много рыбы, но помимо ловли его интересовало еще множество разных вещей. Он, перегнувшись через борт, рассматривал обитателей озерного дна, пытался на разные лады перекладывать весла, чтобы можно было грести иным способом, или, разгорячившись от нещадных лучей палящего солнца, прыгал за борт и плыл на противоположный берег, где на заветном кусте росли его любимые пурпурные ягоды…

Так пришла осень, и мальчик собрался уезжать в новую жизнь. На прощание монах спросил его:
- Тяжело ли было твое ожидание?
- Да! – не задумываясь, ответил ребенок…

Прошли годы. Однажды старого монаха, по-прежнему живущего на берегу горного озера, посетил молодой человек, в котором легко было узнать вихрастого мальчугана, жившего здесь много лет назад. У юноши были каникулы, и он решил навестить своего старого учителя.

Долгие вечера просиживали они на крыльце дома за разговорами. Молодой человек делился своими горестям и радостями, накопившимися за много лет, а старик слушал, и время от времени помогал советами. Как-то раз он спросил:
- А помнишь, как мучительно было твое ожидание отъезда? Как долго тянулась зима, как бесконечно не наступало лето?

Молодой человек задумался.
- Учитель, - сказал он, – прошло много лет, и я этого уже не помню. Но, мысленно возвращаясь в то далекое время, я вспоминаю снежные дворцы, в которые играл во дворе, снежинки, казавшиеся такими огромными. Мне вспоминаются высокие деревья в чаще леса и запах распустившихся цветов. Я ощущаю на губах вкус сока, стекающего по обломанным ветвям… Я с восторгом думаю о тех днях, когда я беспечно переплывал озеро, чтобы наесться своих любимых ягод с тайного куста. И я бесконечно счастлив оттого, что мое детство было столь насыщено радостью.