Часть 1. Озеро Учум

Виктор Краснов
   В восточных отрогах Кузнецкого Алатау находится удивительный природный уголок, живительное озеро с пришедшим из древности загадочным названием Учум.
   Водоём немного неправильной овальной формы занимает территорию чуть более 4 кв. км. Его берега песчано-щебнистые, немного заболоченные на востоке, дно пологое, имеющее на глубине илистые и грязевые лечебные отложения.
   Долина естественным путем защищена от западного ветра благодаря присутствию высокой гряды, которая и создаёт здесь особый микроклимат. Летом здесь тихо, солнечно. Ночью выпадает роса, а местность наполняется бодрящим туманом.
   Неподалёку от озера словно в забытьи встряхнулся уголок далёкого советского прошлого – ещё одна местная жемчужинка – посёлок Озеро Учум. Конечно, здесь уже давно не носят алые галстуки и не опережают ударными темпами пятилетки, но что-то маняще-прекрасное всё ещё витает в воздухе над магазинчиками той эпохи и кафе, оборудованным в стиле охотничьего пристанища. Здесь всё так же чтят традиции, ходят в клуб на танцы и порой устраивают скромные празднования в честь юбилеев и особых дат. И даже свет фонарей, льющийся на ту улицу, по которой изредка проходят коровы или несколько овец, заставляет немного загрустить по детству, которого так и не познали городские. Всё так же за дощатыми заборами брешут скучающие псы, кой-где слышно кукареканье петухов по утрам, квохтанье наседок, всё реже - ржание редкостнейших по доброте и красоте созданий – лошадей.
   Чуть дальше, неподалёку от сельсовета, установлен памятник воинам, погибшим во время второй мировой войны. Много героев ушли в небытие тогда, некоторые из них лечились в местном санатории и только лишь один герой той войны остался, чтобы передать радость от былых побед, забываемое ныне счастье жить под мирным небом, не слыша разрывов снарядов и треска автоматных очередей. Заболотский Пётр Матвеевич – единственный ныне здравствующий ветеран Сталинградской битвы в здешних местах. Добрых лет вам, Пётр Матвеевич! Нам ещё хватит сил не дать повториться тому, из-за чего вы сражались!
   А на соседней улице – уже совсем другой коленкор, здесь несколько многоэтажек сплели узор совсем недавно ушедшего времени. Во дворах сушится бельё и играют дети. Перед домами благоухают клумбы и зеленеют молодые сосенки, из окон слышны мотивы радиостанции «Маяк».
   Созвучно и название горы, расположенной сразу за посёлком: пик горы Маяк возвышается в 340 м над озером. На ее вершину проложено две тропы: первая - короткая, но сложная (каменистая, крутая), вторая – длинная, но пологая. С вершины горы хорошо видно всё озеро, лечебные корпуса курорта (бывшего санатория) и сам посёлок.
   На южном склоне горы Учум сохранился уникальный памятник культуры железного века – Учумская писаница, которая датируется железным веком, там некогда видели выбитые изображения людей, животных, сосудов, схватки хищников, сцены охоты и тамговые знаки. Говорят, что в наши дни эти надписи уже совсем осыпались, оставив лишь намёк на своё существование. Что ж, проверить это пока не суждено.
   В наши дни площадь посёлка Озеро Учум составляет 14 квадратных километров. Численность Озероучумского населения, согласно данным Росстата, составила 914 человек на 1 января 2016 года, из них, по итогам переписи 2010 года, 111 человек находится в деревне Камышта, находящейся в 3 километрах от посёлка и, по сути, являющаяся неотъемлемой его частью, в том числе и по снабжению продовольствием.
   Главой муниципального образования 09.11.2015 вновь стал Калашников Олег Омарович. Озероучумкий сельский совет депутатов избрал 10 депутатов 13.09.2015.
   На территории находится 4 магазина, сельский клуб, кафе, детский сад, Озероучумская общеобразовательная школа. Библиотеки здесь, правда, не хватает, но фонды школы и интернет-ресурсы восполняют недостаток книгохранилища более чем с лихвой.
   Некоторые предприятия ушли в небытие вместе с грузом советского прошлого. Исчезли былые наименования, развалилась пекарня «Ролланд», оставив лишь зияющие пустотой глазницы окон и кем-то смеха ради поставленный у входа фаянсовый белый объект. Автобусы всё реже стали ходить в посёлок, словно заплутав где-то в Ужуре. Будто устав ждать, находящиеся практически на въезде гаражи закрылись уже, наверное, навсегда, и остатки стеклянных кубиков в узоре стен добиваются хулиганами, оставляющими следы на память о себе и на плитах ограды в виде пошлостей и нецензурных словечек.
   Но живо ещё молодое поколение – и вот уже в интернете можно найти местного паренька, сочиняющего первые неумелые пока ещё песни, а вот и девчонки взялись за барабаны и под звуки горна разворачивают алое знамя, полощущее золотистым краем на ветру грядущих перемен.