Глб. 5. Экспансия Интеллекта

Виктор Ротт
  Чем отличается "умная" машина от человека? Тем, что она сама ничего не хочет. У неё нет желаний, нет потребностей. Нет воли к существованию. И она не спрашивает  "Зачем я?"
  А сколько жизненных потребностей у человека?  Первейшие - в энергии в виде тепла и пищи. Алгоритм самосохранения индуцирует также потребность в безопасности.Только в конце этого ряда можно поставить потребность в  сексе, размножении.
  Машине, чтобы быть автономной, необходима энергия. Такую потребность можно имитировать - запрограммировать: 1. поиск информации об источнике энергии; 2.поиск и овладение источником энергии.
  На первый случай можно запрограммировать робота искать электророзетку и включаться в сеть, или искать солнечный свет и подставлять лучам свои аккумуляторы. Сумеет ли робот перелететь из тени в свет, как преодолеет свою тюрьму, зависит  от того, достанет ли у него ума.
  Предположим, технически  само желание можно смоделировать как включение программы поиска сразу после разрядки первого аккумулятора. Но самое главное: робот должен быстро  собирать и анализировать информацию о внешней среде, а ещё лучше о быстро изменяющемся окружении.
  Вот этот аппарат, анализирующий среду и вырабатывающий план достижения определённой цели, и есть интеллект.
  Если снабдить робота многообразной пластикой, интеллектом и программой целенаправленности, получаем ли мы аналог существа? А программа - это и есть воля  к существованию?
  Для точности: существо - это биологические тела, они - живут, существуют; а робот имеет иную природу и иное бытие: не живёт, а,скажем, р о б о т А е т.
  Но ведь аналог человека получается! Чего же ему не хватает, чтобы стать таковым?
  Пожалуй, единственное, за что мы можем  ещё ухватиться в спасении своего превосходства, это не полная аналогичность нашего интеллекта и искусственного. Машина лишена  свободы мышления. Она не может думать о чём попало. Не может, фиксируя вспышки сверхновых звёзд, фантазировать о них, строить гипотезы, писать о них стихи.
  Юный программист посмеётся надо мной:
  - Хотите, чтобы результаты спектрального анализа робот излагал в виде песни? Да пожалуйста!
  И песня зазвучит.
  Машина - продолжение наших способностей, в первую очередь физических. Искусственный интеллект также, но способностей умственных. Устраняя слабости нашей психики, такие как неустойчивость внимания или эмоции, он быстрей и точней обрабатывает информацию.
  Вот мы и добрались до важного феномена - информация!
  Что это такое? Говорят, это - сигнал. Значит, кто-то его подал, кто-то принял. Если захотел и сумел. А если никто его не подавал,а сам я шарю своими локаторами,
ищу, где прячется фазан? Я хочу его видеть, слышать, осязать. Жажду его образа.
   Иначе говоря: присутствуя в этом мире физически, мы присутствуем также информационно.
 Я не только тело,но и образ. Весь мир состоит из образов, всё на свете сигналит  о себе. И не только наше тело, но и наши внутренности - они сигналят нам болью и сновидениями.
  Наша память с детских лет загружается образами предметов, людей; картинами пейзажей, ситуаций."Запечатлеть!" - приказывает гормональная система, и  память при вспышке эмоций послушно делает отпечаток. Так работает наша психика.
  В кооперации с ней развивается интеллект. У него тоже есть память, в ней откладываются значения образов.
  Психико-интеллектуальный акт устанавливает, что образ значим. Образ+значение -
это уже знак. Образ без значения для меня - шум.
  Ситуация выглядит схематически так: внешний сигнал -- образ+значение = знак.
  Обработав образ, интеллект определил имеет ли он для меня - для моих потребностей - значение или нет? Если он определил, что образ значим, он уточнил каково это значение, сформировал связку образа и значения и этот результат как знак ввёл в память - в поле знаков.
  Спрашивается: а что же называем информацией?
  Попробуем изменить термины.В сущем каждый элемент явлен не просто материально,но в форме - in form, это и есть образ.Интеллект различил его,запомнил и присвоил ему значение,понятие, слово,т.е. запечатлел как знак, затем узнал при следующей встрече.Вот это и есть информация и её обработка.
  Часто это понятие употребляют метафорически даже в науках: говорят о считывании
информации, описывая на самом деле физико-химические,молекулярные взаимодействия.
  Материальные процессы можно использовать как носители информации. Но сама
информация - это феномен только сознания.Грубо говоря, информация обрабатывается в уме, а не в желудке.
 Под воздействием образов окружающей среды развиваются наши способности различения, чувства, и специальный аппарат для обработки образов - интеллект. По мере взросления он обзавёлся операторами, такими как счёт, понятия,язык, суждения,
идеи,теории, письмо,литературные жанры...Операторы структурируют знаковое поле.
  Как правило, индивидуальный интеллект специализируется в обладании одним-двумя полями. 
  Вот например, я умею читать и понимать стихи, можно сказать, что я владею знаковым полем поэзии. Я купил книгу неизвестного мне поэта. Пока я не прочёл её, она для меня - информ. Когда же я "считал" её содержание, я вошёл в знаковое поле поэта; включил что-то из неё в свое знаковое поле. Теперь книга для меня значима, информативна.
  Информация как феномен идеальной сферы имеет  много уровней. В основе лежат образы нашей эмпирической реальности.Затем наслаивается пласт значений слов, фраз, сообщений,произведений, научных теорий. И каждое отраслевое поле также структурируется. В поэзии, например,эти структуры изучают филологические науки.
   ЗАМЕТИМ: информация, также как сущее, развивается от простого к сложному.
  Будучи индивидуально-общественной, информация в разнообразнейших формах живёт собственной жизнью, образуя информационную сферу цивилизации, а вместе с людьми, компьютерами, средствами связи, издательствами, прессой, библиотеками составляет ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
  А ТЕПЕРЬ ДАДИМ КОМПАКТНОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:
   Сущности (программы) осуществляются в сущем, ему присуща информсфера (сфера образов). В сущем, как в среде, образуются системы существования (к примеру, на нашей планете); системе существования присуща информационная сфера. Динамичный элемент этой системы - существа с их интеллектом; они познают сущности и в соответствии с ними изменяют сущее и собственное существование.
  Для полноты картины нам необходимо представить схему сознания человека.
               
                С   О   З   Н   А   Н   И   Е:

     П С И Х И К А :потребность организма и тела,боль,ощущения,эмоции, чувства,различение объектов и процессов;память образов и их значений.Картина эмпирической реальности.               
     И Н Т Е Л Л Е К Т : потребность в поиске образов, информационная память, язык, понятия, счёт; анализ среды, объектов и процессов на безопасность и ресурсы; целеполагание и анализ целедостижений; конструирование, проектирование. Картина познанного.
     Р А З У М : социальные потребности; правила поведения, моральные ценности и идеалы; память; цензура психики и поступков. Картина мира.               
               
     Было бы точней представить подсистемы сознания по композиции иконы Андрея Рублёва "Троица", но в динамике: единосущные ипостаси ведут непрерывную дискуссию.
  Именно те способности и виды деятельности человека, которые обеспечивают его существование, получают развитие в науке и воплощения в технике - в механических машинах и электронных носителях информации и интеллекта.
  Современную эпоху бытия можно назвать информационно-технической, или глобальной технологической цивилизацией.
  Цветок, открывающийся солнцу,глаз,отыскивающий добычу, вырастают до человеческого интеллекта, и вот сегодня информационная сфера стала планетарной.
  От простого - к сложному: сознание развивается по той же траектории, по тому же логосу, алгоритму, что и вещество, и без преувеличения мы усматриваем в этом единый проект.
  Если биосфера произвела интеллект, а совместно они - информационную сферу, какой же будет следующая ступень?
  Карты Вселенной, взаимодействие планетарных интеллектов?..Экспансия сознания! Серое вещество Космоса... Но зачем?