Хосе де Рибера. Святая Инесса

Алина Алексеева-Маркезин
 
 Хосе де Рибера.Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом. 1641.Холст, масло. 202 ; 152 см Галерея старых мастеров, Дрезден

   По преданию, юная христианка Инесса должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам, но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

 Инесу художники изображали часто, обычно - в дорогом одеянии и с агнцем в руках: такой она якобы предстала перед людьми через восемь дней после казни. Риберу привлек другой момент.
      Художник изобразил Инессу в темнице. Ее руки молитвенно сложены, лучистые глаза устремлены к небу. Пушистые волосы каскадом струятся по спине и плечам.Кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности.
 Соединение беззащитности и мужества, нежной прелести и душевной стойкости делают образ, созданный Риберой, одним из самых пленительных в мировом искусстве.

  Фигура Инессы, залитая потоком золотистого света, словно растворяется в переливах тончайших оттенков жемчужно-серого, розового, палевого цветов.
Рибера остается в этой картине настоящим испанцем, ценившим грацию, легкость, целомудренную хрупкость больше, чем пышные, чувственные формы, которые предпочитали итальянцы.
 
       Считается, что этот образ написан с дочери художника Мариии-Розы.
 В неё влюбился принц Хуан Австрийский, незаконнорожденный сын Филиппа IV и актрисы Марии Кальдерон.Он увёз её в Палермо. Ему было тогда 19 лет.Через некоторое время, обесчещенная и брошенная принцем, Мария-Роза вернулась к родителям. В родном доме она родила дочь, отцом которой был Хуан Австрийский. 17 декабря 1651 года в доме Риберы в Позилиппо состоялся акт крещения девочки, которую назвали Маргаритой. В возрасте 6 лет она была отдана в монастырь Лас-Дескальсас, пострижена в монахини в 1666 году, умерла в 1686 году 36 лет от роду.

            В последние годы жизни Рибера почти не пишет картин. Разве что «Кающуюся Марию Магдалину»... Изображенная на ней девушка с заплаканными глазами, с лицом, полным застывшего отчаяния, положила голову на руки, которыми обняла череп. Скорбь в доме, скорбь в сердце...

        В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи. И с этого момента судьба картины неотделима от судьбы прославленного дрезденского собрания