Маршал Жуков в Обнинске

Нинель Эпатова
Маршал Жуков в Обнинске. Н. Эпатова

Четырежды герой СССР, маршал Георгий Константинович Жуков - гость Обнинска.
Весть о том, что в феврале месяце 1967 года в Обнинск должен приехать сам Г.К. Жуков, всколыхнула весь город. В наше время   встречи в Наукограде высоких гостей стало явлением привычным. А тогда возможность увидеть и услышать героя ВОВ взволновала весь Обнинск. Несмотря на то, что маршал Победы наш земляк, а его родная деревня Стрелковка находится вблизи Обнинска, он еще ни разу, до февраля 1967 официально в гостях в городе Обнинске не был. Правда, на земле будущего Обнинска он бывал много раз: в детстве и во время войны, но города Обнинска тогда еще не существовало. Когда ещё подростком Георгий покинул родную деревню, то на заработки в Москву, он предположительно уехал с полустанка Обнинское.
Об этом гласит надпись на «Мемориальной доске на перроне московского направления
станции «Обнинское»:
Так, с полустанка Обнинское уехал от крестьянской нужды на заработки в Москву будущий выдающийся полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, Георгий Константинович Жуков.
Однако не пришлось ему, нашему земляку, побывать на Первой в мире АЭС, вскоре после её пуска и на празднике присвоения Обнинску статуса города в июле 1956 года, вместе с другими знаменитыми людьми, того времени. Это случилось оттого, что, Жуков при Хрущеве, был отстранен от всех государственных дел. Но однажды, не официально, когда Жуков уже был в опале, он приезжал в Обнинск. У него в то время, была тяжело больна жена, и поэтому консультации обнинских медрадиологов были для него очень важны. После продолжительной изоляции, с приходом к власти Л.И. Брежнева бремя опалы с Жукова было частично снято, и после долгого перерыва он снова оказался в строю, публичным человеком. Так уже в начале декабря 1966¬-го — он заседал в президиуме собрания, посвященного 20-¬летию Московской битвы. Именно тогда в Обнинске и появилась идея пригласить маршала на родину выступить перед людьми, так как   интерес к Жукову жителей города был громадный. Но для руководства города ситуация была все¬ таки щекотливой, ведь за Георгием Константиновичем тянулся шлейф опального политика, поэтому приглашение приехать в Обнинск ему оформили от общественности, а именно от Дома учёных, который возглавлял тогда Александр Абрамов. Жуков приглашение принял, и за ним в Москву поехал Александр Абрамов. И свершилось! 18 февраля1967 года Жуков приехал в Обнинск. Вот как об этом событии вспоминает Анатолий Белов, в ту пору внештатный руководитель отдела науки горкома КПСС:
«в Обнинск Г.К. Жуков и сопровождающие его лица, приехали на персональном бронированном ЗИЛе Жукова. Мы ждали маршала на третьем этаже горкома, —— Вдруг видим, (из окна горкома КПСС– прим. Н Эпатовой) -  это было около 16 часов, как через железнодорожный переезд медленно переваливается большая черная машина. Около магазина «Репка» (теперь «Калужские продукты») автомобиль остановился. Мы перепугались, не случилось ли чего. Из машины вышел маршал в длинной шинели и дальше пошел пешком, а ЗИЛ ехал с ним рядом. Видимо так он решил проявить свое уважение. Мы все ринулись вниз встречать Жукова». Маршал приехал не один. Его сопровождала жена Галина Александровна и офицер для поручений в звании майора. На третьем этаже горкома КПСС гостей напоили чаем, а беседа носила самый общий характер. Потом Жукову устроили экспресс¬-экскурсию по Обнинску. Подняли его на метео  мачту, посетили вместе  с ним и Галиной Александровной Первую в мире АЭС, подъехали и к Морозовской даче, где в 1942-¬43 гг. располагался командный пункт командующего Западным фронтом...Георгий Константинович рассказал, что в этом доме он только ночевал, а многие службы штаба располагались в подземных штольнях, и он показал рукой, где именно, в сторону оврага. Потом об этих штольнях забыли, и когда строили мастерские для школы № 1, они провалились под землю».
Встреча с жителями города началась в 19 часов в ДК ФЭИ, который со дня его открытия в ноябре 1954 года, всегда был центром культурной и политической жизни города. Обнинцы с радостью и гордостью принимали у себя четырежды героя СССР, Маршала Георгия Константиновича Жукова. Зал Дома культуры был переполнен. Люди стояли в проходе между рядами, и в вестибюле. Мне повезло. Я пришла намного раньше начала встречи и сидела в 6-м ряду. В зале Д.К. ФЭИ стояла звенящая тишина. Всё внимание и все чувства были обращены к выступающему – Г.К, Жукову. Я с трепетом слушала выступление Георгия Константиновича. Мой отец(отчим), Михаил Степанович Дронский всю жизнь, прослуживший в Красной армии, в битве под Москвой получил смертельное ранение, и 17 ноября 1941 года его не стало, а мой дядя, (брат мамы), Тищенко Константин Григорьевич, разорван на куски под Ленинградом! Почти у каждого, из сидящих в зале, в семье был свой герой, сражающийся на полях ВОВ, а у многих и павшие смертью храбрых. Да, это была встреча с героическим прошлым! Обнинцы аплодировали и замечательному полководцу времен ВОВ и в его лице всему советскому воинству, отстоявшему родную землю. Вечер вел первый секретарь горкома Евгений Федоров, он и представил маршала публике. Георгий Константинович выступал без бумажки, рассказывал о битве за Москву. Так жители Обнинска раньше других из первых уст узнали, как в нескольких километрах от Дома культуры, где шла встреча, разворачивалась картина особых событий октября 41 года, полная и великих подвигов, а порой и полной неразберихи.  Потом, Г.К, Жуков сказал:
«А теперь задавайте любые вопросы, даже самые злые, на все отвечу».
«Я не помню, какие были вопросы, — вспоминал Анатолий Белов. — Видимо, злых не было».
А я, и Евгений Петрович Абрамов - ветеран ФЭИ и Атомной промышленности, помним, что у Жукова и в ДК спросили, как он арестовывал Л. Берия? И Георгий Константинович спокойно ответил:
«Я военный и приказы должен выполнять. Ц.К.КПСС дал мне приказ арестовать Берию, и я этот приказ выполнил».
Встреча длилась долго, больше 3 – х часов. Зрители никак не хотели расставаться с великим полководцем.
«Пожалейте Георгия Константиновича,-  просили организаторы встречи». По окончании встречи, маршала Победы пригласили в Курчатовский домик (недалеко от проходной промплощадки ФЭИ) на ужин. Анатолий Белов вспоминает:
«на ужин Жукову подали отварного судака, а главным алкогольным напитком ужина был коньяк «Баку». «Мы воспользовались ситуацией и стали задавать Жукову вопросы.  Вот тут и началось самое интересное. Мы его спросили об отношениях в сталинском Политбюро. Жуков, который часто присутствовал на заседаниях, отвечал откровенно. Только Молотов обращался к Сталину на «ты», называя его Кобой, и даже спорил с ним. Когда позиция Молотова не нравилась Сталину, тот говорил: «Всем же известно, что ты медный лоб», — на что Молотов однажды ответил: «Кто из нас медный лоб, это еще нужно посмотреть».               
Сталину часто привозили подарки. И однажды Хрущев привез с Украины огромный соленый кавун. Сталин куснул ломоть и скривился: «Да он же протух!». Этот случай запомнил Берия, и когда нужно было Хрущева осадить, тот восклицал: «Товарищ Сталин, да то же тухлый кавун!
Мы не могли не спросить Г.К. Жукова, об аресте им Берии в 1953 году, и Жуков подробно об этом рассказал. Берию он арестовывал во время заседания президиума Совета министров. С Жуковым было четыре доверенных офицера. Они заняли ключевые точки зала. А Жуков, подойдя к Берии, оттолкнул от него большой портфель, стоявший на столе, думал, что там могла быть рация. Портфель далеко уехал по гладкой поверхности стола и остановился на самом краю. Жуков заломил руки Берии за спину». «Я еще крепок был тогда, — сказал Г.К. Жуков, улыбнувшись своей жене. — Потом вывели Берию в другую комнату. Я вспомнил по фильмам, как в таких случаях поступают с арестованными. Я взял его пенсне, разбил стекла и осколками срезал пуговицы с его штанов, чтобы тот сидел тихо». Застолье завершилось около полуночи. Гости остались на ночь там же, в Курчатовском домике. А утром руководители города проводили Жукова до памятника под Наро-¬Фоминском. Ответный визит состоялся через два года, когда вышла в свет книга мемуаров маршала «Воспоминания и размышления». К Жукову поехали первый секретарь горкома Иван Васильевич Новиков и председатель горисполкома Нина Степановна Антоненко. Как рассказывала Нина Степановна, они долго думали, какой подарок сделать Георгию Константиновичу. И решили привезти мешок картошки — с малой родины. Жуков остался доволен. Находясь в отставке, невзирая на слабое состояние здоровья, он проделал поистине гигантскую работу, лично написав книгу о Великой Отечественной войне – «Воспоминания и размышления». В Советском Союзе она выдержала 12 изданий общим тиражом 8 млн. экземпляров.  Читается эта книга очень легко и написана так хорошо и художественно, что её интересно читать, буквально с трудом отрываешься от чтения.  Из этой книги видно, как уважительно относился Г.К. Жуков к И.В. Сталину, и как высоко ценил его деятельность на посту Верховного Главнокомандующего. Из книги Г. К. Жукова: «Воспоминания и размышления Стр. 284:

«…И. В. Сталин владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах. Эти способности И.В. Сталина, как Главнокомандующего, особенно проявились начиная со Сталинграда…Заслуга И. В. Сталина…состоит в том, что он правильно воспринимал советы наших видных специалистов, дополнял и развивал их и в обобщённом виде – в инструкциях, директивах и наставлениях - незамедлительно давал их войскам для практического руководства. Кроме того в обеспечении операций, создания стратегических резервов, в организации производства боевой техники и вообще создания всего необходимого для фронта И. В. Сталин, прямо скажу, проявил себя выдающимся организатором. И будет несправедливо, если мы, не отдадим ему за это должное…».

Написано в этой замечательной книге и о тех событиях октября 1941 года, о которых Георгий Константинович рассказывал на встрече в Д.К ФЭИ в Обнинске 18 февраля 1967 года.
Из книги Г. К. Жукова: «Воспоминания и Размышления. Стр. 321,322»:
«… Моросил мелкий дождь, густой туман стлался по земле, видимость была плохая. Утром 8 октября, подъезжаю к полустанку Обнинское (105 километров от Москвы). Мы увидели двух связистов, тянувших кабель в Малоярославец со стороны моста через реку Протву. Я спросил:
 «Куда тянете, товарищи связь?
«Куда приказано, туда и тянем, - не обращая на нас внимания, ответил солдат громадного роста».
Пришлось назвать себя и сказать, что мы ищем штаб Резервного фронта, и С. М. Буденного. Подтянувшись, тот же солдат ответил:
«Извините, товарищ генерал армии, мы Вас в лицо не знаем, потому так и ответили. Штаб фронта Вы уже проехали. Он был переведен сюда два часа назад и размещён в домиках в лесу, вон там на горе. Там охрана Вам покажет, куда ехать…
…Проезжая Протву вспомнил своё детство. Всю местность в этом районе я знал прекрасно, так как в юные годы исходил её вдоль и поперёк. В десяти километрах от Обнинского, где остановился штаб Резервного фронта – моя родная деревня Стрелковка…».
18 июня 1974 года Георгий Константинович скончался. По решению руководства страны он был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены со всеми положенными почестями, как выдающийся военный и государственный деятель. Память о полководце увековечена в названиях планеты, населенных пунктов, улиц во многих городах нашей страны. В Обнинске в 1975 году бульвар Дружбы был переименован в улицу Жукова, о чём и свидетельствует мемориальная доска на стене музыкальной
школы № 1.
• Источники информации:
• 1.) - Статья Алексея Собачкина  от 04 Мая, 2012 в газете «НГ регион».
• 2.) -Воспоминания Александра Абрамова и Анатолия Белова.
• 3.) Собственные воспоминания Нинель Эпатовой.
• Нинель Эпатова.
• 02.08.  2015 года


© Copyright: Нинель Эпатова, 2015
Свидетельство о публикации №215080201968
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Нинель Эпатова