База - Адам

Нунуев Саид-Хамзат-3
     БАЗА - АДАМ

     Его звали База (Тисс). Тисс – самое твердое, вечнозеленое, растущее на самых недоступных скалах, не гниющее дерево. А Имам Шамиль, одним из самых верных наибов которого  в   ХУ111 веке он был, рассказывают, называл его База – Адам (Тисс – Человек).

     База был весьма образованным по тем временам человеком. Прекрасно знал арабскую грамоту. А после хаджа в святую Мекку его еще называли База-Хаджи.

     Всевышний одарил База не только крепким здоровьем, физической силой, но и семью сыновьями, которые выросли стройными, вежливыми,  сильными, как на подбор.  У всех семерых сыновей, говорят, были одинаково подобранные скакуны, одинаковое оружие.

     В то время обострился спор из-за равнинных земель между реками Басс и Вашадар. Выходцы из Чармаха, что выше в горах Нашхи,  давно осели на этих землях, а также возле Чебарла. Там же у них была и своя гора – Чармой Лам.  Здесь на плоскости вырубали деревья, а на полянах выращивали кукурузу.
 
     В одно время земли хватало всем – и чармойцам, и садойцам, и пешхойцам, и чеберлойцам. Это было время, когда Золотая Орда распалась, а образовавшееся на севере российское государство стало естественным припятствмем для всевозможных кочевых племён, вечно рвущихся к аулам оседлых народов для грабежа.

      Воздухом свободы и спокойствия веяло в те годы над долинами ичкерийских рек, и желающих прочно здесь осесть становилось всё больше. Естественно, начали возникать конфликты.

    Как раз в это время  наибу Шамиля Базе удалось взять в Имамате бумагу с печатями о том, что вся земля между реками Басс и Вашадар переходят в собственность людей тайпа чармой.

    Это был смертельный удар для тех, кто строил планы прочно здесь осесть. По рассказам, бытующим среди махкетинцев (Махкеты – главное село людей тайпа чармой на этих землях) обиженные поклялись отомстить Базе за его «вероломный, коварный» поступок. Месть не заставила себя долго ждать.


**
     Могилы Базы и  двух его сыновей до сих пор одиноко расположены в стороне от общего кладбища чармойцев в горах Чармой Лам.  Грустная история у этих могил.

     Имам, рассказывают, очень дорожил База - Адам и его  сыновьями. Считал их самыми отважными, надежными воинами.

     Однажды Имаму донесли, что База предает его, хочет с помощью русских свергнуть его и стать правителем Чечни. Если не верит, пусть поручит распороть седло его лошади, и там он найдёт донесение…

     Имам так и поступил. В седле действительно нашли  донесение. Это его привело в ярость. Донесение, рассказывают, было составлено столь убедительно, что Имаму не пришло в голову провести расследование. Казнь Базы и двух его старших сыновей была проведена  до полуденной молитвы следующего дня. Было запрещено похоронить их на мусульманском кладбище, и приказано забыть их имена навсегда.

     Когда пятеро оставшихся в живых сыновей узнали, что  произошло, говорят, зарубили палачей-суьлий (аварцев).

     Позже заподозрили юношу из родственного некъе, что тот спрятал коварное донесение в седло,хотя у них совершенно не было причин для такого вероломства. Полилась опять обильно кровь с обеих сторон.

     Вот такая недобрая история коварства врагов и жестокости имама, запечатлённая в памяти горцев.

     С тех пор, говорят, чармойцы очень выдержанный, мирный, трудолюбивый, мудрый народ. Вот уже сотни лет никому никогда не делают зла. Напротив, готовы помогать каждому чем могут.
   

     **