Забытый колодец

Светлана Чернецова
    Много часов шёл  Хасан, а казалось, что так и не ушёл от этого места.  Окинул взглядом раскинувшуюся вокруг степь.   Всё  было незнакомо.   – Как же я мог заблудиться ? –произнёс он  усталым голосом.  Потом  достал  из заплечной   сумки  пустую глиняную бутыль, перевернул вверх дном и попытался вытряхнуть хоть каплю воды, но  та была пуста.     Возле последнего колодца  Хасан набрал полную бутыль, но  в пути  она выпала из его мешка и вся вода вылилась на сухую землю. – За что же я прогневил небеса?! – воскликнул     человек. – Я  не смогу без воды дойти домой,  И человеку стало очень страшно.  Он сел на землю и  низко опустил голову.   – Сколько лет ходил я по этой  степи  и не думал, что кости мои будут лежать  в ней.   Снял  Хасан   с головы шапку с большими полями и вытер пот со лба.   И вдруг налетел  свежий ветерок и  спутал его седые волосы .  И услышал  человек , как  словно сказал кто-то невидимый  ему.
 -  Ищи воду. 
  Посмотрел он по сторонам – Чудно, никого нет вокруг.    И вспомнил тогда, а ведь правда, есть недалеко колодец.  Правда старый он и заброшенный.  Много веков никто им не пользовался  и не было в нём воды.   – Пойду  хоть посмотрю на него, - решил Хасан.   Огляделся  он по сторонам и увидел  далеко-далеко  сухое дерево.  Вот возле него и был  тот колодец.     Одел  на  голову свою шапку, чтобы  хоть как-то от солнца  уберечься и  побрёл к колодцу.   Тяжело идти ему было.   Последние шаги через силу сделал,  подошёл к колодцу,   заглянул в него и вырвался из его груди горестный стон.   Был колодец  завален большими камнями.   Тогда Хасан поднял к небу руки и закричал:  – Нет у меня силы в руках, слаб и стар я,  иначе вычистил бы колодец  от камней.   Заплакал он и вновь заглянул в колодец.  И вдруг увидел, как  в небольшом углублении что-то блеснуло.   Наверное золото, – подумал Хасан равнодушно.  - Зачем оно мне здесь нужно?   Дороже золота был бы сейчас глоток воды.   Наклонился опять и   глазам своим не поверил.   Блестело  в углублении не золото, а вода   под лучом солнечным сверкала.   Обрадовался Хасан: -  Вода! – закричал он.  – Вот что самое дорогое на свете!.    Он протянул  вниз руки и осторожно зачерпнул в ладони воду, бережно поднёс ей к губам и только хотел выпить, как увидел, что подходит к нему лиса степная.    Бока ввалились,  язык  из пересохшего рта висит.  Подошла она к человеку совсем близко и  смотрит,  не отрываясь,  на воду в его  пригоршни.     И глаза у неё уже помутнели.    Не  раздумывая  опустился Хасан на колени и протянул  лисе пригоршню  воды.  Подползла она к нему из последних сил и начала лакать воду.   - Эх, бедолажная,  – покачал  Хасан головой,  – как же это ты так далеко от воды забежала?    Лиса напилась и легла на сухую   землю.  Подошёл  человек  к колодцу ещё воды набрать,  обернулся на зверя, а её и след простыл.    Степь кругом как на ладони вся пустая, а  той не видно нигде.   Удивился Хасан.    Наклонился  к  колодцу и зачерпнул ещё пригоршню воды.  Снова поднёс к  губам,  а  возле его ног неожиданно орёл на землю упал.    Раскинул крылья  и  подняться  не может.   Только смотрит на человека умоляющими  глазами.  И снова Хасан не стал сам пить воду. Опустился  на  колени,  поднёс  птице руки и дал воды напиться.   Всю воду выпил орёл и закрыл глаза,  чтобы отдохнуть и сил набраться.     Встал человек,  подошёл к колодцу в третий раз, но сначала по сторонам посмотрел:  – не нуждается кто-то ещё в  воде сильней  чем он.  Но вокруг никого не было.   И орёл пропал, словно в воздухе растворился.   Зачерпнул  человек воду, а воды только маленькая горстка осталось.  Поднёс её бережно к губам и стал медленно пить, чтобы  вкус  дольше  чувствовать.  Пьёт, а вода словно и не кончается.  Чистая, холодная из пригоршни льётся.    Утолил Хасан жажду нестерпимую и оторвался от воды.  Смотрит,  а её в ладонях столько же,  сколько и было.   А руки его,   которые воду держали,  больше не напоминали руки старого  человека.   Стали они молодыми и сильными.  И спина,  согнутая тяжёлой работой и нуждой,  выпрямилась, ровной стала.   А  налетевший ветер  стал трепать не седые пряди,  а густые  чёрные  волосы.   Тогда Хасан снова отпил воду,  умыл ею лицо и низко поклонился колодцу.- Спасибо тебе колодец за силу великую, за милость несметную.  Малым отблагодарить смогу тебя.  Очищу от камней, которыми  злые люди   закидали тебя.   Чтобы приносил ты путникам  радость.  Сказал так и стал выбрасывать камни  из колодца. Всё выбросил и  очистил дно и стены от мусора и насекомых.    А после убрал возле колодца, поправил старые  долблённые колоды, в которые воду для  животных наливали.    Заглянул в колодец, а он полный чистой воды стоит.  Хасан счастливые слёзы смахнул и налил себе  в дорогу полную глиняную бутыль воды.  Снова в пояс поклонился и пошёл  своей дорогой.  И только  отошёл немного,   а сразу знакомый путь нашёл.  И что  удивительно было.  Сделает один шаг, а расстояние в десять шагов  отмерит.    И так за короткое время и дошёл  до  селения,   даже  утомиться не успел.   Подошёл Хасан к своему дому,  где жил вместе с матерью и открыв дверь  вошёл.  Смотрит на него  мать и узнать не может.  Стоит перед ней сын молодой и сильный
.- Кто ты? –закричала мать.   -  Отвечай, где мой Хасан?  А сын рассмеялся и говорит матери:
-Я и есть Хасан, только опять молодой.  Нашёл я мама в степи колодец забытый, а  в нём вода волшебная.  Напился я её и помолодел.  Я и тебе принёс,  выпей пожалуста.   Подал  ей воду, а мать руки его задержала
.-Не надо сынок тратить на меня воду.  Буду я счастливой и здоровой,  зная что у тебя всё хорошо.  А воду эту давай тем, кто болен или слаб.  Только тогда в ней сила волшебная сохранится , когда её на добрые дела использовать будут.   И Хасан  с ней согласился.  Закрыл бутыль и убрал .   Вышел он во двор и начал делами заниматься.  Сила в нём так и бурлит,  Глазом не успел моргнуть, как   возле дома всё убрал.    Встал и думает: – Что ещё мне сделать?  А   рядом  с его домом,  сосед  на своё  крыльцо  вышел.   Жадный и завистливый был.  И всегда радовался, когда у кого-то несчастье случалось.   Встал он на  ступеньках и начал по сторонам смотреть,  нет ли у кого несчастья.   А когда увидел  Хасана на убранном участке, то от неожиданности на ступеньки и свалился.  Молча,  как рыба,  пооткрывал рот и вдруг как закричит:
-Ты кто?  Чего это  у  Хасана работаешь?  Как я теперь  буду смотреть  на его двор?  Раньше я посмотрю и сразу   у меня на душе хорошо, когда я его двор заброшенный видел.  А теперь как мне радоваться? 
-Да это просто,- нашёлся Хасан,-  бери и поломай на своём дворе забор, перекопай землю, чтобы  ям  побольше было и камней накидай.  Тогда утром выходи и радуйся.
-Да ты в своём уме, - разозлился  Гусейн. Так этого соседа звали. -  Как же я буду радоваться  если плохо у меня будет!
-Тогда, – смеётся Хасан, - я наделаю кирпича и построю высокий забор, чтобы ты ничего увидеть не мог.   Подхватил повозку и пошёл   за глиной.    Несколько дней возил глину и делал кирпич, а потом на солнце сушил.   А Гусейн  с утра до вечера на него ругается и клянёт его.   Так день и проходит за днём.  Надоело его жене слышать эти крики и она тоже на крыльцо стала выходить и за  соседом наблюдать.   А Хасан уже и забор   начал строить.   Да такой высокий,   что  Гусейну   через  него ничего в эту сторону видно не стало.   Разозлился он,  принёс лестницу высокую, приставил к новому забору и  залез на неё.
-Вот придёт Хасан,-закричал он,- быстро заставит тебя забор разломать!
-А ты посмотри на меня, – отвечает Гусейну молодец, - я и есть Хасан.
 От этих слов зашатался на лестнице завистливый сосед, не удержался и упал вниз.  И прямо на свою жену  свалился. Она подошла в эту минуту к забору,   послушать о чём  муж с незнакомым работником говорит.   Услышала слова Хасана и от  удивления руки вверх  вскинула.  А  в них муж  с забора и свалился.    Жена не удержала его и они  оба о землю грохнулись.   Обидно стало жене,  что мужу меньше синяков досталось.  И подхватившись, стала его оплеухами награждать.
-За что ты меня бьёшь? -  заорал Гусейн.
-А что бы головой думал, – не унималась жена.  - Ты почему вначале не спросил у него, кто он такой?
-Да я не думал! - опять закричал  муж. 
-Вот за это и колочу, что не думал.
  Гусейну  стало больно и он побежал  в дом, от жены прятаться. Через некоторое время жена успокоилась и подошла к двери.
-  Давай,-  говорит,-  вот что решим.   -  Надо выяснить,  правду ли сказал  этот молодец?   Когда он уедет со двора по делам, я побегу к  матери Хасана и выясню- кто он?  А ты следи,  когда он вернётся.    Гусейн согласился и они стали по очереди следить за соседом.    Вот снова кончились у того кирпичи и он поехал за глиной.   Жена не мешкая побежала в соседний дом. 
- Здравствуй соседка, – поздоровалась она, войдя в дом Хасана. 
-И тебе здравствуй, – ласково отвечает старая женщина.
-А кто это такой молодой и сноровистый работает  в вашем дворе?
-Сын это мой, Хасан,- ответила счастливая мать.
- Всё ты врёшь, старая, – не удержалась  злобная соседка.   -  Твой сын старый и сгорбленный, а  во дворе работает  молодой парень.
- Не вру я, - обиделась старуха.  - Был мой сын стар и болен, да нашёл в степи колодец с  целительной водой.  И стал вновь молодым и сильным.  Уходи, не хочу больше с тобой говорить.    Захотела соседка расспросить, где этот колодец, но   прогнала её расстроенная  мать  Хасана.
   Прибежала жена Гусейна домой и всё  рассказала мужу.  Сели они и стали думать, как выпытать у Хасана, где волшебный колодец находится.    Жена смотрела-смотрела в окно  и вдруг увидела, как  сосед домой возвращается, глину везёт.    А она только этого и ждала. У неё в голове давно план созрел.  Вскочила на ноги и вцепилась мужу   пальцами в лицо.    Все щёки ему в кровь изодрала.  Как стал тогда муж от боли и страха орать, а жена его к двери толкает и говорит ему:
- Иди, проси у Хасана воды волшебной, раны залечить.  А муж в этот момент не только у Хасана, у  самого чёрта мог помощи от жены вредной просить.  Выбежал из дома и прямиком к соседу
-Помоги,  - кричит,- моя жена с ума сошла, всего меня покалечила! 
   Посмотрел на него сосед, усмехнулся: - Да не так сильно покалечила.  Сейчас помогу тебе. Пошёл он в дом и вышел с  мокрой тряпицей. – На, вытри себе лицо, может раны и заживут.   Гусейн вытерся и  царапины на его лице на глазах зажили.  А лицо даже помолодело.   Потрогал он своё лицо и побежал поскорей домой,  даже  не поблагодарил соседа.   Жена его ждала в доме и чтобы лучше слышать, ухо прижала к двери.  Муж домой вбежал и дверью той жену в лоб и стукнул.  Она на пол свалилась и заорала  истошным голосом:
  - Убивают!    В первый  момент не узнала помолодевшего мужа.   А потом вгляделась получше и онемела.  Лицо у мужа ровное и помолодевшее.
-Ой и бестолковая я,- снова стала причитать она,-   надо же было себя исцарапать, а я мужу такое дело доброе сделала.
-Рехнулась от ушиба, – решил муж.  Оббежал её и к зеркалу подошёл. – Ох!- вырвалось у него.   Протёр глаза, глянул снова в зеркало и вскрикнул:   -  Ух!- и плясать начал.
-Что пляшешь? – стала вопить жена.
-Хочу и пляшу, – отвечает Гусейн, а сам то вприсядку,  то колесом ходит.
-Сейчас опять тумаков надаю,- грозит жена.
-А муж подскочил к ней и голову вниз клонит, чтобы жене удобней бить было.  А сам про себя и думает:
 -  Ты меня  поколотишь, я опять  к Хасану пойду, Он меня  волшебной водой полечит и стану я  красивым  и молодым.  Жену старую со двора сгоню и на  молодой женюсь.     Но жена вмиг поняла,   что муж хочет и замолчала.
-Ну стукни!  - просит её Гусейн.
-Если стукну, - говорит жена,- то к соседу идти  больше не придётся
.    Муж от страха побелел и  побыстрее отбежал от неё. Стала жена опять думать- что делать?  На следующее утро пошла на базар и там услышала новость, что уже  многим помог Хасан водой волшебной, а вчера вечером последние капли налил больной женщине, которая жила одна. Вернулась жена домой  и говорит мужу
 – Нет больше воды у Хасана. Этот простофиля её всю роздал.  И начала причитать: - Вот как жизнь несправедлива.  Муж палец о палец не ударил, а молодым стал, а ей ничего не досталось.  Попричитала, а потом вытерла слёзы и велит мужу  - Собирайся  в город.  Иди к правителю и рассказывай ему, что живёт в нашем селении Хасан, и знает он, где есть волшебный колодец.   И вода из него  красоту и молодость возвращает.
-  А что нам от этого будет? - не понял муж. 
- А то и будет, что заставит  правитель  показать Хасана, где колодец находится.  Пойдёт к нему вся свита, а мы следом за ними.   Да кувшинов с собой наберём для воды.  И ещё заметки по дороге делать станем.    Кто же ещё до этого додумается.  А после воду  за огромные деньги продавать  начнём и богатыми будем.
- Нет, не женюсь на другой,  – подумал муж,  глядя на свою умную  жену.  Другая какой ещё будет не известно, а моя  всегда умной  останется.   Нет, не женюсь. 
   На сборы жена много времени не дала.  Запихнула в мешок каравай хлеба, лука  сунула и курицу жареную положила.  А потом нахлобучила ему на голову шапку и вместе с ишаком за ворота  выгнала.   И наказала в три дня обернуться.  Сел Гусейн на  ишака,  привязал себя верёвкой, чтобы не свалиться с него, если заснёт,  и помчался в город.  А в городе уже кое-какие  слухи про волшебную воду ходить стали.   И так получилось, что как только  приехал Гусейн к  дворцу повелителя и сказал, что он хочет  рассказать о волшебной воде, то его тот час провели прямо в  покои. 
-Ну что ты можешь нам сказать? – величественно спросил его повелитель.
-Я хочу сказать, что в нашем селении живёт такой себе Хасан и он знает, где есть волшебный колодец.
-А если это сплетни и ты отрываешь у нас время?
-Это не сплетни.  Жена исцарапала  мне  лицо и велела идти к нему за помощью.  Я пошёл и он дал мне мокрую тряпку.  Я вытерся  ей и все раны мгновенно зажили и я помолодел на  десять лет.
-Как посмел Хасан не принести мне воду! – вскричал повелитель. - Сейчас же поеэжайте и доставте воду мне.
-Это невозможно, – склонился Гусейн. - Он её всю роздал.
-Сейчас  же  бросить его в тюрьму!
-Кого, меня? – оробел  Гусейн.
-Вашего Хасана.
-Не надо его в тюрьму.  Моя умная жена предложила другое.   Заставте его показать вам этот колодец.  Пойдёте туда, попьёте водички и идите себе домой молодыми и красивыми.
-Выдать  его  жене пять эолотых монет! – вскричал  повелитель. - Воистину она у него умная женщина.  Всем собираться в дорогу,  мы выезжаем.  А ты,- показал он на Гусейна, – покажешь нам где живёт Хасан.
   Пока повелитель со свитой собирались в дорогу,  Гусейн плотно поел,  уселся на ишака и  стал ждать. Затем ворота дворца распахнулись  и оттуда потянулись кареты и повозки.  В каретах сидели вельможи, на повозках везли их платья и камзолы, столы и кресла, золочёную посуду и зеркала. После повозок с вещами  выехали повозки с мукой,  зерном, горохом, зеленью.  А уже после этого выгнали целое стадо коз,  чтобы было  молоко для утреннего кофе.  Один за другим шли гусаки.  А чтобы они не разлетелись их связали длинной верёвкой.  На телегах стояли клетки с курами.  В сене хрюкали поросята.  И вся эта армия, возглавляемая Гусейном,  пошла в селение.
   Жена Гусейна вся извелась, ожидая его . Прошло два раза по три дня, а мужа не было. Она в очередной раз вышла на крыльцо  посмотреть  на пустую дорогу и вдруг увидела, что на селение  движется пыльная буря.
   -Ой-ёй-ёй!- запричитала она.  - Наверное моего Гусейна настигла пыльная буря и засыпала его.  Но из пыльной бури отделился  какой-то силуэт  и жена узнала в нём невредимого мужа.  А когда улеглась пыль то вместе с мужем стоял рядом правитель.
-  Ну где ваш Хасан? – спросил он.
-Там, там Хасан, – стали тыкать рукой в сторону соседского  дома  жена и муж. Правитель  махнул  рукой и стража подскочила к воротам  Хасана и вмиг разломали их. Вошёл в дом правитель и  произнёс:
-Тот час собирайся и иди,   покажи  волшебный колодец.
-Вы  мне говорите? – переспросил Хасан, поклонившись.  - Я сейчас не могу идти, у меня дел много.
-Схватите его мать и бросьте в темницу, – повелел правитель своей страже.   Заслонил  сын свою старую мать  и согласился.
-Я отведу  вас к колодцу.  Да его и нетрудно самим отыскать.  Возле него высокое сухое дерево стоит.
-Не наше дело  деревья искать. Сейчас же веди.   
Вышел Хасан на дорогу и пошёл в степь, а  кареты и повозки следом потянулись.   Последними из селения вытянули коз и гусей на длинных верёвках.     Гусейн  тоже хотел  поехать, но жена вцепилась в него и не пустила.
-Куда ты  собрался?
-Да ты что, с ума сошла? – закричал  муж.   - Мы же  за водой собрались идти. 
-Ну и с чем ты за ней пойдёшь?
Гусейн захлопал глазами. 
А жена продолжает: – Надо посуду с собой прихватить,  припасами запастись.    Правитель со своей свитой  к нам  сколько дней добирались ?
-Семь дней ехали.   То отдохнуть захотелось, то кофий пить сели,  то туалеты менять надо.  Измаялся совсем, пока доехали,- пожаловался муж.
Вот и мы спешить не будем.   Выедем попозже, а с дороги не собъёмся.  Они после себя такой след оставят, что  ночью увидишь.    А нам ещё одного ишака купить придётся.    Поедем - то вдвоём.    Гусейн обрадовался,  что дома побыть можно и согласился с женой.   
    Через три дня они  стали на ишаков  пустые кувшины и бутыли вешать.   Потом  на верёвках и себе на плечи повесили и на  пояса привязали.  Уселись кое-как на спины животных и поехали.  Жена впереди, а  Гусейн сзади едет.  Но только из ворот выехали, как муж  заорал:
 – Стой!   Чуть не кубарем с ишака свалился и в дом назад побежал.   
Только захотела жена спросить: - Что ты хочешь? - как муж назад прибежал.  Подскочил к своему ишаку и ему на хвост маленькую бутылку привязал.
-Вот!   Забыли совсем, что хвост свободный остался.  Давай и твоему привяжу,- говорит он жене.   Сама бы ты ни за что не додумалась  привязать. Нагнулся, чтобы вторую бутылку взять, а ишак как размахнётся хвостом и Гусейну  в лоб  пустой бутылкой и залепил.    На лбу  враз синяя шишка вылезла.   Стоит он,  за голову держится, а жена ему и говорит:
-  Я до такого не додумалась.  А теперь и  ты крепко  запомнишь -почему хвост пустым должен остаться?   Уселся злой муж на ишака  и поехали они по широкому следу.
    Долго Хасан вёл  свиту правителя к колодцу.   Они,  по правде говоря,  больше стояли чем ехали.   То обедать сядут, то кофе пить,  то на новые наряды смотреть хотят.    Везли  все вельможи с собой ткани и портные шили им новые платья и костюмы.  Чтобы,  когда  они станут молодыми и красивыми,   в новое нарядиться.   И вот подъехали они к колодцу.   Все вельможи с карет выскочили и побежали за водой.  Заглянули, а в том одни камни и песок.  Никакой воды нет.
-Как ты посмел нас обмануть! - вскричал правитель в гневе.
-Не обманул я вас.   Сам удивляюсь.  Я  в последний раз  сам вычистил  колодец и он был полон воды.  Не иначе кто-то специально засыпает его.   Придётся вычистить снова.   
-Гоните его прочь! – повелел правитель слугам, -  а сами колодец очистите.  Бросились слуги вперёд и вытолкали Хасана.   Отошёл он подальше и сел на земле.   Там его и увидели  Гусейн и его жена.   Проехали они мимо  него и даже в  ту сторону не посмотрели.   Слуги быстро очистили колодец от камней и начали песок выгребать. Наконец блеснула на дне вода.
- Быстрей, быстрей, – кричит правитель,- подайте  мне напиться!   И вдруг видит у своих ног  лису степную. Она сидит на песке и еле дышит от  жажды сильной.
- Это что ещё такое? – заорал правитель. - Гнать её прочь камнями!   Поднялся шум, крики.   Каждый хочет перед правителем  усердие показать.   А лиса  сразу пропала.  Слуги дальше стали песок выгребать. И тут большая тень на колодец опустилась.   Прилетел орёл и  стал  над колодцем летать. Тоже напиться захотел.
-Гоните его! –заорал правитель.  - Бросайте в него камни.  Здесь всё моё, никому ничего не дадим!  И стали и вельможи и слуги   кидать в орла камни.  Гусейн   тоже  камни бросает, а жена ему подаёт. Старается   побольше дать,  чтобы водой ни с кем не делиться.    Улетел орёл  и   все к колодцу бросились. Толкают друг друга,  каждый старается  первый воды напиться. Набрали воду,  кто куда мог,  и пить стали. Один раз выпили, ничего не изменилось. Второй раз выпили- ничего.   Только животы большие сделались.  Стали они тогда  колодец проклинать:
- Забросайте, –говорит правитель,- его камнями, а сверху песком засыпьте так, чтобы даже  следа  от него  не осталось.          Схватились  все за камни и тут налетел ветер такой сильный, что ничего видно не стало.   А когда пыль улеглась,  увидел Хасан на том месте,  где были люди целую рощу пирамидальных тополей.  Вскинули они ветки высоко вверх, к самому небу.   Были деревья и большие и маленькие, а одно у всех одинаковое было: -  тени они совсем не давали.  Жадными людьми были, а когда в деревья превратились,  даже тени своей жалели.
   Посмотрел на это Хасан, подошёл к колодцу и вычистил его .  Налил воды  животным, отвязал верёвки и пошёл домой.   С собой взял только две бутылки воды, чтобы помогать людям, если  они придут  к нему  за помощью.