Голубь сидит на ветке и размышляет о жизни

Стас Фалько 1
                ГОЛУБЬ СИДИТ НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА И РАЗМЫШЛЯЕТ О ЖИЗНИ.
                (Четвертый рассказ)

Где-то на пустой автостоянке присутствовал охранник. Погода была осенней, лил дождь. Молодой парень, который стоял возле входа на автостоянку и ждал, пока все будут приезжать. От того, что ему было нечего делать, он щелкал семечки подсолнуха, которые он купил вчера. По среди такой тишины были слышны лишь звуки щелканья семечек из скорлупы. Проходило время, все оставалось, как и с самого холодного и темного утра. Но вот, от куда не возьмись появился голубь, что не прилетел, а подошел при взгляде глаз сзади. Охранник был слегка удивлен, что в такую погоду, голубь подошел к нему. С начало он его легонько прогонял нагой, после чего голубь стремительно улетал в сторону, но через какие-то секунды голубь возвращался и только потом он стоял возле охранника чуть подальше. Голубь шел туда-сюда по холодной земле, игнорируя дождь и холод. Охранник продолжал щелкать семечки и следить за птицей. В какой-то момент охранник, пощупав у себя в кармане понял, что семечек осталось совсем не много, а другой пачки не было. И только с этого момента охранник отдал одну семечку голубю и тот стремительно начал подходить к ней, после чего проглотил ее. Как и казалось, охраннику понравилось смотреть как голубь съедает семечку. Поэтому он решил отдавать остальные семечки голубю. Так он и делал, охранник быстро и ловко щелкал семечки и кидал их голубю, а голубь, казалось бы, обрадовался этому явлению и воспользовался этим не примерно. Сначала голубь боялся, когда семечка вот вдруг упадет перед ногами человека, что-то маялся и раздумывал «взять или не взять». Но охранник понял в чем дело, когда видел, что голубь был заинтересован на одной семечки, где лежала у него перед ногами. Поэтому он отошел назад на два шага и семечка была подана голубю. Голубь понял, что человек поделился с ним как настоящий товарищ, друг. Но вот от куда не возьмись прилетели воробьи. Они все поняли, что здесь раздают какую-то вкусную пищу и присоединились. Охранник, видя воробьев все равно пытался кидать семечки голубю, но вот только воробьи проворные, маленькие и быстрые, что голубь просто на всего не успевал видеть семечку, чтобы ее съесть. Семечек уже оставалось не много, а воробьи так и не давали голубю есть с ними. Поэтому он понимал, что по сравнению с такими воробьями голубь не в силах успевать. Если семечка далеко, голубь будет идти к ней, а воробьи подлетят к ней. И так из раза в раз. Голубь вышел из массовки воробьев и поднял свои крылья, полетев куда-то. Что касается человека, то он уже давал семечки воробьям. Голубь пролетел много мест и остановился где-то по среди деревьев, после чего он ежеминутно сел на одну из миллиона веток деревьев. Стояла утренняя темнота, голубь продолжал сидеть на ветке, смотря на луну, которая скоро уйдет за горизонт, размышлял о жизни своей.




3

Глава первая. Владимир и Михеч держат путь из Киева с деревню Ратмир.

Вечером старший начальник дружины МИХЕЧ и сам КНЯЗЬ ВЛАДИМИР на прекрасных конях покинули Киев и отправился в село Ратмир, которое находилось не сильно далеко.

***

Во время пути по безграничным полям Михеч о чём-то задумался и обратился к князю:
— Могу я спросить, Ваше Величество?
— Конечно можешь, дружище! — Бодро ответил Владимир. — Спрашивай.
— В Киеве вы сказали, что поедете встретиться с давним другом, которого 3 год уже не видели.
— Всё верно, Михеч. А что тебя смущает?
— Так зачем Вам я?
Князь задумался, перед тем ка ответить Михечу. Подумал-подумал и ответил:
— Михеч – мой друг, мне страшно, — спокойно ответил князь-великий.
Михеч удивительно посмотрел на Владимира.
— Что же вы такое говорите, Ваше величество? Куда мы идём?
— К моему давнему другу, которому 3 года назад обещал навещать его, но за эти годы не приходил к нему…
— Из-за государственных дел, — догадался Михеч.
— Верно мыслишь, Мой друг… а сейчас появилось свободное время и решил прийти к нему, а сам волнуюсь, как мальчишка.
— Не волнуйтесь, Ваше величество. Уверен ваш друг хороший человек и всё поймёт.
Владимир улыбнулся Михечу, а Михеч Владимиру.
— Ну а какой этот ваш друг, Ваше величество? Он сильный?
— Угу, — с улыбкой промямлил Владимир-князь.
— Он молод?
— Угу…
— Он высокий?
— Нет, — с улыбкой сказал князь.
Михеч вопросительно посмотрел на Владимира, и Владимир ответил:
— Он ещё мальчик, Михеч.
— Вот оно как? А я не знал, что в Вашем кругу есть малолетние друзья, не считая Ваших детей.
— Ох, Михеч, ты ещё не знаешь, что я с этим мальчиком пережил. Этот мальчик храбрее всех нас взятых.
Михеч рассмеялся.

***

В деревне Ратмир было людно, и всадники буквально с трудом передвигались дальше, ещё и дети мешались на пути, играли в какую-то «битву» с ветками, сломанных от дерева, изображая, что это мечи. На пути всадников-гостей оказался случайно 60-летний старик Зарович.
— Ох, — удивительно посмотрел 60-летний старик на всадников, оказавшись на пути. — Сам князь прибыл к нам.
— Тебе трудно живётся, Зарович? — сделал замечание Михеч и остановился. — Твоя ухмылка как-то подозрительна.
— Ты Юрина знаешь? — спросил Владимир.
— А как же не знать, князь наш батюшка. Село то у нас не большое. Вот идёшь по прямой - развилка, сворачиваешь на лево и до конца. Там увидишь дом его.
— Заинтересовал, — сказал Михеч, удовлетворённый. — Ну бывай, Зарович! Отблагодарить тебя салом что-ли?
Зарович посмотрел на князя:
— Лучше вином из княжеского стола, — широко улыбаясь намекнул Зарович.
— Ах, вот чего просить вздумал, наглый старый, — с недовольством говорил Михеч, что даже конь рассмеялся. — Я его можно сказать в грязи нашёл, а он своими просьбами подставить решил...
Тем временем Владимир рассмеялся.
— Не бесись, пошутил я. Сало - вполне сойдёт?
— Значит "вполне"? Что-то ты перестал мне нравится. Наглый какой-то (сказал князю). А я ведь мог просто уйти и не предложить сало.
Михеч ударил каблуком коня и поскакал своей дорогой. За ним Владимир. Зарович остался в недоумении: «Даст ли сало, или же - нет? — размышлял он».

***

Прошли несколько домов Владимир с Михечем и пришли к действительно хорошей избе, которая отличалась от других. Владимир и Михеч оставили своих коней за двором, а сами вошли через калитку и шли к избе Юрина.
— Какой приятный дом у гражданина Юрина, — удивился Владимир. — Купец ли?
— Нет, обычный ремесленник. Просто руки из нужного места растут.
Подошли к двери, и князь разволновался, но переборол страх и постучался в дверь. Юрин открыл дверь и выглянул, сильно удивился своим гостям:
— Добрый вечер, — начал Юрин. — Чем могу помочь?
— И Вам добрый вечер, гражданин Юрин, — любезно поприветствовал князь его. — Я князь Киевский Владимир-великий. Вы меня, верно, не вспомнили, и это неудивительно – последняя наша встреча была 3 года назад. В тот момент я привёл мальчика Арсуса к вам. А сегодня пришёл к сыну твоему приёмному. Повидаться с ним хочу.
Юрин в замешательстве, почесал репу:
— К сожалению его сейчас нет дома, — ответил Юрин. — Этот шалун где-то гуляет.
Владимир сильно расстроился, что Арсуса нет дома. Михеч заметил расстройство господина, удивился.
— Не порядок, Ваше величество, — сказал наконец Михеч, затем обратился к Юрину: — Гражданин Юрин, почему ваш ребёнок в поздний час не дома?
— Он не далеко, — ответил Юрин. — Он всегда гуляет за деревней, но, уверяю вас, ничего плохого не случится.
Владимир молча достал из кармана письмо и отдал Юрину. Юрин взял письмо.
— Это моё обращение к Арсусу. Прошу Вас, гражданин Юрин, не читать письмо, а передать самому Арсусу, когда придёт.
Попрощались Владимир и Михеч с Юрином, и вернувшись на своих конях, ушли обратной дорогой. Тогда Юрин осмотрелся по сторонам, потом на письмо от князя, и не прочитав содержимое, разорвал бумагу на куски. После чего зашёл домой.

Глава вторая. Арсус помог пострадавшему

Тем временем Арсус со своими друзьями: Силантий, Рудый и Таня были в поле не далеко от окраины леса, и запускали воздушного змея.
Держал воздушного змея сам Силантий, а Арсус, Рудый и Таня только весело наблюдали, как воздушный змей парил в воздухе, однако Рудый взял змея на себя, и потянул на себя, тем самым спустив змея на землю.
— Эй, что ты сделал, Рудый? — сказал расстроенный Арсус, посмотрев на небо. — Ветер ещё силён.
— Больше не могу, ребята, — оправдался Рудый. — Мне уже домой надо. Пока.
Рудый убежал. Силантий сам подумал-подумал и сказал Арсусу с Таней:
— Ладно, ребят. Рудый прав. Домой нужно. Пока.
— Пока, — любезно попрощалась Таня с Силантием.
— Пока, — попрощался Арсус с Силантием.
Арсус и Таня остались одни.
— Ну, а ты тоже домой, Таня? — смущённо спросил Арсус.
— Пожалуй, что да. Уже слишком поздно. Ты ли не хочешь домой, Арсус?
— Я проведу тебя до дороги, а потом разойдёмся.
Пошли они по полю, в сторону дороги.

***

Когда дошли до дороги у окраины леса, Арсус и Таня дружески попрощались и разошлись по своим сторонам.
Арсус шёл по песочной дороге с задумчивостью, но тут послышался звук, будто упал кто-то. Арсус остановился, осмотрелся и пошёл на тот звук.
Зашёл в лес и увидел мужчину на земле у руки. Не раздумывая Арсус, подтянул штаны, чтобы не намочить, и перешёл речку, подошёл к пострадавшему: он был одет в тёмно-серый порванный балахон с капюшоном, а лица не было видно из-за капюшона, словно там глубоко. Руки были худыми, что аж кости видны.
— Вы в порядке? — волнительно спросил Арсус.
— Воды, — прошептал слабо пострадавший.
Не на что было набрать воды, и Арсус набрал воды в ладони с реки. Пострадавший еле-еле выпил воды – мало ему. Арсус ещё набрал и напоил пострадавшего – мало. Арсус ещё раз набрал воды. И так несколько раз.

***

Уже ночью пострадавший уже стоял на коленях, но всё ещё слаб. Арсус, весь вспотевший, набрал очередной раз воды и снова напоил пострадавшего – стало лучше. Худые руки обрели какие-никакие мышцы, и встал с колен пострадавший. Арсус не ожидал и ужаснулся; только сейчас юноша понял, что что-то здесь не так.
— Наконец-то силы мои восстановились, — говорит он, и увидел перед собой подростка, обратился к нему: — Спас меня от смерти поганой. Не оставил в беде. Напоил меня водой, благодаря которой сила моя вернулась.
— Я не понимаю, — тревожным голосом сказал Арсус, сделав шаг назад. — Почему говорите такие странные вещи?
— Я сказал истину. Вода мне силы даёт. Но я не дошёл до неё. Долго я бродил по этому лесу. И вот ты юноша спас. Благодарность от меня тебе – нет предела. Как зовут тебя?
— Арсус, — не много улыбнувшись ответил Арсус.
— Кащей.
Не понравилось имя Арсусу, ужаснулся он. «Стало быть злодей какой-то, — подумал так Арсус. — Ой, как не к добру это!».
— Кто вы, Кащей?
— Для тебя, Арсус – твой друг. А сейчас прошу извинить. Торопиться надо. Займусь своим царством. А о тебе я не забуду. Как-нибудь ещё отблагодарю.
Превратился Кащей в ворона, и улетел высоко.
— Никто не должен знать об этом, — сказал Арсус, наблюдая за улетевшим вороном. — Никто.

***

Вернувшись в Ратмир, Арсус не покидал мысли о том, как больно ему придётся за столь позднее время вне дома. Да и этот случай в лесу у реки – просто жуть.
— Сказать дяди об этом или нет? — говорил сам собой Арсус, пока шёл до дому. — Если скажу, то как поведёт себя дядя? Осудит меня, наверное.
Когда Арсус подошёл к дому Юрину, он открыл дверь, а у порога стоял сам Юрин. Злой и нервный. Арсус ничего не успел сказать в своё оправдание, как Юрин быстро схватил подростка за ухо и завёл внутрь дома.

***

Юрин всё ещё держал Арсуса за ухо. Арсус терпел боль, держался за руку, которой его держали.
— Где ты был? — через зубы сказал Юрин. — почему я должен вечно тебя ждать!
— Прости, дядя Юрин! — стонет Арсус, быстро говоря. — АЙ!.. Больше не буду.
— Это ещё посмотрим!..
Юрин отпустил ухо Арсуса (оно было красное) и сел за стол. Обиженный Арсус остался ждать по среди комнаты, ещё держась за ухо. Дядя жестом дал понять подростку, что может сесть, и Арсус сел за стол.
— Значит так, парень, — сказал Юрин и ударил по столу, что Арсус вздрогнул от неожиданности. — Я больше не разрешаю тебе выходить гулять с друзьями.
Арсус поморщил губы и рискнул сказать:
— Почему?
— ПОТОМУ ЧТО Я ТАК ХОЧУ!
Разволновался Арсус так, что почувствовал ком в горле.
— Наверное ты рад, что не пойдёшь завтра на жатву, потому что пойдёшь к этому князю. А я, старик, сам пойду мучиться.
— Я не против пойти с вами, дядя Юрин. Только скажите и я пойду с вами.
— Можешь валить к князю, я тебя не держу. А сейчас иди спать, и чтобы когда я вернулся, ты уже спал.
— А вы куда? — рискнул спросить Арсус.
Юрин яростно посмотрел на подростка и сжал зубы. У Арсуса чуть сердце не остановилось, увидев это злое лицо.
— Цыплят нужно забрать, — решил ответить Юрин. — Хомча обещал да вот никак не отдаст. Дурень старый.

***

Спустя время Юрин вернулся домой, убедился, что приёмный сын спит и сам лёг спать.
Арсус спал как убитый, но стоило подумать о князе - просыпался, потом засыпал, затем просыпался. И так всю ночь.
   
Сказ 2: Долгожданная встреча (ДОМ ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ).

(Арсус, Юрин).
Утром Юрин пошёл в чулан, там не смог найти рабочей одежды и быстро разбудил Арсуса, и поставили его по среди комнаты.
— Где серб мой, Арсус?! Ты его потерял, мерзавец!?
— Я его не потерял, Юрин, — виновно ответил Арсус и упал на колени, — я отдал его кузнецу Мирошину.
— Зачем?
— Я тогда сломал его. Мирошин любезно согласился сделать серб. Сегодня должен отдать. Я сбегаю к нему и спрошу.
— Не стоит, я сам пойду. А ты будь здесь, если что, я у соседей спрошу, как ты себя вёл.
    Юрин вышел с дому, Арсус отдышался и встал с колен. Подошёл к окну, увидел уходящего дядю.

ДВОР ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.

 (Арсус, Владимир, массовка).
Арсус вышел со двора в красной рубахе и белых штанах-портах. Подошёл он к забору и облокотился локтями, наблюдал на маленьких детей со своими родителями, тяжко вздыхает.
Услышав чьи-то шаги, Арсус обернулся и увидел в 10ти шагах от себя всадника.
— Князь Владимир...
Владимир-князь слез с коня, быстро к мальчишке в объятия.
— Как я соскучился, мой мальчик. Нет мне прощения за не сдержанное обещание. Так был занят я, что эти 3 года твой дом мимо проходил.
— Не повод мне обижаться. Много хорошего было.
Князь Владимир освободил Арсуса из объятий и посмотрел на него; это детское лицо, которое он помнил, всё ещё такое же детское и красивое, но просто Арсус стал явно взрослее и выше.
«Дом Юрина».
Арсус провёл князя в дом и усадил за стол. Князь давно позабыл, что такое изба. Арсус времени не терял; он угостил гостя молоком и хлебом. Это конечно не то, что князь обычно ест по утрам, но всё же...
— А не пора ли у меня пожить, Арсус?
— Ну... я даже... не знаю...
— А как дела у тебя?
— Ах, князь, как спокойно на каждом шагу. У меня дом, любящий меня человек, и все во круг – прекрасные люди.
— Стало быть спокойные времена настали, — с задумчивостью сказал князь Владимир.
— Благодаря Вам.
Князь встал со стула, улыбнулся:
— Между ними тишина.
— А не пойти ли нам на охоту? — предложил Владимир. — Мужское это развлечение, не правда ли, мой мальчик?
Князь протянул руку Арсусу и Арсус пошёл с князем на выход.

Сказ 3: В гостях у князя (ДЕТИНЕЦ ВЛАДИМИРА, КИЕВ).

(Арсус, Владимир, Михеч, Вышеслав, Станислав, Коля).
В тронном зале мальчишки в ярких царских нарядах. У них были по деревянному мечу, они изображали битву друг с другом.
— Сдавайтесь, любезный, Вышеслав, или пожалеете, — проговорил младший мальчик через смех, наставив меч на нападавшего.
— Смеешь мне такое предлагать, Станислав? — ответил ему мальчик по старше и кинулся в атаку. — Мой трон!
Вышеслав бросил боевую атаку на младшего, младший ловко защищался и не пропускал мысли о том, как ткнуть палкой брата, что ему и удалось.
— Ай, — крикнул Вышеслав, когда его ткнули.
— Вот я и победил, старший. Трон мой.
Станислав сел на трон, Вышеслав косо посмотрел на брата.
— Не честно! — злобно сказал старший и бросил меч. — Тебе повезло из-за твоего низкого роста.
— Думаешь в этом твой проигрыш?
— Да!
Большие двери открылись и вошёл князь Киевский с Арсусом, что чувствовал себя очень неловко находясь здесь.
— Отец, — проговорил Станислав и слез с трона.
— А с ним то, кто? — косо посмотрел Вышеслав на босого подростка.
Всё внимание пало на Арсуса: больше всего им не понравилось, что гость с грязными ногами протопал все коридоры во дворце, чтобы прийти сюда.
— Арсус, это мои сыновья: Вышеслав и Станислав. Ну-ка не молчать, — с высоким тоном обратился Владимир к сыновьям. — Познакомьтесь. Перед вами тот, о ком я так долго рассказываю.
— Стало быть тот самый Пальзов? — начал к нему Вышеслав. — Я Вышеслав.
— Арсус…
Вышеслав не хотел знакомится, да и Арсус не желал. Князь понял это и был расстроен.
Затем выдали детям луки со стрелами в колчанах.
— Быть может не сегодня, князь, — неожиданно обратился Михеч, войдя в зал. — Дел государственных навалилось. Да народу заплатить надо за строительство Белгорода.
Задумался Владимир и ответил:
— Позже с этим, Михеч. На охоту с детьми пойду сегодня.
Михеч оглядел Арсуса:
— А это, стало быть, новый оруженосец?
— Когда-нибудь так и будет, — ответил князь, положив руку на плечо Арсуса.
Жалобная улыбка появилась на лице у Арсуса.
Подозвал к себе Владимир мальчика-слугу, и сказал ему на ушко:
— Видишь гостя моего, Коленька?
— Вижу, — подтвердил Коля.
— Отмой его, обуй его.
Спустился Коля и Арсус по мраморным ступенькам на 1-ый этаж, зашли в уборочную. Потом Коля ушёл и вернулся с ведром воды, красными сафьяновыми сапогами на тонкой подошве.
Коля усадил Арсуса на скамью, и начал мыть ноги гостю. Арсус был в шоке.
— Как тебя зовут? — спросил Арсус, пока Коля мыл ему одну ногу.
— Коля, — ответил он, не отвлекаясь от мытья.
— Коля, зачем тебе это? Я же и сам могу.
Арсус освободил ногу от того, и стал домывать ноги сам. Коля с возмущением:
— Сказали мне позаботиться о вас. Такова воля князя.
— Не тебе это делать, Коля. Я сам. Благодарю тебя.
   
Сказ 4: Охота (УЛИЦЫ КИЕВА).

(Арсус, Владимир, Вышеслав, Станислав, массовка).
Вышли с детинца Владимир верхом на коне, за ним также Арсус (уже с сапогами) и Вышеслав со Станиславом. Вышли за пределы города.

БЕРЁЗОВАЯ РОЩА.

(Арсус, Владимир, Вышеслав, Станислав).
Шёл Владимир впереди, с лева от него Вышеслав, с права Станислав, а за ними Арсус.
— Что ж вы не общаетесь с Арсусом, Вышеслав?
— А зачем, отец? Мы же на охоте, а не ввести беседы.
Владимир покачал головой, и сбавил темп и двигался наравне с Арсусом, оставив сыновей впереди:
— Ну рассказывай, Арсус, кто твой дядя?
— Был рыбаком в Новгороде. Но после нападения ордынцев 4 года назад ему сломали руки. Вроде сильные руки, но видно, что руки теперь трясутся. Сейчас в основном дома. Однако сегодня пошёл на жатву.
— Видимо здоров как бык, да?
— Да, верно. Это верно. Он сильный.
Тишина.
— Ну а к тебе он хорошо относится? — спросил наконец Владимир. — Любит он тебя?
— Он любит меня, — с некой жалостной улыбкой ответил Арсус. Князь узнал эту улыбку.
Тишина.
— Только скажи, и я его...
— Слышу кого-то, князь, — перебил Арсус князя, остановив коня.
— Точно! — прислушался князь и спрыгнул с коня. Также поступили дети. Все вооружились луками и стрелами. — Похоже ребята мы попались хорошему дикому зверю.
— Если хороший — значит большой, — предположил Станислав. — Тогда почему не видно его, слово заяц в траве.
— А это его территория, дети. Он знает, как спрятаться.
Все напряглись, прислушались к лесной тишине; вдруг где-то сломалась ветка и Станислав залез на коня, крича: «Отец, я за ним, и вернусь с головой его». Отец ему в ответ: «Стой, самоубийца!», но младший не услышал и верхом на коне побежал на звук, скрывшись за деревьями. Вышеслав верхом на коне решил догнать брата, осознав опасность.

***

Разогнался Станислав, уже не до охоты. Он уворачивался от берёз, чтоб не убиться. Большой медведь гризли выбежал из кустов, и конь резко остановился, вскочил на задние ноги, и Станислав упал на землю.
Медведь пошёл на Станислава, Вышеслав, находясь недалеко, от волнения не мог всунуть стрелу в тетиву
— СТАНИСЛАВ!!! — в ужасе крикнул Вышеслав и закрыл глаза руками.
В этот миг Арсус появился, и не слезая с коня, выпустил стрелу. Гризли упал на землю в 5ти шагах от Станислава.
Все собрались вокруг Станислава:
— Что у тебя болит, сын? — в ужасе спросил отец.
— Ничего не болит, — ответил еле Станислав.
— Ходить сможешь? — спросил Вышеслав.
Станислав поджал плечами.
— Надо его к целителю, князь, — обратился Арсус.
Князь взял Станислава на руки и усадил на своего коня, и все пошли верхом на коне обратной дорогой.

ДВОР ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.

(Арсус, Владимир, Юрин, Миронович, Вышеслав, Станислав, Коля, гонец, массовка).
Из дома только что вышел Юрин с тяпкой, увидел по дороге всадников Владимира, Вышеслава, Станислава. Но увидев с ними Арсуса, Юрин рассердился. Арсус глазком посмотрел на Юрина, и ужаснулся; больше не смотрел в его сторону, и пошёл с Владимиром ближе. Тогда Юрин сжал пальцы в кулак.

ДЕТИНЕЦ ВЛАДИМИРА, КИЕВ.

(Арсус, Владимир, Коля, гонец).
Станислава отдали целителю Мироновичу. Князь зашёл в комнату целителя, но ближе к сыну его не пустили.
— Пусти к сыну, Миронович, — потребовал князь.
— Потом, князь, потом. Ребёнок должен отдохнуть в полной тишине. Когда он придёт в себя, я позову тебя.
Длинный коридор с большими окнами; Князь упёрся локтями на бетонный подоконник, молча наблюдал за киевлянами-ремесленниками; восхищался им. К нему подошёл Арсус, тоже обратил взор на людей внизу.
— Не переживай, князь, — говорил Арсус. — Он поправиться. У него не большой шок. Знал бы как я отходил от ужаса после Тугарина.
Неожиданно для Арсуса князь взял его в свои объятия и оторвал от земли.
— Спас от смерти позорной сына моего. Вот скажи, чем отблагодарить тебя, Арсус?
Арсус хотел сказать, но пришёл гонец:
— Разрешите обратиться, князь?
— Кто такой? — с недовольством позволил князь и отпустил Арсуса. — Как вошёл сюда?
— Гонец от княжеского села, ваше высочество. Вам письмо от княжны Адельи.
После прочтения письма князь сильно обрадовался и забыв про своего юного друга, покинул детинец.
Не знал Арсус, что делать и хотел было пойти домой на своих двоих, но когда он нашёл главные двери, ведущие на улицу, ему преградил путь Коля:
— Князь велел не отпускать вас до его возвращения, — обратился Коля к Арсусу.
— И что же мне здесь делать?
— Князь велел накормить Вас.

Сказ 5: Сын князя (КНЯЖЕСКОЕ СЕЛО АДЕЛЬИ).

(Владимир, массовка).
Прибыл верхом на коне князь Владимир без охраны уже вечером. Подошёл к палате, зашёл внутрь.

ПАЛАТА АДЕЛЬИ.

(Владимир, Аделья, три волхвы).
Женщина лежала на широкой дубовой лавке; у правого бока лежал завернутый в лохмотья ребёнок. Перед женщиной стояли три волхвы с опущенными головами.
Когда вошёл князь, он косо посмотрел на волхвов, и они удалились. Он же подошёл к женщине ближе.
— Уже? – спросил он требовательно.
— Сын, – ответила она едва слышно.
Князь посмотрел на новорождённого:
— Чего уродливый такой? Красный и морщины по всей роже.
— Он будет красивым… все новорождённые такие… Дай ему имя, княжич.
Владимир почесал затылок.
— Другая жена меня о таком не спрашивала. Да и отец не дал мне имени, потому как дала имя мне мать. Что ж… да будет Мстислав, чтобы врагов не забывал и мстил всем за козни врагов своих.
— Зачем так грубо, Владимир?
— А времена такие, Аделья. Каждому ребёнку с малых лет меч и щит в руки надо подавать. А порой давай решим, что делать с ним? Как воспитывать будем? Ты ведь должна понимать, что, если сын, а это сын, значит мне его на воспитание.
— Это естественно, Владимир. Но порой и мне нужно о нём позаботиться.
— Так как поступить в такой запутанной ситуации?
— Я буду воспитывать его до 8-ми лет. За эти годы, ты, конечно, можешь навещать его. А потом...
— А потом заберу его собой. И по своему стану воспитывать. Учить ремеслу буду да государственным делам тоже. Согласна?
Она кивнула. Он взял младенца на руки и поднял над собой, осмотрел будущего война своего, и говорил:
— Будешь сильным, будешь умным. Молиться за тебя буду, Мстислав.
Потом отдал младенца матери Адельи.
— Ну всё, возвращаюсь в Киев я, Аделья. Но вскоре вернусь с крестьянами, что б крестить его.
И попрощавшись, вышел Владимир.

ДЕТИНЕЦ ВЛАДИМИРА, КИЕВ.

(Владимир, Арсус, слуги).
Ночью вернулся в детинец князь счастливым, начал хвастаться слугам о рождении сына своего. Слуги словесно поздравили Владимира.
Тем временем Арсус был в комнате, которую ему дали. Он только что снял сапоги, рубаху, и лёг на кровать. Вошёл князь весь такой радостный. Арсус же просто сел на край кровати, и одел свою рубаху.
— Ах, Арсус!!! — на позитиве Владимир. — Случилось счастье: сын появился на свет сегодня.
— Поздравляю. Вы счастливый человек.
— Ну а ты что-то не весел, мой мальчик, — настроение князя исчезло. — Кто обидел? Вышеслав и Станислав? Ох, эти проказники, ну я с ними поговорю ещё. А Станиславу так вообще стыдно должно быть. Он тебя на руках должен носить за твоё спасение. Я с ними поговорю.
— Никто не обидел, просто домой надо, — ответил Арсус, — А ваш слуга Коля не отпускал меня.
— Всё правильно, а куда ж ты ночью? Да и потом… не хочешь жить здесь? Со мной?
— Юрина не оставлю.
Владимир погрыз губами, задумался:
— Ладно, сейчас пойдёшь мыться, и я тебя проведу до дому.
Пришёл Коля, провёл Арсуса в комнату для купания. Там Арсус разделся до гола, помылся.
Вернулся Арсус в свою комнату, где ждал князь.
— Садись, — сразу сказал он Арсусу не весело.
Князь начал надевать ему онучи.
— Можешь оставить сапоги себе. Это мой подарок тебе. Ну а вообще... расстроил ты меня, Арсус. Я тебе предлагаю жить у меня - ты не хочешь. Не знаю... я думал тебе здесь понравится.
От этих слов у Арсуса ком в горле. Он не знал, что сказать. Князь надел Арсусу второй сапог.
— Ну если такова воля твоя, — продолжил Владимир, — не смею препятствовать тебе.
Лицо Арсуса покраснело от стыда. Он сдерживал слёзы.

ДВОР ДЕТИНЦА ВЛАДИМИРА, КИЕВ.

(Владимир, Арсус, кучер).
На улице Арсуса ждала красивая повозка с прекрасными жеребцами. Князь проводил юношу до повозки.
— Что ж, дружок мой, — обратился князь к Арсусу, — ещё может увидимся.
Жалостная улыбка появилась у Арсуса, и чтобы не обидеть князя, он просто кивнул. Тогда князь сказал кучеру куда ехать, и кучер поехал.

Глава 2: Появление злодея (Сказ 6).

ДВОР ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.

(Арсус, Юрин, кучер).
Юрин услышал скрип колёс и вышел на улицу, чтобы посмотреть. Перед его двором стояла княжеская повозка, а из неё вышел Арсус.
— Разве было позволено тебе допоздна быть у князя? — начал Юрин, когда кучер уехал. — Твоё поведение мне уже не нравится.

ДОМ ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.
 
(Арсус, Юрин).
Как только Арсус зашёл в дом, Юрин ударил юношу по животу. Арсус скрючивается и упал на колени, не в состоянии дышать.
— Я больше тебя не отпущу. Теперь будешь всегда под моим присмотром, сын собаки. А сейчас идти спать, — говорил Юрин, нагнувшись к Арсусу. — Твоё счастье, что я сегодня работал как проклятый и от этого устал.
Юрин сел за стол, задумался о сегодняшнем дне. Арсус встал, перетерпел боль, и обратился к хозяину с серьёзностью:
— Я сын вашей сестры, дядя Юрин.
— Ты ведёшь себя как собака! Бродишь по улицам, как собака.
— Значит я ухожу. Надоело терпеть ваши выходки надомную.
— КУДА ПОШЁЛ, ЩЕНОК?! — крикнул Юрин, когда Арсус пошёл к двери.

ПОСАД, КИЕВ

(Арсус, массовка).
Сбежал Арсус с дома дяди, и даже к князю не пошёл. Прошёлся по деревянному настилу в сторону ворот и ушёл с города.

ЛЕС

(Арсус, Х-персонаж).
Арсус быстрыми шагами шёл по тропе:
— Будьте все прокляты! — через зубы говорил Арсус. — Никто мне не нужен!
Арсус нашёл речку, тогда он подумал-подумал и решил остановиться здесь.
«Надо бы найти место по выше, чтобы звери не нашли, — подумал Арсус, и посмотрел на деревья».
Залез Арсус на дерево, устроивший поудобнее, задумался о чём-то, и заснул.

***

Арсус проснулся от звука будто кто-то упал. Посмотрел вниз - мужчина лежал лицом к земле. Не раздумывая Арсус слез с дерева, снял сапоги и поправил края штанов, чтобы не намочить, и перешёл речку.
Арсус перевернул пострадавшего спиной к земле: он был одет в тёмно-серый балахон, на голове капюшон, лица не было видно из-за капюшона. Руки были худыми, аж кости видны.
— Вы в порядке?
— Воды, — прошептал слабо пострадавший.
Не на что было набрать много воды, и Арсус в ладони набрал её с реки и вернулся к тому. Пострадавший еле-еле выпил воды – мало ему. Арсус ещё набрал и напоил пострадавшего – мало. Арсус ещё раз набрал воды. И так несколько раз.

***

Уже на рассвете пострадавший уже стоял на коленях, но всё ещё слаб. Арсус, весь вспотевший, набрал очередной раз воды и снова напоил пострадавшего – стало лучше. Вдруг худые руки обрели какие-никакие мышцы, и встал с колен пострадавший. Арсус не ожидал и ужаснулся; только сейчас юноша понял, что что-то здесь не так.
— Наконец-то силы мои восстановились, — говорит он, — и увидел перед собой подростка, обратился к нему: — Спас меня от смерти поганой. Не оставил в беде. Напоил меня водой, благодаря которой сила моя вернулась.
— Я не понимаю, — тревожным голосом сказал Арсус, сделав шаг назад к речке. — Кто вы? Почему такие странные вещи говорите?
— Я сказал истину. Вода мне силы даёт. Но я не дошёл до неё. Долго я бродил по этому лесу. И вот ты юноша спас. Благодарность от меня тебе – нет предела. Как зовут моего Спасителя?
— Арсус, — не много улыбнувшись ответил Арсус.
— Кащей.
Не понравилось имя Арсусу, ужаснулся юноша. «Стало быть злодей какой-то, — подумал так Арсус. — Ой, как не к добру это!».
— Что теперь, Кащей?
— Займусь своим царством. А о тебе я не забуду. Как-нибудь ещё отблагодарю.
Превратился Кащей в ворона, и улетел высоко.
— Ох, и дел я натворил, — сказал Арсус, наблюдая за улетевшим вороном. — А князю отдуваться за меня.

Сказ 7: Арсус возвращается домой (ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ, КИЕВ).

(Юрин, Зарович, Кащей, массовка).
Поздним утром Юрин пришёл к торговле, чтобы купить что-нибудь на заработные деньги за вчерашнюю работу. Народу мало, что и нравилось мужчине. Подошёл Юрин к лавке с рыбой, обратился к старику-продавцу.
— Доброе утро, Юрин, как жизнь?
— Не жалуюсь, Зарович. Что-то я вижу дохлятины у тебя мало! Чего так?
— Даже не знаю. В нашей реке все меньше и меньше рыбы водится. Даже не знаю почему.
Юрин осмотрел рыбу, которая имелась, задумался и выбрал. Заплатив Заровичу, ушёл.
К Заровичу другой клиент – Кащей. Зарович осмотрел клиента, ужаснулся, но не дал этому виду.
— Значит рыбой торгуешь? — сразу обратился Кащей к Заровичу.
— А как же не ею? С рыбы спрос хороший. Какую рыбу желаешь?
— Рыба мне не нужна. Бродил я значит по базару этому, а воды так и не нашёл. Вода здесь продаётся?
— Это в конце, — ответил Зарович и показал Кащею куда идти.
— Благодарю, Вас. Кстати, кто правит землями русскими?
— Как кто? Князь Владимир.
Поблагодарил Кащей Заровичу и ушел куда ему было сказано.

ДВОР ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.

(Юрин, массовка).
С дому вышел Юрин, в руках рыболовная сеть. Сделал вдох-выдох, задумался:
— Негодник, малолетний. Думает, если ушёл с дому, так значит лучше живётся?
Вышел Юрин со двора и ещё раз сделал вдох-выдох и пошёл по тропе к выходу из города.

ЛЕС.

(Арсус, Юрин).
На том же месте, где Арсус напоил Кащея, лежал на земле Арсус, перед его босыми ногами потухший костёр. Арсус не желал просыпаться, и услышав пение птиц, перевернулся на другой бок. Из деревьев появляется Юрин, он сразу увидел Арсуса и подошёл к нему.
— Арсус, — будил подростка Юрин, дёргая за плечо. — А-ну вставай.
Арсус проснулся и увидев перед собой дядю, быстро встал на ноги словно в чём-то провинился.
— Дядя Юрин? Обычно вы в лес не ходите.
— Я рыбу пришёл ловить. А ты здесь? Что, ума не хватило к кому-нибудь из соседей переночевать?
— Ума-то хватает, только скромность не позволяет.
Юрин покачал головой. Он бросил сеть в речку, а на другом берегу Арсус приковал края сети палками.
— Ладно, Арсус, — говорил Юрин, и пошёл обратной дорогой. — Пошли домой. Завтра за сетью вернёмся.
Надел Арсус сапоги и догнал дядю.
Бродили они по натоптанной тропе, не говорили друг с другом. В это время Арсус очень сильно хотел рассказать, что с ним произошло здесь ночью, он промолчал, потому что знал, что Юрин не из тех, кто верил в сверхъестественное. Другое дело Владимир.

ПОСАД, КИЕВ.

(Арсус, Юрин, Кащей, массовка).
Как только Юрин с Арсусом пришли к городу, Кащей находился буквально у них за спинами, и смотрел в затылок Арсуса, знаю, что это тот самый мальчик, который спас его. Но как только Арсус почувствовал, что кто-то сзади него, он обернулся и никого не было.
— Что ты крутишься? — поинтересовался Юрин.
Арсус только плечами поджал.

ДВОР ЮРИНА, ПОСАД, КИЕВ.

(Арсус, Юрин, кучер, массовка).
Арсус оделся в рабочую одежду, оставил дома сапоги и чистил рыбу тупым ножом. Выходит, с дому Юрин, проверяет как дела у сына. Видно, что Арсус усердно чистит рыбу, но тупым ножом мучается. Тогда Юрин молча выходит со двора и через некоторое время возвращается с новым ножом.
— Попробуй этим, — обратился он к Арсусу, отдал нож, и зашёл в дом.
Арсус продолжил чистить рыбу. Уже лучше.
Ко двору приезжает княжеская колесница. Юрин с Арсусом подходят к кучеру, который выдаёт письмо Юрину. Юрин недовольно отдал письмо Арсусу, потому что он умеет читать.
— Дядя Юрин, здесь сказано, что нас приглашают за праздничный стол княжеский. Вы тоже можете поехать, дядя.
— А в честь чего застолье?
— У князя сын родился вчера, дядя Юрин.
Юрин согласился пойти и пошёл переодеваться во что-нибудь опрятное. Арсус одел на себя красную рубаху, белые порты, и те самые сапоги от князя.

Сказ 8: Тайна Арсуса (ДВОР ДЕТИНЦА ВЛАДИМИРА, КИЕВ).

(Владимир, Юрин, слуги, дружина, Михеч, киевляне, Арсус, Вышеслав, Станислав, Коля).
У дверей детинца ждали Владимир со своими сыновьями. Арсуса и Юрина дружелюбно поприветствовали.
— Здравствуйте, Юрин, — любезно поприветствовал князь Юрина. — Мне очень приято, что вы приехали.
— Ну что вы, князь, это Вас благодарю, что Вы не против визита такого старика как я.
— ХА-ХА-ХА!!! — рассмеялся князь. — Ну вы и шутник. А ведь я уважаю старость…
— Приветствую тебя, мой дорогой друг, — любезно обратился Станислав к Арсусу и обнял его.
— Ух, и Вас приветствую, — несколько смущённо проговорил Арсус.
— Так дети, — обратился князь к ним, — покажите новому гостю, где застолье.
Вышеслав и Станислав повели Юрина в детинец.
— Князь, — обратился Арсус шёпотом, — я бы хотел рассказать кое-что.
Князь присел на колено, подвинул к себе Арсуса.
— Ночью я помог человеку, — начал тревожно он, — напоив его водой. Он был на обезвоживании.
— Горжусь, уважаю…
— Но оказывается этот человек оказался каким-то тёмным колдуном по имени Кащей, и он что-то злое задумал… мм… ну… как-то так… а что мне делать, я не знаю…
— Арсус спокойно. Тебе просто показалось. Помнишь, что сказал Гадатель, когда мы победили печенегов Царьграде? Со злом… давай вместе: «Со злом и тёмными силами покончено, — сказали они синхронно». Вот и всё. И никакого Кащея не существует. Да?
Арсус сразу понял, что данный спор ни к чему не приведёт.
– Ясно, – сказал Арсус мрачно, отступая на шаг.
Разобравшись с Арсусом и его проблемой, Владимир похлопал по плечу юноши, и они вместе вошли в детинец.


ДЕТИНЕЦ ВЛАДИМИРА, КИЕВ

(Владимир, Юрин, слуги, дружина, Михеч, киевляне, Арсус, Вышеслав, Станислав, Коля).
Большой зал для гостей с высоким потолком и большими окнами, через которых солнечный свет освящал комнату. Большой блинный стол накрыт княжеским угощениям.

***

Всем было весело, каждый рассказывал свои интересные и веселые истории из жизни. Князь иной раз поглядывал на гостей своих да улыбался. Владимир и Юрин в очередной раз выпили вино, были достаточно пьяными.
Арсус хотел повторить попытку рассказать о Кащее ещё раз, но только подробно и понятней, чтобы без переживаний в голосе, и когда он встал, чтобы подойти к князю, Станислав обратился к Арсусу.
— Арсус, пойдём в комнату, — просил Станислав, тянув того за собой.
— Ладно-ладно, — дружелюбно говорил Арсус, — только не тяни.
Арсус со Станиславом ушли с зала. Вышеслав подумал-подумал, и тоже вышел, взяв собой Колю.
— Кажется наши мальчики дружат друг с другом, — сказал Владимир.
— Кажется, что Арсус был здесь раньше.
— Только вчера. Я вообще думал он переночует вчерашнюю ночь здесь, но он любезно попросил вернуть его домой. Говорит, что «вас не оставит».
Юрин сделал добрую улыбку.
— Вы последний родственник Арсуса, Юрин?
— Да. Мою сестру, мать Арсуса, убили печенеги. Мне бы не хотелось в это верить, но Арсус утверждает об этом.
— М-да, — промямлил князь и выпил вино. — Печально с Арсусом. Потерять маму и папу. Такое и врагу не пожелаешь. Но хорошо, что есть вы, Юрин. Вы заменяете ему отца.
Они выпили вино, закусили. К ним за стол присоединился Михеч. Поел не много, а потом забрал бутылку вина, и вернулся ко своим.
— Арсус многое расскажет о себе, включая о смерти своих родителей, — начал Юрин Владимиру. — Но чего не говорит, так это о Вашем знакомстве. Вот 3-ий год спрашиваю, а он как дуб молчит. Быть может вы посвятите?
Князь откинулся спиной на кресло и вздохнул, кажется его опьянение испарилось:
(события из 1-ой части «Арсус Пальзов и Змей Тугарин», повесть 2019 года).
— В апреле 987 года я обратился к Виктуру, который превосходно вырезал мелкие детали для истуканов. О его ремесле я знал давно от Михеча. Однажды я предложил сделать мне истукана, с каждой вырезанной деталью до мелочей. Виктур согласился и оставил я ему толстый ствол из дуба, и делал он его. Однако потом он понял, что помощник ему нужен, и дали ему помощника без моего ведома, хе-хе-хе… Арсус Пальзов. Но к этому моменту появились ордынцы во главе Тугарина. Эти «проклятые» наведывали страх у народа, живущих в Горьенской. Они скитались по деревням, уничтожали дома, грабили имущества людей, и убивали людей… даже детей со стариками. И как пойми не знаю, но Арсус перешёл им дорогу, да так, что все козни Тугарина были разрушены. И тогда Тугарин понял, что нужно покончить с Арсусом… Я пришёл к Арсусу в тот момент, когда Тугарин готов был убить Арсуса. Но ему не удалось. Мой богатырь Алёша Попович убил Тугарина. Тогда-то я познакомился с Арсусом, и он поведал мне всю ситуации от себя. И отвёз его в село Копка, где и были его родители.
Владимир-князь сделал паузу, выпил с собеседником вино и продолжил:
(события из 2-ой части «Арсус Пальзов и князь Владимир», повесть 2020 года).
— Удалось мне видеть Арсуса в декабре у Новгорода Великого. Нам не удалось толком пообщаться – у меня свои дела, у него свои. Когда я отправился в византийский город Херсон, в село Копка вторглись печенеги, и погибли родители Арсуса. Арсус попал в плен в Вязании и пробыл рабом до лета 988 года, когда его выкупил купец и крестил мальчика. Тем временем я с дружиной держал осаду против печенег в Византии, а после нашей победы, встретил Арсуса. В тот момент я понял, что полюбил Арсуса, как своего сына. Но на этом не всё. За Арсусом следил кровожадный колдун Кривжа, а мне нужен был Куря. В последней битве Арсус, хе-хе-хе, не ушёл с предстоящего поя, как я ему велел, он взял меч и биться с сыном Кури. Арсус был хорош. Ну а потом, когда враги были побеждены нами, печенеги разбежались по своим норам, а я вернулся в Киев на княжеский престол, тем самым привёл вам Арсуса. Ну а потом на меня набросились государственные дела. После всех этих событий я подумал, что нет покоя моим землям. И поэтому устанавливал порядок на границах Руси, и построил город Белгород. Настоящая крепость.
Юрин тронут рассказом, но свои эмоции он быстро подавил. Князь налил себе и Юрину вина, и они встали со стульев.
— Так и улетели 3 года, и я совсем позабыл об Арсусе, — говорил князь. — Но вчера и сегодня я вижу его снова. Такой счастливый, такой простой, что у меня слёзы нарастают, когда гляжу на него. Господин Юрин, давайте выпьем за Арсуса. За такого прекрасного, а главное доброго мальчика, который не боится.
Они щелкнули бокалами и выпили. Юрин расплакался.

Сказ 9: Арсус получает награду (ДЕТИНЕЦ ВЛАДИМИРА, КИЕВ).

(Арсус, Станислав, Вышеслав, Коля).
В комнату Станислава входит Арсус и сам Станислав. Они подходят к полочке, на которой лежали всякие заграничные сувениры. Арсус сразу положил на них глаз.
— Какие-то вещи, не знакомые мне, — говорил Арсус. — От куда это?
— Я с отцом путешествовал за границу. Был в Европейских странах, и с каждой страны мне отец дарил сувенир.
— Сувенир? А что такое «сувенир»?
— А это всё равно что подарок, Арсус. Тебе нравится?
— Нравится, — ответил Арсус, не отрываясь от сувениров.
Станислав полез в тумбочку и достал оттуда ещё один сувенир и показал его Арсусу.
— Какая красива, — проговорил Арсус, взяв с рук «это». — А что это?
— А это называется… мм… а это называется… боже, вылетело из головы… как же папа назвал это?.. ТОЧНО! (Арсус дрогнул) Это называется оригами. Это выдали, когда я был с отцом в Китае.
Это было модульное оригами с зелеными и оранжевыми цветами краски. Арсус не мог перестать смотреть на такую красоту, и Станислав был этому рад.
— Ты можешь взять это себе, Арсус.
— Что? Нет! Я не могу, это твоё…
— Отдаю тебе, Арсус, за то, что спас от зверя в лесу. Если бы не ты, я бы не был сейчас здесь.
Арсус ещё раз посмотрел на оригами, и посмотрел на Станислава, поблагодарив его:
— Благодарю тебя.
— Нет, Арсус, это я тебя благодарю. Теперь каждое утро буду молиться за тебя.
Станислав обнял Арсуса, обхватив его поперек пояса. Арсус только похлопал по спине младшего. Тут вошёл быстро Вышеслав с Колей, по лицам которых был ужас.
— Что с вами? — спросил настороженно Арсус.
— А вы посмотрите на площадь, — сказал Вышеслав.
Все вчетвером устремились к окну, и увидела внизу на площади Кащея, стоящего, неподвижного.
— Кто это? — в ужасе проговорил Коля.
И в этот момент он крикнул своим свирепым, но хриплым голосом: «КНЯЯЯЯЯЗЬ!!!», ЧТО АЖ ВСЕ стекла разбились с окон и трещины в нескольких комнат детинца появились.

Сказ 10. Предложение Кащея (ДВОР ДЕТИНЦА ВЛАДИМИРА, КИЕВ).

(Владимир, Кащей, Юрин, слуги, дружина, Михеч, киевляне, Арсус, Вышеслав, Станислав, Коля).
Все вышли с детинца на площадь, Михеч с дружиной окружили Кащея, видя в нём врага, Юрин и киевляне стояли в стороне, как очевидцы происходящего. Из окна детинца Арсус, Вышеслав, Станислав и Коля с любопытством смотрели на Кащея.
— Кто такой? — начал князь. — Зачем угрожаешь?
— По-другому до тебя не дозовёшься, — ответил Кащей. — Хочу обратиться к тебе с необычным предложением.
— Ну, скажи, я послушаю…
— Киев нужен твой.
— За такое предложение, — сказал Михеч, — можно лишиться жизни.
— А ты попробуй, — настаивал Кащей.
Михеч вопросительно посмотрел на князя, князь молча кивнул. Михеч отдал приказ дружиннику, стоящего рядом: дружинник замахнулся мечом и проткнул Кащею сердце, однако Кащей как ни в чём не бывало стоял на месте, а тот тронулся за грудь и упал мёртвый.
Все были в ужасе, дети ушли от окна и спрятались, хотя Арсус выбежал на площадку, чтобы остановить Кащея, но Владимир схватил его за руку и спрятал за собой.
— Я уже мёртвый, господа. И поэтому убить меня, как вы привыкли это делать, невозможно, ха-ха-ха.
— Михеч, уйдите от него, отставить, — приказал князь дружине, и они отошли. Потом обратился к Кащею. —Зачем Киев тебе, проклятый?
— Я жил ещё до вашей эры, князь Владимир. Здесь было моё царство, здесь был мой город. Но в миг всё потерял я, и заперли меня в священной пещере. Однако я вернулся в рассвете сил, благодаря кое-кому, но имени его не назову. И теперь хочу вернуть свои земли, своё место обитания… и кстати я не «проклятый», меня Кащей Бессмертный зовут.
— Времена твои прошли, Кащей. Сам сказал, что здесь твой дом, твоё царство было «до моей эры». Прошу уйти тебе по-хорошему, иначе – война.
Кащей достал из своего балахона мешок и подкинул под ноги князю. Князь через зубы посмотрел на Кащея:
— Ты ещё не знаешь, что бывает с теми, кто против меня, — проговорил Кащей. — А я ещё вернусь. Рассчитываю на твоё благоразумное решение.
Кащей превратился в ворона и улетел. Все уставились на мешок. Князь взялся за мешок, хотел развязать узел.
— НЕТ, КНЯЗЬ! — сказал Арсус и упал перед ним на колени. — Не открывай.
— Я должен знать, что представляет из себя этот Кащей, — серьёзно проговорил Владимир, и поднял того с колен.
Князь, как и хотел, развязал узел и раскрыл мешок, а там отрезанные головы Алёши Поповича, Добрыни Никитичи, Ильи Муромца и Марьи Моревны.
Все оказались в ужасе, как и князь с Арсусом. Арсус вообще убежал, расплакался. Вышеслава, Станислава и Колю спрятали в убежище и оставили под охрану.

Сказ 11: Гадатель (ЗА ОГРАЖДЕНИЕМ КИЕВА).

(Юрин, Владимир, Арсус).
Арсус сидел на земле, согнув ноги в колене, и плакал.
— Арсус, — позвал Юрин сына, когда нашёл его, — пошли домой. Нужно собирать вещи. Мы уезжаем.
— Подождите, Юрин, — обратился князь. — Нет. Останьтесь здесь. Выстоим город вместе. Я обращусь к народу киевскому и победим проклятого…
— Ошибаешься, — хриплым голосом проговорил человек в белых лохмотьях, он был ранен и весь в крови.