Письмо поэта Ксении Некрасовой товарищу Сталину

Юрий Ильин 7
ПИСЬМО ДОРОГОМУ ТОВАРИЩУ
СТАЛИНУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ
ОТ ПОЭТА КСЕНИИ НЕКРАСОВОЙ

  В 1935 году, окончив техникум политпросвета, я работала на заводе тяжелого машиностроения им. Орджоникидзе на Урале культурно-массовым работником и писала стихи. Я пришла на завод, когда на месте завода стоял лес. Люди расчищали площадку будущих строений и жили еще в саманных и тростниковых бараках.
  В 1935 году обком комсомола Свердловска направил меня учиться в Москву в Литературный институт ССП.
  В 1937 году в журнале «Октябрь» №3 были напечатаны мои первые стихи под редакцией Панферова и поэта Асеева. Рядом со стихами была напечатана статья Асеева о моих первых серьезных работах. И дальше, в этом же году, были напечатаны еще в трех журналах мои стихи.
  В 1938 году была напечатана в газете «Комсомольская правда» (от 9 мая) моя поэма «Ночь на баштане» в 300 строк.
  В 39, 40 и 41-м годах мои стихи печатали в журнале «Молодая гвардия» под редакцией Кирсанова.
  Следующие пять лет всеобщая государственная стройка отразилась на моем существовании.
В 1941 году мы с мужем (горный инженер) и маленьким сыном эвакуировались с шахтами Подмосковья на восток. Примерно в 100 километрах от Тулы наш эшелон бомбили немцы. Мне контузило правую руку...
  С мужем в эти годы тоже произошло огромное несчастье: он сошел с ума. А я с горя не знала, как мне быть, и ходила по дорогам Киргизии и собирала милостыню. Проезжающие киргизы и узбеки называли меня дервишем, так как я бормотала себе под нос свои стихи или произносила их вслух, а в руках у меня всегда был карандаш и бумага. Иногда киргизы останавливались и делились со мной лепешками или вяленой бараниной. Хлопали меня по плечу и отправлялись дальше, а я шла своей дорогой.
  В Ташкенте меня подобрала Ленинградская Академия наук. Вынув из моего мешка стихи и прочитав их, секретарь партийной организации Академии Людмила Ивановна Перепечь, профессор Мейлах сейчас же деятельно принялись устраивать мою судьбу, накормили, вымыли и дали возможность два месяца отдыхать. В 1944 году меня Академия наук в мягком вагоне отправила в Москву. А в Москве я оказалась без вещей и площади. И только благодаря друзьям я все-таки существую.
  За годы войны я написала цикл военных стихов. И цикл азиатских стихов. Из них были напечатаны стихи в 1947 году под редакцией Симонова в журнале «Новый мир». Сейчас у меня груда стихов и больше ничего нет: ни площади, ни материальных средств к существованию. Сплю у друзей под роялем, на полу.
  Моя неприспособленность к работе объясняется врачами травматическим энцефалитом - физически я работать не могу и письменную работу производить тоже не могу, так как дрожит и устает рука, да и мысли мои направлены в сторону стихов, а уж на остальное сил не остается. Свои-то стихи я хотя и медленно и с трудом, но все-таки записываю.
  Прошу Вас, прослушайте, пожалуйста, товарищ Сталин, мои стихи, написанные на пластинке: «Вода», написанная мною в период моих скитаний по Киргизии, и «Саваоф», написанный в период, когда меня забрала Академия наук под свою опеку. Третье мое стихотворение «Вереск», написанное в 1950-м и посвящено Вашим подаркам (выделено мной – сост.). И стихи об огороднице, недавно написанные. И если стихи мои заслуживают внимания, то не может ли государство дать мне пенсию. Желаю Вам, милый Иосиф Виссарионович, быть таким же сильным в своем творчестве и здоровья, мой бог Саваоф.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  Ксения Александровна Некрасова родилась 18 января 1912 года в деревне Ирбитские Вершины (ныне пос. Алтынай Сухоложского района Свердловской области).
  Ксения была внебрачным ребенком и воспитывалась в Шадринске сестрой отца Варварой Ивановной Некрасовой.
  В Шадринске Ксения Некрасова заканчивает 4 класса начальной школы. Начинает сочинять первые стихи.
  Отец, который служил подьячим на Ирбитских ярмарках (заключал торговые сделки между торговцами) в 1926 году увозит Ксению в г. Ирбит. Там она в 1929 году заканчивает семилетку.
  По окончании школы Ксения поступает в Ирбитский педагогический техникум, в котором проучилась только 2 месяца. Техникум был закрыт в связи открытием такового в Камышлове.
  В августе 1930 года Ксения поступает в агропедтехникум г. Шадринска на отделение политпросветработы, как более близкое к своим книжно-литературным склонностям. Выпускники этого отделения должны были работать в сельской избе-читальне, библиотеке, в красном уголке в колхозном клубе. Продолжает писать стихи.
  Техникум К. Некрасова не закончила - заболела. Врачи рекомендовали ей сменить профессию педагога.
  Известный зауральский филолог В.П. Тимофеев очень точно сказал, что «Шадринск оказался основным университетом в литературном образовании Ксении Некрасовой».
  Первые её 12 стихотворений сберегла для нас жительница Шадринска, педагог и подруга Ксении по техникуму Елизавета Алексеевна Чурсина, проживавшая по улице К. Маркса в доме №106.
  В 1931 году Ксения Некрасова уезжает в Москву искать свое поэтическое и человеческое счастье.
  Осенью 1932 года К. Некрасова гостила у Е. А. Чурсиной в д. Ивановской Красногорского района Московской области.
  Где жила Ксения в 1933-1934 гг. - неизвестно.
  Печататься начала в 1937 году. Её стихи были опубликованы в журнале «Октябрь». В этом же году она поступает в литературный институт им. М. Горького, окончить который помешала война.
  В 1941-1944гг. Ксения Некрасова была в эвакуации в Средней Азии, сначала в сельской местности, затем в Ташкенте. Здесь Ксения познакомилась с Анной Ахматовой. А. Ахматова, как известно, не расточала похвалы поэтам. О Некрасовой же она говорила: «Это поэт, а поэту всё можно».
  Издавалась она несправедливо скупо. При жизни у неё вышла лишь одна книга «Ночь на баштане», изданная в 1955 году. В неё вошло 11 стихов. Стихи стали обретать известность лишь после смерти их автора: «А земля наша прекрасна» (1958, 1960), «Стихи» (1973), «Мои стихи» (1976), «Судьба» (1981), другие издания.
  Её стихами восхищались такие взыскательные мастера как Николай Асеев, Анна Ахматова, Юрий Олеша, Михаил Светлов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Степан Щипачев.
  С 1944 года Ксения живет в Подмосковье и в Москве.
  Своего угла в Москве у неё не было, и она скиталась от одних знакомых к другим. Сирота, недоученная провинциалка, наивная, нищая. Всю жизнь - без заработка, без угла. Ей было уже далеко за сорок, когда Союз писателей выбил ей ордер на комнату. Но тут у неё случился инфаркт.
  Умерла Ксения 17 февраля 1958 года в Москве.
  Облик Ксении Некрасовой живет в рисунках всемирно известных художников Роберта Фалька и Ильи Глазунова.
  В конце 70-х в городе Шадринске при магазине «Книжный мир» существовал клуб книголюбов им. Ксении Некрасовой.
  В старину о таких людях, как К. Некрасова, говорили: «Божьи люди. Им самим достались муки. От них шел свет». И хотя сказала Ксения Некрасова: «Я часть Руси», можно утверждать, что она часть Зауралья.
  В декабре 2001 года имя Ксении Александровны Некрасовой было присвоено библиотеке-филиалу № 2 Центральной библиотечной системы г. Шадринска.

Источник: Сайт Управления культуры Курганской области :http://www.kultura.kurganobl.ru/3600.html