Фильм Дворянское гнездо

Павел Захаров 2
Фильм "Дворянское гнездо" - тот самый пример, "когда другим наука", как нужно экранизировать классику. Фильм просто вызвал у меня восхищения. Романы Тургенева они немного скучные, на мой скромный взгляд, но Андрон Кончаловский сделал экранизацию, от которой захватывает дух. При этом, само по себе развитие сюжета довольно медленное, но все сделано идеально, поэтому и получается отличный фильм.
Необходимо отметить визуальный ряд. У нас любят классику снимать как можно проще, но режиссер пошел совсем по другому пути. Он снимает классику не только крупными планами и длинными панорамами. И выигрывает. Оператор Рерберг - великий художник, это тот самый случай, когда оператор не просто профессия подчиненная, здесь оператор полноценный соавтор режиссера. Равно как и композитор. Он создает музыку, которая живет вполне независимо от фильма. Эта музыка полностью захватывает тебя, и дает тебе наслаждение. Если эта музыка не шедевр, то что тогда?
А еще это не просто любовная история на фоне красивых русских пейзажей, это еще и фильм про Россию. При этом, само действие не выходит за пределы барских усадеб, лишь одна сцена - на ярмарке - сделана вне ее. Но это фильм и о России, и о том, почему чувствуешь по ней тоску находясь на чужбине.
Подбор актеров просто отличный. Леонид Кулагин - замечательный Лаврецкий, при этом, я тащу на себе груз других работ актера, и понимаю, что это одна из лучших его ролей. Если не лучшая. Актриса Беата Тышкевич ознаменовала собой моду на польских актрис в русском кино. Она красивая актриса, но ее красота немного не русская, не такая красота, как у Купченко. Та вроде бы и попроще, но ее красота какая- то одухотворенная. Она настоящая Лиза Калитина. Героиня же Тышкевич - женщина с красивой оболочкой, и не очень красивая внутри. Не то, что бы она плохой человек, просто ей не нравиться русский уклад жизни, ей нравиться сиять в Париже. И это тоже образ жизни. Можно его осуждать, можно его принимать. Получился герой и у Виктора Сергачева. Да, карьерист, но с другой стороны, это другой вариант развития дворянина. Можно как Лаврецкий ничего не делать, а можно делать карьеру. Ведь сам Лаврецкий - типичный "лишний человек". А еще можно сказать, что он - бездельник, который пользуется плодами своей усадьбы. То есть, он хороший человек, но каким бы он был в других обстоятельствах. Запоминается и Николай Губенко совсем в небольшой роли цыгана.
Фильм "Дворянское гнездо" - тот самый пример, когда фильм полностью получился.