Экзамен без шпаргалки. Главы 11-12

Нимфа Зоз
 11
Михаил Сергеевич Горбачёв с энтузиазмом трудился. Процесс шёл. Выходя в народ, он говорил: «У нас в стране ремонт. Потерпите годика два».
Народ терпел. Но некоторые высокопоставленные товарищи терпеть не хотели. Они заперли Михаила Сергеевича в Форосе. Тогда другие такие же высокие товарищи, считая, что  они не хуже, заперли первых товарищей куда положено.
В грандиозном политическом спектакле в роли главного действующего лица появляется колоритнейшая фигура Бориса Николаевича Ельцина. Его темперамент торопит историю, и вскоре в Беловежской Пуще раздается топор дровосека. Это был сигнал к всемирному потопу.


И тут началось такое!
Союз Советских Социалистических Республик рухнул. Наиболее смекалистые граждане России бросились строить ковчеги. Кто из нефтяных и газовых труб, кто из никеля, кто из драгоценных металлов. А кто не успел или не сумел построить ковчеги, стали отчаянно барахтаться в мутных водах потопа.
 В помощь ковчеговцам правительство провело в стране приватизацию, а в помощь утопающим - шоковую терапию. Шоковая терапия — это зарплата в гомеопатических дозах. Вскоре выяснилось, что гомеопатическая зарплата неэффективна — шок был, а терапии никакой. Даже наоборот — «дорогие россияне» перестали плодиться-размножаться. Начался падёж электората.


Чтобы упорядочить очередь на вымирание, руководство страны разбило бюджетников на разряды, 1-й разряд — первая очередь. Когда же из очереди граждане стали выбывать вплоть до I5-го разряда, руководство испугалось, что выбирать его скоро будет некому, и стало в срочном порядке принимать меры — издавать законы и писать программы. Но у него почему-то всё получается по В.С.Черномырдину: хотели как лучше — построить капитализм с человеческим лицом, а получилось как всегда — неизвестно что.

 
Потоп наводнил сёла и города колдунами, ясновидящими, домовыми и водяными. Катастрофический недостаток зарплат и пенсий компенсировался пассами и зарядами, которые бесплатно посылались на дом по телефону и телевизору.
Особо энергичные жулики быстро смекнули, что в бурных водах потопа легко можно «отмывать» деньги у населения, и стали создавать банки с чарующими названиями, которые росли как грибы. Реклама работала на них круглосуточно, и у правительства не было ни минуты эфирного времени, чтобы предостеречь народ от полного ограбления. Когда всё до последней нитки было «отмыто», государство арестовало счета ретивых банков и в одночасье оставило всех на бережку «в чём мама родила».


Блистательным же венцом перестройки стала поголовная ваучеризация как средство тотального ограбления населения и построения базы нового русского капитала. Рыжий чуб ваучеризатора навеки вписался в российскую историю. Наука за десятилетие ужалась до сухого остатка. Деньги в госбюджете на неё были секвестированы (слово-то какое!), а под напором потопа произошла «утечка мозгов за границу». Топор дровосека разметал в щепки колоссальные научные связи и сотрудничество между республиками. Современная молекулярная биология нам не по карману, поэтому и все последние великие достижения в сфере молекулярной генетики, в частности генома человека, принадлежат не нам.


В Институте химической физики как в зеркале отражаются происходящие в стране процессы. Великие Н.Н.Семёнов и Н.М.Эмануэль собирали камни, теперь пришло время разбрасывать их. Начались споры между химиками и биологами. Большие и малые конфликты привели некогда могучий научный центр к распаду на 3 института. Так в 1996 году возник  Институт биохимической физики Российской Академии наук имени Н.М.Эмануэля. Директором института стал ученик и соратник Н.Н.Семёнова академик Александр Евгеньевич Шилов.

За последние годы наиболее талантливые наши учёные перебрались за рубеж, молодые разбежались кто куда. Средний возраст сотрудников перевалил за 60 лет.
Отдела И.А.Рапопорта давно не существует. В генетических научных кругах изнурительная борьба, уносящая время и здоровье, стала нормой жизни. Гром и молнии всё чаще выплескивались из отдела И.А.Рапопорта наружу. Самые бурные скандалы происходили между И.А.Рапопортом и Т.В.Сальниковой, которую он стал называть всепоглощающей саранчой. Воспользовавшись введением возрастного ограничения для руководящих должностей, его сотрудники, для которых он сделал всё возможное и невозможное, устроили против него заговор. По их настоянию на учёном совете Института в 1989 году он был снят с должности заведующего отделом. Это был самый безобразный на моей памяти совет.

Уже старому и уже сгибаемому И.А. Рапопорту пришлось принимать сокрушительные удары. Единственная из его сотрудниц - Н.С.Эйгес яростно сражалась за него. Небезызвестная парткомовская дама Т.В.Сальникова свою разгромную речь кончила словами: «В общем, нам нужен мужчина». Я уверена, что это были для него самые горькие из сказанных в тот день слов.


Около года прожил после этого чёрного дня И.А.Рапопорт. Когда его не стало, отдел быстро развалился. Лаборатории, занимавшиеся химическим мутагенезом растений, сами стёрли себя с лица земли. Химический мутагенез как крупнейшее научное направление был полностью уничтожен.
Сейчас иногда говорят, что метод мутационной селекции мало используется потому, что неэффективен и есть новые генно-инженерные методы. Это не так. Для создания селекционного материала годятся любые методы, потому что они решают разные задачи. А новые методы ещё слишком молоды, чтобы заменить всё уже накопленное наукой. Метод мутационной селекции должным образом используется за рубежом и приносит свои плоды.



               12
С детства у меня плохой сон. Уж если я не могу заснуть, то никакие снотворные и успокоительные средства не помогают. Наглотавшись радедорма и элениума, я всю ночь преспокойно лежу и размышляю. И чаще всего меня терзает вопрос: почему вся наша жизнь проходит в борьбе и страданиях? Первая мировая, финская, Великая Отечественная, афганская, чеченская войны. Революции, коллективизация, репрессии. Борьба с царизмом, фашизмом, тоталитаризмом и, наконец, коммунизмом и терроризмом. Не много ли для одного века России?


Мы почти полностью уничтожили лучшие гены нашего генофонда. Нам уже некого выбирать в президенты, мы не знаем, за кого голосовать. Когда Борис Николаевич достал из закромов Родины Владимира Владимировича, мы проголосовали «на новенького».

Закон «борьбы за существование» с точки зрения отдельного индивидуума жесток и несправедлив. Его, может быть, можно оправдать лишь в свете глобального развития человечества и мира. Только через борьбу идёт развитие, а жизнь - вечное развитие. Если бы не было проблемы выживания, человек не стал бы создавать орудия труда, развивать науку и технику. Первобытные религии и культуры так сплели в один клубок непримиримые разногласия, что они и сейчас довлеют над человечеством, приводя к бесконечным большим и малым конфликтам. Создатели эзотерической доктрины Кришна, Гермес, Пифагор и другие утверждали, что души человеческие находятся в состоянии постоянного развития и через земные воплощения, проходя через жестокие испытания, совершенствуются. Следовательно, райская жизнь - настоящий застой. Может быть, потому Бог и выдворил молодое человечество на землю, где оно должно не только плодиться - размножаться, но и бороться - развиваться.


Жизнь - назначенный небом экзамен. Одни сдают его легко: вопросы им ставятся нетрудные и есть, кому подсказать. Другие же в одиночку идут через тернии, да ещё и залезают в самую гущу. Когда человечество было молодым, Бог учил его уму-разуму через Посвящённых, теперь же мы выросли и сами должны ведать, что творим. Но мы зачастую не ведаем, гены борьбы руководят нашей волей. В своей повседневной борьбе иногда мы слишком усердны. Виновна в том наша природа, которая не всегда может удерживаться на достойной интеллектуальной высоте. Человек - гремучая смесь из генов добра и зла. Если концентрация последних высока и эта смесь взрывается, не надо искать бесов - человек сам себе сатана. Каких ярких представителей этой самой гремучей смеси встретила я в этой жизни! Человек наделён хорошими и нехорошими генами. Бог дал ему свободу выбора. А ещё разум. И ещё заповеди. Ну а дальше думайте сами, решайте сами.

Тайна добра и зла, как и тайна мироздания, никогда не будет разгадана. В Священном Писании сказано: «Заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть. А от Дерева Познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».


И всё же эта тайна всегда будет будоражить человечество. Она волновала и древнего 3ороастра, и великого Леонардо да Винчи, и гениального Ф.М.Достоевского, и многих других великих. А разгадки нет. Познав Истину, человек, как мне кажется, потеряет свободу воли и вместе с нею свое земное предназначение.

Мои поиски продолжаются. Кроме Библии и Корана разбираться в некоторых практически непостижимых вопросах мне больше других помогают труды А. Меня, Э.Шюре, Д.С.Мережковского. А вот Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой помогли мало. Видимо, потому, что и сами во многом сомневались. Сейчас я убеждена в том, что хоть в какой-то степени понять Библию невозможно без понимания эзотеризма и исторической связи основных религий.


Вера спасает людей. Но в первую очередь тех, кто верит в своего бога безоглядно. А я всё ищу. По ночам мне 6ы лучше спать, а не размышлять. В наше смутное время есть великий прогресс в том, что религия и наука начинают активно сотрудничать. Религия отвечает на запросы сердца, наука - на запросы ума, и только при их взаимодействии можно познать мир и достичь гармонии.

Человек наделён тремя основными чувствами – чувством страха, чувством голода и сексуальным чувством. Любое их них может в определённых обстоятельствах заставить человека убить себе подобного, то есть совершить зло. Чтобы быть свободным от зла, человек должен питаться воздухом, ходить в чём мама родила и размножаться почкованием. Возможно, первые человеческие расы и были чем-то подобным. Но эволюция сделала то, что мы имеем. Если к основным чувствам прибавить стремление к наживе, а также зависть, то и это будет неполный список человеческих страстей. Так что места для добра остаётся всего чуть-чуть.

А спасает любовь, которой Бог щедро одарил Человечество, и в первую очередь любовь к жизни и детям. Это и даёт Человечеству возможность выжить.


   ЭПИЛОГ
После длительных квартирных хлопот я осталась одна в однокомнатной квартире в Крылатском, рядом со старшей дочерью Мариной. Из окон квартиры открывается дивный вид на Холмы и Гребной канал. За каналом Москва-река, а за ней все высотки Москвы горят по ночам волшебными огнями. Видна из окон и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Я стою у окна, любуюсь земной красотой и тихо напеваю песню моего любимого певца Николая Расторгуева:

   Эх, Москва, моя Москва –
   Что же ты, что же ты,
   Что ж ты сделала со мною.

С Божьей помощью я прожила уже более 80 лет. В 1994-м году ушла из жизни А.И.Иорданская. Оборвалась моя дружба с этой удивительной женщиной. Теперь я дружу с любимой моей невесткой Олей, женой Ивана. Живут они в той же квартире Иорданских на Садовом кольце, только она давно перестала быть коммунальной. С Олей мы общаемся на той же кухне, где пекла свои знаменитые пирожки Антонина Ивановна. Здесь Оля научилась от Ваниной бабушки не только кулинарному искусству, но и житейской мудрости.


Пути Господни неисповедимы! Работа на Ярославском вокзале основательно подорвала мое здоровье. Все годы учёбы в Фарминституте оно было столь неважным, что временами я не надеялась закончить учёбу. Алексей же был абсолютно здоров. Разве думала я, что переживу его?! На протяжении всей жизни с Виталием меня несчётное число раз укладывали в академическую больницу. Ни разу в жизни не болевший Виталий один маялся с детьми. И вот его уже давно нет.


Жизнь щедро одарила меня замечательными детьми, внуками и  правнуками, и мне есть для чего жить.
Мои подопечные защищали кандидатские диссертации и тогда, когда я была уже на пенсии, последняя защищалась в 2016 году; всего же их 30.


Судьба подарила мне бесценный подарок. После долгих хлопот мне удалось выкупить у ВИРа по «остаточной» стоимости ветхий дом с участком земли в 12 соток. В этом доме мы с Виталием жили с 1970 года до его кончины. Старый мой дом смотрит двумя парами окон на молодой сад. Его хроническое недомогание требует то кирпича с цементом, то досок с гвоздями, то краски с кистями. Мои дети и внуки нечастые здесь гости. Они живут неведомой моему поколению жизнью, и им не хочется в деревню Шебанцево, хочется в город Рио-де-Жанейро. Для меня же нет ничего на свете милее подаренной Богом благодатной моей земли, подмосковных закатов и рассветов.


Гамма-поле разорили, разворовали, на его территории стоят «новые русские» особняки.
Наша лаборатория в последние годы занималась  изучением действия биоантиоксидантов  на растения. Сейчас весь мир жуёт антиоксиданты и лечит ими все болячки. И мало кто вспоминает и знает, что Н.М.Эмануэль ещё в 50-е годы, изучая свободнорадикальные реакции, одним из первых высказал идею о том, что такие реакции играют огромную роль при развитии патологических процессов, и что ингибиторы этих реакций  - антиоксиданты должны быть универсальными терапевтическими средствами. Он же совместно с Л.П.Липчиной опубликовал в 1958 году первую экспериментальную работу, подтверждающую эту идею. Позднее предложенные отделом Н.М.Эмануэля антиоксиданты стали широко применяться в медицине.


Химиками отдела ещё при жизни Николая Марковича были синтезированы абсолютны нетоксичные водорастворимые суперантиоксиданты. Один из них - феноксан даёт уникальные результаты при лечении самых серьёзных болезней человека и животных, обладает высокой ростостимулирующей активностью на растениях и может решить многие проблемы медицины и сельского хозяйства.


Два другие антиоксиданта - эмоксипин и мексидол (авторы Л.Д.Смирнов с сотрудниками) получили признание в самых разных областях медицины: кардиологии, офтальмологии, геронтологии, психиатрии и других. Препарат этих же авторов - амбиол - проявил высокую эффективность в сельском хозяйстве. Он повышает устойчивость растений к неблагоприятным факторам внешней среды, вызывает стимуляцию роста и развития растений, повышает урожай зерновых, овощных и других культур.


Последние десятилетия - тяжелейшее, но и интереснейшее время. Каждый день - очередная серия крутого детектива с непредсказуемым концом. Крах партийной элиты в эпоху М.С.Горбачёва, «разгул демократии» в эпоху Б.Н.Ельцина и дикий рынок до неузнаваемости изменили странную нашу страну, и нам лишь с тихой грустью остаётся вспоминать допотопные времена.

М.С.Горбачёв ремонт успел только начать. В.В.Путину ремонтировать нечего. На останках потопа нужно возводить новый фундамент. Он старается, и ему многое удаётся. Но повезет ли ему с ближайшим окружением, ситуацией в мире и собственным генетическим грузом? Вот уж воистину в Россию можно только верить.
Призрак коммунизма долго шлялся по Европе, а потом вдруг взял да и прописался в России. Весь мир должен благодарить нас за 70-летний эксперимент, который показал этому миру, каких опытов на человеке ставить больше не следует.


Науку нашу перестройка искалечила особенно жестоко. Если в прежние времена царствующая элита загубила генетику и кибернетику, то за последнее десятилетие практически загублена вся наука, во всяком случае биология, у которой в мире сейчас самые грандиозные перспективы. В 50-60-е годы мощные голоса академиков А.Н.Несмеянова, В.А.Энгельгардта, М.В.Келдыша, И.В.Курчатова, Н.Н.Семёнова, М.А.Лаврентьева, И.Е.Тамма, П.Я.Капицы, И.Л.Кнунянца и других взметнули на невиданную высоту советскую науку, возродили генетику, создали физико-химическую биологию. Сейчас - тишина. Правительство заявило о необходимости реорганизации Академии Наук, но академики спустили всё на тормозах, понимая, каковы должны быть объёмы этой реорганизации, и какие должны быть затрачены деньги, которых они никогда не увидят.

Беззубые решения, принимаемые беззубыми академиками совместно с правительством, убоги, безответственны и отодвигают нашу страну на задворки мировой цивилизации.
Зарплата у профессора на уровне дворника. «Выбить гранты» удаётся далеко не каждому. И всё же они продолжают творить и изобретать. Известно же - голь на выдумки хитра. Видимо, именно этим принципом наше правительство и руководствуется.


Но трагедия в том, что нет денег на оборудование и реактивы. А без этого красиво сделать можно только комбинацию из трёх пальцев. В эти тяжёлые времена наука наша от мирового уровня каждый год отстает минимум на десятилетие. На вечный российский вопрос «Что делать?» ответить никто не берется. Боюсь, что в конце концов сделают что-нибудь по В.С. Черномырдину, а то и хуже. Все та же вера в Россию помогает терпеть и надеяться!


Основную часть своей жизни я проработала в академическом институте. 30 лет заведовала лабораторией. Сколько встретила я великих учёных, верных друзей, просто хороших людей! Сколько талантливых врачей спасало меня на протяжении всего этого времени. Низко кланяюсь хирургу Владимиру Олеговичу Ольшанскому. В период написания этой книги мне пришлось прибегнуть к помощи его высокого искусства. Особенно благодарна я Лилии Николаевне Филатовой, которая спасала меня сразу после кончины Виталия Константиновича.

Тропа моей жизни пересекала широкие дороги великих учёных, академиков Н.Н. Семёнова, Н.М.Эмануэля, Н.П.Дубинина, А.Р.Жебрака, Н.В.Турбина, Д.К.Беляева, Н.В.Цицина, Б.Л.Астаурова, П.П.Лукьяненко, В.Н.Сукачёва. Именно они определяли судьбу советской биологической науки, бурно развивавшейся в 50-60-е годы. И каждый из них оставил свою веху на моём пути.


Москва, 2003 год.
Отредактировано в 2016 году