Друзья сожгли родную хату

Наталья Троянцева
Из недр советской истории каким-то загадочным образом выскочил феномен Зои Космодемьянской. Мол, героиня, жертва фашистских палачей и проч. Этого конька тут же оседлал г-н Мединский, главный сказочник российской истории. И тут, между прочим, из какого-то СМИ долетел факт, пока таковым официально не признанный. Осенью 1941 года был издан приказ – сжигать все сельские поселения в Подмосковье, чтобы не достались врагу. А населению объяснять, что сжигают – фашисты, и для пущей убедительности переодеть НКВД-шников в немецкую форму.

Видимо, Зою Космодемьянскую в немецкую форму не переодели, и она пыталась поджигать дома в своём естественном виде. Крестьянское здравомыслие одержало верх над девичьими грёзами о героизме. Жители сдали девушку немцам, те её показательно казнили. Но то, что по сути стало бесславным концом, морочило головы не одному юному поколению.

Кстати, вспоминается отрывочек из мемуаров Надежды Мандельштам, когда к ней где-то в учреждении подошла женщина и сказала: я – мать Зои Космодемьянской, чем привела её в полное недоумение. Поскольку Надежда Яковлевна никак не увидела тут предмета для гордости, скорее, это мог бы быть повод поделиться горем, но как раз горя-то она и не заметила. Мать всячески спекулировала на гибели обоих своих детей – кто помнит, была такая «Повесть о Зое и Шуре», изданная от имени матери.

Всё вышеизложенное – лишь повод поговорить о героизме. О героях как таковых. Сейчас в этом качестве предстал Ильдар Дадин. В эссе «Жертвую плач палачу»  я уже писала о своём отношении к личности и судьбе этого человека. Со мной довольно ожесточённо спорили в комментариях на фэйсбуке, настаивая на том, как замечателен героизм и герой. И я в ответ хотела бы ещё более определённо сказать: тот, кто предстаёт в качестве жертвы, сам является палачом для кого-то другого, например, для своих близких. Именно им приходится страдать от того, что их сын, в данном случае, стал, по собственной воле, жертвой произвола. Жена Дадина, в частности, недавно написала, что его мать госпитализирована с подозрением на инсульт.

Больше скажу. Тирания – это именно героизм, вывернутый наизнанку. Ярчайший тому пример – все и всяческие революции, на волне которых восходили тираны, до этого героически сражавшиеся за какое-нибудь величайшее клише, вроде «свобода, равенство, братство» или «вся власть Советам». Пламенная ортодоксия, которая мистифицирует толпу и направляет энергию масс на разрушение одного стереотипа, чтобы на его месте, время спустя, воссоздать другой стереотип – главное оружие героя. Взаимная нужда – толпы в герое, героя в толпе – на очередном историческом витке удовлетворяется. Последствия – очевидны.

Так что, не жалую я героев. Наверно, потому, что толпе не доверяю. И старюсь в толпе не оказаться даже случайно.