Экспромт

Валерий Раппопорт
Сегодня – День матери! Я поехал к жене на кладбище в тайной надежде найти на снегу следы своих детей. Двое из них живут в нашем городе. Но следов никаких не было.
Были только те, что остались после меня…

Меня дети осуждают за то, что я часто её посещаю.

Памятник стоял вот уже четвёртый год, в безупречной своей красоте, сверкая на солнце крупинками, вкраплёнными в красный гранит. Он был сделан из того же гранита, что и Мавзолей Ленина( Лезниковское месторождение). И я этим всегда гордился, хотя только перед собой.
Я специально отдал для памятника фото, где жена была моложе на двадцать лет. На фоне голубого фаянса она выглядела совершенно молодой, существенно отличаясь от соседних могил. Я вставил два цветка в специальные держатели, стряхнул снег с других цветов, и мой зимний вариант расцветился всеми красками радуги на белом снегу. Потом я, как обычно прикладываю ладонь к её лицу на фото, тем самым, как бы согревая её своим теплом. Это уже вошло в привычку. Кто знает, может быть, ей было теплее от моего прикосновения? 
Зелёные декоративные шары, под самшит, стоящие, по углам пронзительным зелёным цветом выделялись на вазах, стоящих в снегу.
Я многого не додал ей в последние её годы жизни, и эта прореха в моей судьбе будет всегда звучать минорной нотой в моей душе: то ли я нахожусь на кладбище, то ли я стою в Церкви перед распятием, прося Господа упокоить её душу, зажигая свечу.

Я рассказал ей о внуке, которого ей не пришлось увидеть, и который болен сейчас и находится в одном из онкоцентров Москвы. Рассказал о её младшем сыне, живущем в Москве, который оказался замечательным и заботливым отцом!

Я ещё немного поговорил с ней, затем, как обычно помахал ей рукой, говоря, что скоро приду ещё.

И, пока я ехал в автобусе, на меня вдруг нахлынули воспоминания, чего ранее не было.
Но поскольку я назвал рассказ экспромтом, я и постараюсь, чтобы он выглядел именно экспромтом.

Общежитие института. Стою на третьем этаже, где жили наши студентки. Там раньше год назад жила Женя, с которой я встречался, но, несмотря на мои усилия в её подготовке, её всё же выгнали из института.
Подходит девушка и спрашивает: «А где же ваша Женечка?». Я поразился её наглости. Ответил с неприсущей мне грубостью: «А вам-то какое дело?» И- только!
А через три месяца эта самая девушка стала моей женой.
В институте на третьем курсе она родила старшего сына, которого мы отправили моим родителям. И уже на защите диплома была беременна нашей дочерью. Мы распределились в Волгоград с предоставлением жилья.

Это было в январе 1965 года. Жизнь потекла. Дети ходили в ясли, потом в детский сад. Мы работали.
В сентябре 1968 года мне приходит повестка из военкомата. « Вы призываетесь в кадры Советской армии на основании Закона…
Наш институт был с военной кафедрой, и все студенты выпускались офицерами запаса.
Через день я уже был в Ленинграде. Притащил огромный тюк военного снаряжения из какого-то военного склада, и у родной тётки пришивал знаки различия, прокалывал погоны и вставлял звёздочки.
Надев всё это, я вышел на проспект и пошёл к метро. Удивительно, но проходящие мимо солдаты, отдавали мне честь. Я- им тоже. Чувство было приятное. В метро я встретил такого же, как я лейтенанта, и попросил его посмотреть правильно ли я всё пришил и прилепил. Он одобрительно кивнул. На другой день я уже выходил из поезда в Выборге, где меня ждала военная машина.  Так я оказался в войсковой части в лесу у самой финской границы. Потекла армейская жизнь. Мне дали взвод радиосвязи- двадцать с лишним человек из разных уголков страны.
Я жил в гостинице для офицеров на территории части. Туда же прибыл мой сокурсник из Ленинграда. Мы знали друг друга.
Жена писала, чтобы я требовал квартиру, или она грозилась подхватить детей, и приехать прямо в часть.  Приближался мой день рождения. И мне пришла открытка от неё. Она стоит с тех пор у меня перед компьютером на рабочем столе.

«Поздравляю тебя, мой хороший, мой любимый! 28! Это ведь ещё молодость в расцвете!
И пусть у нас всё будет, как должно быть! Мы вернёмся к другой жизни! Я верю! Целую тебя. Твоя жёнушка.  11 декабря 1968 года» - Это – её открытка.

Мне быстро дали квартиру, и она с детьми приехала (вернее дали отпуск и я за ними съездил). Стали жить уже военной жизнью.
Летом следующего года проходили учения войск ПВО страны. Мы с моим другом отличились, и были награждены грамотами маршала войск ПВО. В знак признания наших заслуг (сделали для радиоцентра мы очень много), пришёл приказ о нашем увольнении досрочно в запас. Перед нами под звуки военного оркестра проходил строем весь личный состав нашей части. Так было принято. И, хотя было много горьких и трудных дней службы, в этот момент чувство Родины и гордость за себя и друга владели нами. Мы уехали домой.
Жизнь продолжалась. И мой старший сын ещё долго таскал мой офицерский ремень и фуражку.
В эти годы не было более любимого человека, чем моя жена!

27 ноября 2016 год.