Бабушка Мария

Наталья Катаева-Вергес
       Бабушка Мария - мама моей мамы. У неё на окнах белоснежные занавески, на подоконниках летом много глоксиний. Во всех комнатах на стенах висят горшочки с белыми колокольчиками. В деревянных кадках растут гибискус, туя и фикус. Диван покрыт белым чехлом, на нём лежат вышитые подушки - «думочки». И вообще, в комнатах много светлого: и скатерти, и салфетки.
       «Это, наверное, потому, что бабушка была белошвейкой», - думаю я. (Тогда, в детстве, я думала, что если белошвейка, то, значит, шьёт белое бельё)
       Над кроватью, которая заправлена красивым покрывалом, висят чучела белки и глухаря.
       - Это дедушка их убил? - спрашиваю я.
       - Нет, это его старший брат Степан был охотником.
       «И как не жаль убивать такую красоту?» - думаю я.
       У бабушки в саду растут тюльпаны, ландыши, гладиолусы, астры, ночная фиалка и «снежок» (гипсофила).
       Я часто бываю у неё в гостях, помогаю мыть посуду, подметаю, учусь стряпать, летом поливаю в огороде, пропалываю.
       Если бабушка начинает шить, то говорит мне:
       - Ну-ка, вдень мне нитку в иголку! Глаза-то у тебя зорькие! (Да, да, именно так: зорькие)
       Она, конечно, может надеть очки и вдеть нитку сама, но я понимаю, что таким образом она приучает меня к шитью. Но шить я не люблю. Вот вязать – с удовольствием!..
       Читает она по слогам.
       - Бабушка, у тебя техника чтения плохая! - говорю я. - Читай быстрее!
       - Не умею я быстро читать! - говорит она.
       Оказывается, бабушка училась в школе всего два года.
       - А почему так мало? - удивляюсь я.
       - Так я же пошла в школу в 1917 году, потом начались революция, гражданская война, в городе были то красные, то белые, тут уж не до учёбы было.
       - Страшно было?
       - Конечно! Когда в городе были белогвардейцы, то многих людей арестовывали, сажали в тюрьмы, расстреливали. Завод не работал, зарплату не выдавали, не было муки, хлеба. Мы выжили, потому что у нас были корова, козы, куры, да и огород у нас был.
       - А почему потом ты не стала учиться?
       - Родители сказали, что работать нужно, в семье ведь было 14 детей.
       - Как много! – восклицаю я.
       - В те времена у всех было много детей, не то, что сейчас!..
       Бабушка весёлая, добродушная. К ней всегда приходят за советом, за помощью, и она никому не отказывает. Плачет у кого-то малыш, не может успокоиться – бегут за ней. Пошепчет она что-то, проведёт рукой по телу ребёнка, и он успокаивается.
       Людей она видела насквозь. Только посмотрит на кого-то, и сразу понимает, что у него на душе.
       - Гнилой - это человек, - скажет, - не стоит с ним связываться.
       А на другого посмотрит, улыбнётся и промолвит:
       - Светлый человек.
       И нам с мамой передалось от неё многое: мы никогда никому не завидуем, умеем довольствоваться малым, и идём по жизни с улыбкой.