Напольный Гетман. Расследование

Константин Крыжановский
 Тайна портрета "Напольного Гетмана" на протяжении двух веков остается загадкой как для представителей истории, живописи, так и политики.  Предпринята попытка ответить на главные вопросы, связанные с данной картиной.  Где, когда, кто и кого изобразил на этом полотне?  Неординарный подход к решению этой задачи позволил ответить на указанные вопросы. Открыта неизвестная страничка истории Российской империи 18 века. Предлагаю к обсуждению.    https://yadi.sk/i/k81hkua9zcBNg

          «НАПОЛЬНЫЙ   ГЕТМАН»   
                РАССЛЕДОВАНИЕ       
                К.С. Крыжановский
    Перед  нами портрет неизвестного пожилого человека, представителя  высшего светского общества, написан в 18 веке не установленным  автором.  Холст,  масло. 76 х 60   (овал, вписанный в прямоугольник). На обороте надпись  черным:  Гетманъ наполно;  наклейка  с сургучной печатью и надписью пером: [неразборчиво] .. конторы  всмотрение   живописцу гроту 1744 го; штамп: И. А. X музей; наклейка: № 243; остатки наклейки  Таврической выставки (Петербург 1905).
    В силу сложившихся объективных обстоятельств моя задача,  путем исследования  ранее не известных и  новых исторических фактов, определить  имя автора, время  и место написания  портрета, а  так же, с максимальной  достоверностью,  установить имя  изображенного  вельможи.
    Сформулирую  свое  восприятие картины,  исходя  из личного опыта и тех знаний, которые  приобретены  в результате изучения и исследования  эпохи 18 века.  Не буду  делать ссылки  на  ранее  принятые выводы и решения, так как они не  дали однозначного положительного ответа на поставленный  вопрос  и  могли  оказаться  не достоверными  или  заведомо  ложными.
    С портрета на нас смотрит дворянин,  седеющий представитель светского общества, лицо  которого  выражает  глубокую скорбь  и разочарование. Он находится в домашней обстановке, на  нем  небрежно  одет кафтан.  Волосы  всклокочены, он чисто выбрит, усы подстрижены.  Брови  и  усы  отмечены сединой.  Хмурый широкий лоб покрыт морщинами, которые  указывают на его преклонный  возраст.
   Возникает вопрос?   С какой  целью заказан  и написан этот портрет?  Это заказ  дворянина для  домашней  коллекции,  или   добрая  воля  художника, подсмотревшего  состояние   больших   душевных    переживаний близкого человека?
    Как кажется, задачей художника было не показать великолепие убранства и наград сановника, что  было принято  в  те  годы, а  отразить те глубинные чувства, которые   он  испытывал. Судя  из портрета   и его  названия,  перед  нами   дворянин,   сановник  высокого ранга, приближенный к царственным особам,  умудренный   опытом,  которого  на  склоне лет  постигло глубокое разочарование. В прошлой   жизни  он   принадлежал  к Запорожскому  казачеству  и  высшим  сановникам  империи, который пользовался  благами  и покровительством  Царственных  особ  и  Двора. Однако, как показала дальнейшая  история  идентификации   портрета,  новому  поколению  высшего  общества  начала 19 века он был неизвестен.
    Определенный   умысел    художника    просматривается   в   изображении  Гетмана с использованием   способа   освещения  его   лица,  которое подано сверху,  на   его   чело, «Свыше»,   как Божественное   благословение.  Образ Гетмана подан на темном   фоне, в  овале, что подчеркивает его одиночество, высокую  нравственность и духовность.
    По предварительной   оценке  можно  предположить, что  возраст Гетмана около 75 лет.   Он   Православный   христианин,  житель  Украины.   Казак, имеющий  большой опыт  управления, уважаемый  и состоятельный человек,  достигший  своего положения  многолетней  службой  в  Запорожской Сечи.
    После предварительного анализа  портрета  перейдем  к поиску и  исследо-ванию фактов, которые позволят нам сделать качественные оценки и выводы.
    Исследование головы Гетмана позволяет сделать следующие выводы:
  -  Волосы мягкие, вьющиеся,  острижены коротко, не  отмечены  частым  уходом, не подвержены выпадению и облысению.
  -  Лоб прямой, широкий, имеет множество продольных морщин,  которые подчеркивают возраст  Гетмана.
  -  Брови густые, широкие, с сединой.
  -  Глаза светлые, широко открытые, волевые,  внимательно смотрящие  и оценивающие  происходящее.
  -  Нос прямой.
  -  Усы коротко подстрижены, седые.
  -  Рот не большой, губы среднего размера, полнокровные.
  -  Подбородок небольшой, волевой, с ямочкой.
  -  Лицо гладко выбрито, имеет отдельные пигментные пятна.
  -  Шея короткая, мощная.
  Первый вывод, который напрашивается, это наличие  личного цирюльника, периодически приводящего  прическу  и лицо Гетмана в порядок. Возможно, это происходило не каждый день, но наличие  цирюльника в доме  Гетмана, в соответствии  с его  статусом, обязательно.
   5 сентября 1689 года  Петр I ввел пошлину на ношение бороды. Приказано   было на Руси бороды стричь.
Бритье бород, по Петру I, проходило в два этапа. Первый этап начался в 1699 году после того, как молодой царь вернулся из Европы. Петр решил привести в соответствие с Европой свой двор, а потому издал Указ о бритье бород боя-рам.  Иногда он занимался этим собственноручно. Много  позже, в 1722 году, Петр I издал знаменитый Указ, который вводил налог на ношение бороды. Налог был определен в 50 рублей.  Проще было избавиться от бороды, чем выплатить эту сумму.
    В XVIII веке в России  появляются цирюльни. Цирюльник был и парикмахером, и лекарем.  Он  брил,  стриг, ставил  пиявки  и  пускал  кровь.      
    В первой половине XVIII  века мужчины  и женщины  носили  громоздкие парики. У самого Петра I к парикам было непростое отношение. У него были длинные волосы, а парик, сделанный из его собственных волос, он одевал как шапку, когда было холодно.  Парики  завозили из Европы, и они имели свои названия:  «грива», «пудель» (крупные  локоны, уложенные  параллельными рядами).  В 1730-е годы, при Бироне, в России появляется  немецкая  мода на парики. Прежний пышный  парик  заменяет «прусская коса». Она плелась из трех частей   своих или из накладных волос.     При  Екатерине II мужчины  носили так   называемый   «крысиный хвост», когда затылочные волосы обматывались муаровой лентой от  самого   затылка, образуя  тонкий стержень. Прическа   «крылья  голубя»  состояла из подстриженных височных прядей, связанных сзади лентой и подвитых. Парик требовал ухода, его завивали, пудрили.  Все это следовало  соблюдать в  походных условиях. Лишь при Екатерине II от этого отказались. Но мода на парики так и не прошла до конца XVIII века.
    Как мы видим, прическа Напольного           Гетмана не может относиться к началу и середине 18 века,  так  как  отсутствуют обязательные  атрибуты, определенные       Указом Петра  I.  Прическа  Гетмана соответствует  периоду  окончания   правления Екатерины Великой, которая к 1786 г. отменила этот Указ,  упразднив  косы, ввела для  солдат короткую стрижку. Исходя из выше изложенного, следует, что  портрет Напольного Гетмана был  написан не ранее 1786 г. художни-ком Академии Художеств, практикующим  написание  портретов  царственных  особ,  или  их приближенных.

       Исследование одежды Напольного Гетмана.
Указом от 4 января 1700 г., подписанным Петром I, дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма.   Вместо него были установлены   следующие  формы:   для    мужчин - короткий   прилегающий кафтан и камзол,   кюлоты,   длинные   чулки и   башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; Например, двубортный кафтан из   двустороннего  темно-красного  и зеленого  сукна.  Воротник   отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой; плащ  из  двустороннего синего и малинового сукна, отделанный  серебряным галуном.  Летний  кафтан и штаны  из  шелкового  голубого  репса  на белой  шелковой  подкладке  с  цветочным  узором, отделанные  серебряным кружевом  и  оплетенными  серебряной  нитью  пуговицами.   Под  кафтан надевался   камзол   из  небеленого   холста,  вышитый   гладью   серебром   с серебряными  пуговицами  на подкладке из темно-голубого шелка.
    Судя  по одежде Напольного Гетмана, его рост  составлял около 185 см. По утверждению  историков  военного  костюма,  подобной формы  костюмов  в украинских,  польских  или  русских   войсках  не  существовало.
      На нем  были одеты  предписанные Уставом Петра I  для дворян:
- Рубашка из  шелка, расшитая золотом;
- Камзол из атласной ткани расшитый по отворотам и бортам  золотом;
- Кафтан из темно коричневого бархата, подбитый мехом,  шитый золотом по борту и обшлагам.
    У состоятельных вельмож одежда являлась средством демонстрации свое-го богатства и мощи.  Костюмы  украшались золотым  и серебряным шитьём, драгоценными   камнями,  тонким  кружевом.  Среди   особенных  элементов одежды русских дворян в 18 веке следует выделить следующие:
- Камзол - мужская одежда с длинными узкими рукавами, длиной до колен, без обшлагов.
- Кюлоты - короткие мужские штаны.
    Мужской костюм состоял из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов («панталон»), чулок, башмаков.  Верхнюю   одежду – кафтан шили из шелко-вых тканей, бархата, парчи, подбивали   мехом.   Камзол   почти    полностью повторял   крой кафтана, виднелся   из-под кафтана,    который   застегивали только на две пуговицы.   Под   камзолом  носили  рубаху из полотняной или льняной ткани с оборкой, прямым разрезом. Позже, при Екатерине,  рубашки шили из батиста, отделывали кружевами, складками, украшали жабо.  Застегивалась рубашка мелкими  пуговицами из жемчуга, золота, с драгоцен-ными камнями. После смерти Петра I мужской дворянский костюм меняется в соответствии с общеевропейскими модами.
   В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, кюлоты и пудреные волосы.   Парадный  костюм  от   повседневного  отличался  только тканью  и  отделкой.   Обычно золотое или серебряное  шитье (не могло быть шире 9 см.).  Основные  формы   мужского  костюма,  с начала века и до 70-х годов   изменяются   незначительно.  По-прежнему   остаются    французский кафтан  с  прямыми   полами длиной  до коленей, расширенный книзу за счет жесткой прокладки ( камзол, кюлоты ). Однако, с каждым годом, возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений.   Различные сорта   шелка,   бархата,   парчи   применяются    для   кафтанов  и   кюлотов.          Самой нарядной частью одежды был атласный камзол, который надевали под кафтан, расшитый золотом, серебром, драгоценными камнями. В конце 70-х годов  кафтан     с расширенным   книзу   силуэтом  выходит   из   моды.    
   В конце XVIII в. ассортимент одежды дворянства обогащается одеждой по назначению.  Особая   роль  отводиться   домашней  одежде.   Ее  шили из цветного атласа или бархата с отделочными обшлагами и воротником шалью. Отделкой часто служил мех.   Переход   к   новой   одежде  оказался делом не простым.  Общий  вид   костюмов,  преображенных  модой  нового  времени,  был таков:   мужская одежда состояла из  башмаков,  рубашки,  камзола,  кафтана, коротких штанов (кюлотов) и чулок.
     Из  вышеизложенных  фактов   можно  сделать  важный  вывод:   Одежда Напольного   Гетмана   соответствует   моде   последних   лет   правления Екатерины II . Портрет написан в домашней обстановке или мастерской художника в  80 - 90 годы 18 века.

Исследование графики портрета
    В исследовательской работе «Зеркальные люди. История левшей» Пьер-Мишель Бертран рассматривает приемы определения природных особеннос-тей левшей  и правшей. Он отмечает, что графика левши может значитель-ным образом отличаться от графики правши. Анализ  портрета  Напольный Гетман, в соответствии  с  предлагаемой  методикой, дает веские основания утверждать, что портрет писан левшой. В.Л. Боровиковский был левша. С 1798г. и до самой смерти проживал в доме  по  ул. Милионной, дом 12, известный как «Дом Петровых»  в художественной  мастерской, подаренной ему учителем, Иоганном Баптистом  Лампи  Старшим. Следует отметить, что это четырехэтажное здание находилось в непосредственной близости от ста-рого «Зимнего дворца» и Эрмитажа, которые находились в первых номерах ул. Миллионной .                Дом Петровых . ул. Миллионная 12                Примечателен так же тот факт, что выполнение портрета «Овал  в квадрате» может   быть  приемом,   подчеркивающим   и  указывающим  на   авторство художника. Эти два признака   свойственны  В.Л.  Боровиковскому.   Большинство своих работ он выполнял в такой манере,  что не  скажешь  о  работах  Ивана Никитина.
     Для подтверждения  достоверности  полученных  выводов дополнительно, проведем  сравнительный анализ   двух работ  Ивана Никитича Никитина выполненных, по мнению многочисленных экспертов,  в одно и то же время.   
      Для этого  сравним портреты государственных  деятелей одного ранга  - Напольного Гетмана и  канцлера  Г.И. Головкина.
 
      Согласно  заключениям  экспертов,  оба  портрета   написаны  Иваном Никитиным  около 1720 г.  Исходя из этого утверждения, внешние атрибуты и требования, в  соответствии  с Указом   Петра  Великого  от  4.01.1700 г.  , должны  были строго соблюдаться.  Как было указано выше,  в первой половине XVIII  века мужчины  и  женщины  носили   громоздкие  парики.  Парики  завозили  из Европы.  Они имели свои названия:  «грива», «пудель» (крупные  локоны, уложенные  параллельными рядами),   что отражено Никитиным на  портрете канцлера,  но отсутствует на  портрете  Напольного Гетмана.   В то же время, короткая  прическа  Напольного Гетмана  соответствует  1790 годам, периоду  окончания   правления Екатерины Великой.
     Исследование  одежды  канцлера  Г.И. Головкина  указывает на то, что привилегированное дворянство  еще  не имело право украшать свою одежду  шитьем серебром  и золотом, что  имело значительные ограничения. 
      Даже для самого  высокопоставленного  государственного деятеля,  его социальный статус представлен  орденом Андрея Первозванного и крестом на кафтане, с незначительной отделкой  золотым  шитьем.  Камзол  отмечен только золотыми пуговицами.  В то же время,  согласно Указу  Екатерины Великой,  камзол,  кафтан  и  нательная рубаха  Напольного  Гетмана  расшиты  золотом  в  допустимом  указом  по тем временам пределе.  Эти излишества  имели место после 1790 г.,   вплоть до указа Павла 1 в 1796 г.
     Анализ  графики  портрета  канцлера  Г.И. Головкина  подтверждает, что И. Никитин был правшой  и, как художник,  имел некоторые  особенности в  проработке деталей портрета (например, глаз) и используемой гаммы красок.
    Отличительной особенностью портретов  является  использование красок  при  написании золотой  отделки камзола и кафтана. Они имеют значительные отличия,  что может свидетельствовать о том, что портреты написаны  различными  художниками. 
        Напольный Гетман 
     Данные  предполагаемого  претендента:
- Родился  в семье священника 1722 г.  Город  Белая Церковь, Польша.
- Столбовой дворянин по Бессарабской губернии  до 1803 г.
-  В Киеве получил образование, женился и выехал (1748 г) в левобережную Украину, где вступил в Малороссийское казацкое войско. Стал откупщиком войскового скарба.
-  Доверенное лицо и помощник  генерального писаря Войска Запорожского Безбородко Андрея Яковлевича.
- При   правлении  Петра III  получил   огромное влияние. Выполнял личные заказы  и   поручения   Императора, был  пожалован   рангом   бригадира-шлезвинт-гольштинского.
- Назначен  на  должность  Гадяцкого  полковника  (1762 - 1772гг.).
- Близкие и дружественные отношения с полковниками В.И. Разумовским,  П.И.  Разумовским, А.А. Безбородко, А.Я. Безбородко, Канцлером России, протеже графов М.И. Воронцова и А.Г. Разумовского.
- Член  комиссии по реформированию  казацких войск, судебной  реформы, программы   обязательного  обучения   казацких   детей   в Малороссии при гетмане К.Г. Разумовском, в 1760 гг.   В 1775 г. получил  дворянский титул.
- Один  из  самых  богатых  представителей  Гетманщины.
- После разгона Запорожской Сечи в июне 1775 г. собрал казацкое войско, в составе 38 куреней,  и повел с Украины  в  Бессарабию.
- В  результате  переговоров   с  Турецким   Султаном  Абдула – Хамидом I,  разрешено поселение и  проживание  Запорожских казаков  на  территории Турции, в Причерноморье, между Куяльницким и Аджалыкским лиманами. Запорожцам были гарантированы те же  права, что  и Задунайским  казакам.
- В  апреле 1787 г., по просьбе Г.А. Потемкина,  направил легкую кавалерию Запорожских казаков в Кременчуг под командой  Херсонского предводителя дворянства Сидора Белого. 30 апреля -- 3 мая императрица Екатерина II провела в Кременчуге. Кавалерия казаков принимала участие в параде  войск 1 мая  (Верные Запорожские казаки).  "Здесь я нашла треть прекрасной  легкой конницы, той, про   которую   некоторые  незнающие  люди твердили доныне, будто она лишь считается на бумаге, а в самом деле ее нет,-- пишет императрица 30 апреля в Москву генералу П. Д. Еропкину,-- Однако же она действительно на лицо, а  такова,  как, может быть, еще никогда подобной не бывало, в чем прошу,  разсказав  любопытным, слаться на мое письмо, дабы перестали говорить неправду".
- Возглавлял правительство Приднестровской республики, руководил  формированием  «Войска Верных Запорожцев»,  принявшего  присягу  перед А.В. Суворовым  27.02.1788г.   В 1790 г., по указанию  Екатерины II,  принял печать  гетмана  Григория Потемкина после его смерти.
- С 1797 г. доверенное лицо Императора Павла I , сына  Петра III.
- С марта 1801 г., после переворота и убийства Павла I, опальный  казак.
- Похоронен рядом с супругой,  Анной  Павловной  в  Бессарабии,  в 1802 г.
Приведенные выше исторические данные представителя  высшего руководства  Запорожского    казачества,    учитывая  его   послужной список,  преемственность   гетманской   власти   и руководство запорожскими казаками (1775 - 1800 гг.); передача, по   указанию Екатерины II, печати  Черноморского Казачьего войска, по смерти гетмана Украины Григория Александровича Потемкина, могут быть достаточным основанием для того, что   бы считать данную кандидатуру представителя Черноморского казачества  последним «Напольным Гетманом» Украины.

История  портрета

Исследование  прохождения портрета по регистрации.   
           После дворцовых кладовых  никитинский  портрет неизменно находился в Академии художеств:
1. Некоторые считали, что картина изначально называлась - “Гетман наполно неоконченный”. Никакого загадочного термина, никакого нового понятия – просто недописанная полностью незаконченная картина.
2. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и совершенно иначе: “Гетман наполно”. Получившийся вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, но никитинское изображение поясное, даже скорее по грудное.
3.   В описаниях дворцового имущества Екатерины I и Анны Иоановны картины с названием “Гетман” встретить не удалось. Зато там был “малороссиянин”.
4. Совпадение размеров еще недостаточно, чтобы утверждать его идентичность с никитским  холстом, это одно из возможных решений.
 Конторы всмотрение живописцу гроту 1744 го; штамп: И. А. X музей; наклейка: № 243; остатки наклейки Таврической выставки Петербург 1905.   Живописец   грот  ( Георг Кристоф  Гроо;т ;  нем. Georg Christoph Grooth;  21 января 1716 года — 28 сентября 1749 года)  Поступила: 1923 из МАХ; ранее - ИАХ; до 1762 - Зимний дворец  Ж-4909.
5. Поступил в ИАХ в 1762 из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте близ Полицейского моста. Это подтверждается описью Головачевского: „Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие <...> неизвестно портрет гетмана  наполно не конченной взятой из дворца безрам"   (Головачевский 1773, № 320).
6. Определение портрета как  работы  Ивана Никитина впервые было сделано П. Н. Петровым  ( Петров. Кат. 1870, № 75)  и принято А. И. Сомовым  (Сомов 1872, № 2).
7. В дальнейшем авторство Ивана Никитина не оспаривалось, и было подтверждено технологическим исследованием (  Римская-Корсакова 1977). 
8. В XIX веке портрет считался изображением гетманов: И. С. Мазепы, П. Л. Полуботка, И. И. Скоропадского, Д. П. Апостола.

9. В 1958г.  А. Н. Савинов высказал   предположение   о   том, что  на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян  Сапега,
„маршалек  польский", генерал-фельдмаршал   русской  армии, находившийся в середине 1720-х в  Петербурге.
10. Безусловная  идентификация  изображенного  затруднительна.
11. С. О. Андросов, на научной конференции в ГЭ в 1984 г., высказал предположение о том, что „Портрет напольного гетмана" - автопортрет Ивана Никитина.
12. Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов. Санкт-Петербург, 1905.    
13.   Музей Академии художеств. Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград, 1758-1860; 1860-1917 - Музей ИАХ; 1917-1918 - Музей АХ; 1918-1925 закрыт.
14.   Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры  при  ИАХ.  Императорская  Академия  художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
15. Государственный Эрмитаж. Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург, с октября 1917; ранее: ИЭ - Императорский Эрмитаж. Санкт-Петербург-Петроград, 1767 - февраль 1917; далее: март - октябрь 1917 - Эрмитаж.   Головачевский 1773  -  Опись неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского. - РГИА [Российский государст-венный исторический архив], фонд 789, опись 1, часть 1,1773, дело 570.
16. Петров 1883 - Петров П. Н. Русские живописцы  пенсионеры  Петра Великого // Вестник изящных искусств. - 1883. - Т. 1. - Вып. 2 .
17. Петров. Кат. 1870 - Каталог выставки русских портретов известных лиц XVI-XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художников. Сост. П. Н. Петров. - СПб. - 1870. - 2-е изд.
18. Римская-Корсакова 1977 - Римская- Корсакова С. В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технологического иссле-дования // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. - Л. - 1977.
      По историческому прохождению учета и регистрации 
     портрета в  сухом остатке остается:

1. В описаниях дворцового  имущества   Екатерины I  и   Анны Иоанновны (правление 1730 – 1740 гг.) картины с названием “Гетман” встретить не удалось.
2. Живописцу гроту 1744 го; штамп: И. А. X музей;  наклейка:  № 243  (Georg Christoph Grooth; 21 января 1716 года -28 сентября 1749 года). 
3. „Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие <...> неизвестно портрет гетмана  наполно не конченной взятой из дворца  безрам" ( Головачевский 1773, № 320). (Головачевский 1773 - Опись неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского. - РГИА [Российский государст-венный исторический архив],фонд 789, опись 1,часть 1,1773, дело 570.
4. Определение портрета как работы Ивана Никитина впервые было сделано П. Н. Петровым   (Петров. Кат. 1870, № 75) и принято А. И. Сомовым   (Сомов 1872, № 2).
5. С. О. Андросов на научной конференции в ГЭ в 1984 г. высказал предпо-ложение о том, что „Портрет напольного гетмана" - автопортрет Ивана Никитина.
    Из вышеизложенного следует, что неизвестный портрет, написанный предположительно в 1724 г., имеет первичную дату регистрации  по Гротту - 1744 год.  № 243.  Данная справка может быть подвергнута сомнению, как подлог при переучете имущества. Сверх каталога 1773 года № 320 найдены картины и портреты следующие …. Неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца безрам».
 ( Головачевский 1773 - Опись неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского. – РГИА  [Российский государственный исторический архив], фонд 789, опись 1, часть 1,1773, дело 570).
   Таким образом, картина имеет различные инвентарные номера. Сверх каталога 1773 г. имеется рукописное дополнение,  в которое внесен неизвестный портрет, название которого заполнено неверно, что не соответствует надписи на картине. Так же была упомянута рукописная справка, на которую делались ссылки, и которая впоследствии обнаружена не была. Это указывает на то, что при внесении названия картины в каталог,  Кирилл  Головачевский  не имел ее в наличии. Есть предположение, что картина была  внесена в каталог  задним  числом, припиской, с целью, тайный смысл которой был известен только автору портрета.

     История написания картины
   Заканчивался 18 век. Санкт-Петербург готовился к празднованию столетия.
    Павел  I готовил  Общий гербовик дворянских родов Российской империи, который должен был утвердить и подписать на Рождество, 7 января 1801г.
    В Санкт- Петербург были   приглашены  именитые   представители   дворянских родов. «Напольный Гетман»,  знавший  Павла I с  раннего детства и являвшийся его доверенным лицом по ряду вопросов, приехал в Петербург и остановился у своего земляка, придворного художника В.Л. Боровиковского. 
    Владимир Лукич Боровиковский  родился  24  июля 1757 г. в   небольшом украинском городке Миргороде. Его   отец, Лука   Боровик,  принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя  традиции, четверо   его   сыновей служили   в Миргородском полку.  Владимир, в чине поручика,  вышел  в    отставку   и   посвятил  себя живописи. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством.  К 1790 г. он стал одним   из   самых   знаменитых    художников-портретистов.  В 1795 г. получил звание академика, а семь   лет спустя    стал советником   Академии художеств. Расцвет его искусства был не долгим, но прекрасным. Немногим,  более  десятка   лет,  на   рубеже XVIII - XIX вв.    Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам   и   оказывал  им помощь. Известно, что у него всегда жили ученики.   Кисти  одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а  А. Г. Венецианов,  будущий «отец   бытовой   живописи»,   написал   первую биографию своего учителя.  Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь  совсем   сделался   нелюдимым, даже  избегал писать письма. Добровольное отшельничество художника все больше прини-мало   болезненный   характер. Он  мучился  от  несправедливости,   которую наблюдал вокруг. Только   отцовские   гусли, под  тихий перебор  которых он пел  украинские  песни, иногда   оживляли  художника.  6 апреля 1825 г. В. Л. Боровиковский  внезапно   скончался   от   разрыва сердца.  Этих двух людей, земляков,  многое  связывало   в   прошлом. Во  времена   службы  «Гетмана» полковником  на  Полтавщине,   отец  и два   старших  брата Боровиковского  служили казаками.  Они были известными богомазами, расписывали иконы и  иконостасы в округе. Молодой Боровик, будучи парубком, помогал старшим в росписи картин. Его божий дар оценила Екатерина II во время путешествия в Крым в 1787 г. , после чего он отправился в Петербург и, впоследствии, стал придворным художником, академиком  Академии Художеств.
     Праздники Рождества и встречи Нового 1801 года прошли весело. Все  гости Санкт-Петербурга  ждали весны, что бы  отправиться  домой.
     В ночь на 12 марта, император Павел I «скоропостижно скончался», в чем ему помогли  участники  заговора.   В  права  вступил   Александр  Павлович (Первый), который создал «Негласный комитет» - неофициальный государственный                совещательный орган, работавший в начале правления Александра I. В него входили ближайшие приближенные царя, знакомые ему с юности: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь  А. Чарторыйский  и Н. Н. Новосильцев,  которые    начали    расправу   над   сторонниками   Павла I. Задачей  этого  комитета  была  «систематическая  работа над  реформою  безобразного здания государственной администрации».  Александром I была объявлена амнистия  для 12 тыс. политических заключенных,  пострадавших при Павле I.   Есть  все   основания   предполагать, что   в  период праздников   Боровиковский  предложил написать портрет гостившего земляка. Возможно,  портрет был начат, но исторические события изменили планы гостя, который уехал из Петербурга на Украину. Все приверженцы Павла I были  подвергну-ты опале, притеснениям и гонениям. Относительно Гетмана были предприня-ты чрезвычайные меры. Было сделано все, что бы о нем не  осталось  памяти.
    Душевное состояние «Напольного Гетмана» на портрете  отражает тот момент, когда произошли эти ужасные события. Очевидно, по этой причине, портрет остался у Боровиковского, который внес в него последующие изменения. Учитывая возникшие обстоятельства, картину с портретом нужно было уничтожить, или спрятать.
    Являясь советником Академии  Художеств, через своего ученика  А.Г. Венецианова, близко знакомого с известным смотрителем  фондов Академии Художеств Кириллом  Головачевским,  они могли сделать закладку свернуто-го ( Безрамного) портрета в старом деревянном здании Зимнего Дворца, с последующей его регистрацией по дополнительному списку.   
               
Заканчивая  расследование, следует  отметить, что неизвестным художником, после 1800 г., были реконструированы два родовых герба запорожских казац-ких родов, принимавших участие в исторических событиях Причерноморья и Украины в18 веке. Родовые гербы и Портрет, как кажется автору, выполнены Владимиром Лукичем  Боровиковским. Они принадлежали родам  атамана Сидора Билого  и  Напольного Гетмана, последнего гетмана Украины.
               

               


   Киев. 26 ноября 2016г.  К.С. Крыжановский  _______________