Концептуальная власть

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Концептуальная власть
 
  Концептуальная власть -- это власть, осуществляемая через поня-
тия, через мыслительные парадигмы. Любой индивид мыслит в основ-
ном заимствованными понятиями, пользуется в основном заимствован-
ными представлениями. Совокупность усвоенных индивидом понятий
задаёт набор его возможных решений и соответственно коридор его
возможных действий.
  Концептуальная власть принадлежит людям, которые влияют на
состав находящихся в обращении понятий, на расхожие мыслительные
парадигмы.
  Могут выделяться следующие уровни умственной деятельности:
    0-й -- использование готовых конкретных представлений;
    1-й -- выработка новых конкретных представлений на основе
           существующих обобщённых представлений;
    2-й -- развитие существующих обобщённых представлений;
    3-й -- создание новых обобщённых представлений в рамках
           существующих мыслительных парадигм;
    4-й -- создание новых мыслительных парадигм.

  Любой человек напрягает психику в основном на 0-м уровне (для
большинства действий иное не требуется), но некоторые иногда
забираются и повыше -- кто на что горазд.
  Концептуальная власть соответствует 4-му уровню умственной
деятельности, идеологическая -- 3-му и 2-му, административная --
1-му и 0-му.
  Концептуалист -- индивид, занимающийся концепциями. В Средние
века концептуалистом назывался сторонник концептуализма -- ветви
схоластической философии. Средневековые концептуалисты считали,
что "познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из
опыта". Как-то так. В наше время вроде как уже и можно добавить
этом слову новое, современное значение.
  Внедрение новых мыслительных парадигм и охрана уже внедрённых
парадигм -- не составляющие концептуальной власти, а действия
по её реализации. Акт концептуальной власти -- это выработка
чего-то концептуального и передача хоть кому-нибудь -- с шансом
на повсеместное распространение. Если концепция ещё не распро-
странилась, то её выработка есть НЕЗАКОНЧЕННОЕ властное дейст-
вие (начальный этап его), а если распространилась, то --
ЗАКОНЧЕННОЕ.
  На уровне плебса (широких масс населения) всё равно, какого
уровня новизны те идеи, которые ему впариваются. Плебс восприни-
мает концептуальную власть в основном опосредствованно. Понятие
концептуальной власти требуется, если разбираться в первоисточ-
никах того, что достаётся плебсу.
  В рамках одной мыслительной парадигмы могут существовать
несколько конкурирующих идеологий, то есть, концептуальная
власть -- выше идеологической.
  Концептуальная власть в обществе реализуется двояко:
    - непосредственно через концептуальное воздействие на людей;
    - через посредство людей, имеющих неконцептуальную власть
      и испытывающих концептуальное воздействие.

  Массовое концептуальное воздействие на людей осуществляется
через систему обучения, искусство (литературу, кино, живопись),
средства массовой информации, массовые мероприятия.
  Концептуальная власть реализуется неявно, медленно.
  Носители концептуальной власти -- это индивиды или группы лю-
дей, задающие обществу мыслительную парадигму посредством инфор-
мационного воздействия на него. Их воздействие на большинство
членов общества может быть опосредствовано другими индивидами,
которые, возможно, более популярны, информационно более плодови-
ты и выражаются более понятно, хотя, может быть, и упрощённо.
  Иначе говоря, носители концептуальной власти в некотором общес-
тве -- это авторы книг и статей с актуальной обобщённой темати-
кой, считающиеся в этом обществе особо умными и особо правильны-
ми и почитываемые местными интеллектуалами и наиболее развитыми
из начальников, а также учащейся молодёжью, настроенной на соци-
альный рост.
  Концептуальные революционеры -- это индивиды или группы людей,
от которых распространяются существенно новые взгляды на вещи.
  Всякий индивид, запустивший в обращение новое идеологическое
понятие, проявил некоторую концептуальную власть: оказал влияние
на умственную деятельность многих людей.
  Концептуальные изменения в обществе обычно совпадают с измене-
ниями политическими, но новые парадигмы появляются и начинают
распространяться ДО таких изменений и отчасти являются их причи-
ной.

                *  *  *

  Концептуальная власть может видеться и/или фигурировать как
ветвь власти в системе разделения властей (на исполнительную,
законодательную, судебную и т. п.) или как высшая форма власти,
имеющая под собой все остальные.
  Академия наук -- это вариант существования концептуальной
власти, мыслимой в качестве ветви, реализуемый в более-менее
просвещённые эпохи. Первые академии наук задумывались как
гнездилища сложной мысли, должные давать консультации правителям:
  - Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе
    (1660);
  - Французская Академия наук (1666);
  - Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (1724);
  - и др.

  Из неявной властной функции таких академий проистекала их отно-
сительная независимость от других ветвей власти.
  В качестве центров концептуальной власти нередко также выступа-
ли университеты. У них тоже были особые права -- так называемые
академические свободы. Университеты появились и развились на 400-
700 лет раньше академий. В XIII-XIV веках они уже были достаточно
влиятельными, чтобы можно было говорить об их концептуальной
власти.
  В более религиозные времена представителями концептуальной вет-
ви власти были "служители культа": шаманы, жрецы, священники.
  Концептуальная власть как высшая форма власти, если реализовы-
валась, то на основе религии.
  В Европе к тому, чтобы быть центром концептуальной власти, все-
гда стремился Ватикан. Концептуальная власть церкви подкреплялась
немалыми административными возможностями, проистекавшими из вла-
дения обширной земельной собственностью.
  В современном Иране -- "теократическом" государстве -- высшей
формой власти даже формально является концептуальная власть
религиозного деятеля -- "владыки-богослова", избираемого Советом
экспертов, являющих собой тоже богословов. Для надёжности
сохранения своей концептуальной власти "владыка-богослов" имеет и
значительные административные права.
  У иудеев с начала Рассеяния концептуальная власть принадлежит
раввинам. Раввин -- не священник, а индивид, получивший иудейское
религиозное образование и имеющий право возглавлять иудейскую
общину.
  Помимо академий и университетов, концептуальная власть в насто-
ящее время реализуется также исследовательскими учреждениями типа
Rand Corporation.
  С академической "струёй" концептуальной власти конкурирует
(точнее, подавляет её) "струя" масс-медийная и поп-культурная.
  По правде говоря, нерелигиозная концептуальная власть везде и
всегда отличалась недоразвитостью, неопределённостью и ненадёж-
ностью статуса и слишком большой зависимостью от исполнительной
власти.
  Из-за того, что концептуальная власть не вошла в своё время
(XVIII век) в классическую тройку ветвей власти, состоящую из
власти законодательной, исполнительной и судебной, не получила
явного формального статуса в качестве важной разновидности власт-
ной деятельности, не зафиксировалась в менталитете, мы теперь
имеем такие проблемы, как деинтеллектуализация, абсурдизация,
низкий концептуальный уровень государственной политики, повышение
угрозы глобальной катастрофы природопользования.

                *  *  *

  Сфера концептуальной власти страдает такими же болезнями, как и
сфера власти административной: на привлекательные места пролезают
люди, у которых основные способности -- в области технологий про-
лезания на привлекательные места и удержания там, а не в облас-
тях, в каких номинально должны быть. Потом эти люди начинают про-
таскивать на соседние места тех, кто им там удобнее, а не тех,
кого надо для дела.
  Чтобы установить правильную концептуальную власть, требуется
либо внутренняя "концептуальная революция", либо вмешательство со
стороны административной власти. Административная власть ментали-
тетно зависит от концептуальной власти и в целом не может быть
"передовее", чем та, но может поддержать новых концептуальных
лидеров-революционеров, если те найдут общий интерес с новыми
административными лидерами -- достаточно интеллектуальными, чтобы
понимать феномен концептуальной власти и её значимость.
  Чтобы подправленная концептуальная власть потом снова не порти-
лась, нужны механизмы поддержания её качества, способные обеспе-
чить надлежащую смену персоналий. Выработка таких механизмов --
это задача средней сложности в области социального проектирова-
ния. Она много проще, чем, к примеру, задача посылки космического
корабля на земную орбиту, и много важнее.
  Выстраиванию надлежащей концептуальной власти противится власть
административная -- по той причине, что правильная концептуальная
власть займётся критикой административной власти. Чем хуже качес-
тво административной власти, тем больше она препятствует развитию
концептуальной власти. Уровень такого препятствования даже может
быть индикатором качества административной власти.
  Война за независимость Североамериканских Соединённых Штатов
была одновременно и революцией, задавшей новую эффективную модель
власти: с разделением на три сильные ветви и жёстким механизмом
их поддержания-обновления. По-видимому, нужна ещё одна революция
(возможно, мирная), которая обеспечит переход к новой модели
управления -- включающей концептуальную власть в систему властей
и определяющей механизм поддержания и обновления концептуальной
власти.
  Возможно, это будет, наконец, долгожданная власть действитель-
ных умников -- и следующая ступень развития общества.

                *  *  *

  О концептуальной власти в СССР. Номинально в СССР было верхо-
венство идеологии и идеологов, формулировавшееся как "КПСС --
руководящая и направляющая сила общества", и номинально идеология
коммунизма развивалась ("марксизм -- не догма..."). Фактически же
аппарат КПСС занимался "подбором и расстановкой кадров" и высле-
живанием крамолы, реально или потенциально угрожавшей сложившему-
ся социальному порядку и соответственно привилегированному поло-
жению этого аппарата, а верхушка аппарата вдобавок указывала "ос-
новные направления развития", формировавшиеся таинственным слож-
ным путём. Партийные руководители типа Хрущёва и Брежнева по
складу мозгов и основному занятию были чистой воды администрато-
рами без малейшей претензии на концептуализм.
  С концепциями возились вне собственно партийного аппарата --
деятели типа Джермена Гвишиани (1928-2003) в учреждениях типа
Всесоюзного НИИ системного анализа ГКНТ и АН СССР. Их возня была
частью адаптацией западных подходов, частью имитацией, частью
путальщицкой заумной отсебятиной и всегда -- удержанием под собой
привилегированного "святого места". К выработке "основных
направлений развития" они отношение имели, но о сколько-нибудь
значительном концептуальном влиянии говорить трудно. Официальная
идеология по-крупному не развивалась, а страна погружалась в
проблемы.
  Фактической личной идеологией хорошо устроившихся квазикомму-
нистических "концептуалистов", если судить по их поведению в
период ломания СССР и в последующее время, был "властизм", то
есть простое животное стремление иметь во что бы то ни стало
социальный статус повыше и накапливать/потреблять всего побольше
-- и отношение к разным прочим политическим "измам" как к всего
лишь сменным инструментам, используемым для реализации указанного
главного стремления.
  Что же касается конкретных стратегических установок, к которым
эти советские "концептуалисты" тяготели, то они состояли в отказе
от "завоеваний социализма" под предлогом "конвергенции двух
систем" -- на том простом основании, что раз места в "элите"
"концептуалистами" и их роднёй уже заняты и отказ от "завоеваний"
означает для "элиты" только повышение "элитности", то нет смысла
за эти "завоевания" держаться.
  Указанное поведение "концептуалистов" являло собой...
    - проявление интеллектуальной слабости;
    - следствие морально-волевой ущербности, обусловленной таким
      сложным и замалчиваемым феноменом, как вырождение;
    - невыполнение служебных обязанностей;
    - концептуальное подчинение интеллектуалам противостоящего
      лагеря;
    - неявную государственную измену.

  В СССР его как бы концептуальная власть сама находилась под
концептуальной властью западных идеологов.
  В конце 1980-х мечта СССР-овских "концептуалистов" о "конвер-
генции" стала реализовываться.

                *  *  *

  Можно говорить о формальной и неформальной концептуальной влас-
ти. Формальная реализуется теми, кому реализовывать её предписано
органом административной власти. Неформальная реализуется помимо
воли органа административной власти, а то и вопреки ей. Носители
неформальной концептуальной власти -- "неформальные лидеры".
  Концептуальное управление состоит, среди прочего, в выработке
и привитии некоторых мыслительных парадигм.
  О мыслительных парадигмах. Это наиболее общие представления,
которые определяют структуризацию мира и человека, то есть,
выделение феноменов в континууме происходящего. Мыслительные
парадигмы вместе с инстинктами также задают направления мыслей.
Парадигмы настолько всепронизывающи и привычны, что подавляющее
большинство людей их не замечает, как не замечает воздуха в
безветренную погоду.
  Можно различать парадигмы высокого уровня и парадигмы низкого
уровня -- характерные для интеллектов высокого уровня и низкого
уровня соответственно. Для понимания общества и управления им
существенны и те, и другие.
  Примером мыслительной парадигмы является выделение причин и
следствий. Согласно этой парадигме, всякое событие имеет причины
и порождает следствия. В простых ситуациях такой взгляд является
достаточным, в сложных -- нет. К примеру, обычно невозможно в
понятиях причина-следствие вполне практично объяснить причину
войны (то есть, объяснить её так, чтобы этим объяснением можно
было воспользоваться для предотвращения войны). Источник этой
сложности заключается в том, что, как правило, соприкасающиеся
феномены влияют один на другой взаимно -- и взаимно изменяют один
другой -- поэтому выявлять причинно-следственные связи в отноше-
нии их имеет смысл только на элементарном уровне.
  Другой пример мыслительной парадигмы определяется понятием
управления. Сообразно этой парадигме, есть управляющее и управ-
ляемое и, может быть, ещё "обратная связь". Если для технических
систем такая схема, как правило, вполне адекватна (потому что их
по ней и делают), то в отношении некоторых реальных систем (орга-
низм, общество) она оказывается более или менее приблизительной,
и из-за её приблизительности возможны большие потери.

                *  *  *

  Понятия эволюционируют. Из-за этого одними и теми же словами в
разные времена обозначаются несколько различные вещи, что вызы-
вает сложности в понимании и использовании старых текстов.

Из обсуждения:

  "В классическую тройку концептуальная власть не вошла (и не
могла войти) по причине того, что она не ветвь, а уровень. Со
всеми вытекающими отсюда."
  Это формализм. В области мысли тоже есть иерархия умов и работ.
Чуть добавить прав академии наук и чуть почистить её от неподхо-
дящих людишек (ладно, не "чуть", а основательно) -- вот вам и 4-я
ветвь власти.