История одной фотографии

Алена Журавская
                Посвящается моей бабушке
    Она сидела, сгорбившись, на табуретке у стола и  с грустью осматривала прощальным взглядом свою избу: нужно уезжать к дочери в город, совсем уже стала немогутная, тяжело жить одной. Старуха с замиранием сердца глядела на комнату, все было до боли родное: иконы в красном углу, печь,  кровати, кованые сундуки, фотографии… Любила она на самом видном месте, над столом, вывешивать открытки, которые получала к праздникам от родных, фотографии сыночка, дочки, внуков. А чтобы покрепче держались, она их на хлебный мякиш приклеивала – прочно получалось. Все фотографии памятны.  Но была среди них одна, особенно дорогая. На ней были Он и Она.

     Когда незнакомые люди ее рассматривали, то сразу припечатывали: сын и мать. Она на них уже и не обижалась. И только самые родные знали, что это Он и Она.  Старуха вспомнила, как появилась эта фотография.
 
    Это было начало 70-ых годов, и в деревни стали приезжать фотографы из города, своих-то мастеров  еще нет. Фотограф заходил в каждый дом и предлагал из старых, пожелтевших, потрепанных фотографий сделать красивые большие портреты. И каждая хозяйка мечтала о таком чуде, но вот только отдать незнакомому человеку единственную фотографию своего мужа или сына, погибшего на войне, решалась далеко не каждая.

    Она согласилась. Долго убеждала фотографа, что фотокарточка мужа  единственная. Очень дорогая сердцу. Ему здесь только 20 лет. Поженились они в 1938 году. Да, убегом вышла замуж.  В 1939-м родился сын. И в этом же году мужа призвали на действительную службу, попал на финскую войну, а уже в 1941 году защищал родную землю. Погиб в ноябре 1941 года…  Показала и похоронку, посетовала на нелегкую вдовью жизнь. А потом отдала и свою фотографию, где ей было 50 лет. Моложе не оказалось. С каким волнением ждала она этот портрет. Все боялась, а не обманет ли он. Ведь по своей наивности она ни адреса его не знала, ни фамилии, отчества. Сколько раз по ночам ругала себя за доверчивость и молила Господа сделать так, чтобы фотограф вернул, пусть не портрет, то хоть фотокарточку.

      И наступил этот долгожданный день. Фотограф привез портрет. Сразу же отдала немалые деньги (копила!) и  не могла налюбоваться. Тут же прилепила его на заветную стеночку. И долго-долго смотрела… Вот и сбылась ее мечта: пусть хоть не в жизни, а на фотографии они вместе. И в ее вдовьей судьбе был лучик счастья.