Скелет приписок

Эдуард Камоцкий
   
                «Приписки».
А в стране в то время вовсю цвела глобальная ложь на государственном уровне.
В газетах конца 70-тых годов непрерывным потоком изливаются восхваления наших успехов, при ОТДЕЛЬНЫХ недостатках, которые призывают искоренять, и в то же время посылают к нам лекторов, которые разъясняют, что разумно управлять экономикой мы не можем.
По стране разъезжают московские агитаторы и рассказывают нам – политинформаторам (а мы в своих коллективах), как плохо мы живем по сравнению с простыми французскими рабочими, имеющими коттедж с бассейном в палисаднике. Вероятно, это делалось с ведома Политбюро, которое, возможно, полагало, что простые трудящиеся ему помогут реформировать управление, «а массы сидят и улыбаются». Зачем они это нам говорят? Они хотят разбудить в нас инициативу? Но это уже бессмысленно. Или некоторые из них будоражат массы, чтобы им простили переворот сверху?

Лекторы говорят о вопиющем нашем отставании в технике, в производительности труда. Мы просим французов поделиться опытом строительства мартенов, а они говорят, что давно от мартенов отказались и к конверторам перешли.
Лектор из Москвы в феврале 1978 года просвещает нас, что у нас 1 200 000 ученых, а в США 530 000. Новых изделий у нас 4 000, а в США 30 000, т.е. условная производительность труда ученых у них в 20 раз выше, чем наших ученых.
В 57 году мы были на первом месте по непрерывной разливке стали, а США на втором; сейчас мы на 16 месте.
При примерно одинаковом производстве стали, мы продаем сталь, а они изделия из стали.
Наукоемкой продукции они производят в 9 раз больше. Килограмм ЭВМ стоит дороже, чем килограмм золота.

В хозяйственном руководстве процветает очковтирательство.
И это говорят нам политические пропагандисты из Москвы.
 Политическое руководство страны полагает, что, как и положено в нормальной экономике, из года в год должна расти производительность труда. Причем, в социалистическом хозяйстве производительность труда должна расти быстрей, чем у капиталистов. Хозяйственные руководители должны были это демонстрировать в своих отчетах – и демонстрировали (на бумаге). Соответственно этому бумажному росту производительности должны были расти нормы выработки – и они росли (на бумаге).
Никто не знает, каким был рост производительности труда фактически.

Мой сват, бывший в то время старшим мастером в цехе, рассказывает, что мастера производственных участков, начальники цехов, директора предприятий вынуждены были записывать в нарядах о выполнении рабочими такие объемы работ, чтобы рабочие получили достаточную для жизни оплату труда.
Недалеко от Самары, отдельно стоящий в поле на стрелке между старым руслом Курумки и Соком, холм «Царев курган», правильной конусной формы, при строительстве ГЭС разрабатывали для добычи камня. «Так вот, – просвещает нас самарский лектор, – по оплаченным за работу нарядам получается, что камня там добыли и вывезли столько, что вместо холма на его месте должна быть яма такого же объема, как сам холм». Я с детьми заходил на Царев курган. Из его центра вывезли примерно одну треть, или одну четверть от объема всего холма.

Увеличение бумажного объема выполненной работы по сравнению с фактически выполненным получило название «приписки».
Таков был уровень «приписок» на Царёвом кургане. Политическое руководство с приписками боролось, но в реальной жизни, по навязанным этим же политическим руководством правилам, отказаться от приписок было невозможно.
Это были бескорыстные приписки по необходимости, чтобы выписать рабочему зарплату необходимую для жизни. Начальство от этих приписок получало "похвалу" и небольшую премию. Это не то, что сейчас, когда подрядчик врет про выполненную работу на миллионы, и присваивает себе эти миллионы, отделываясь штрафом.   
   
А это я уже от себя. Приписки приписками, а больницы, школы, дворцы культуры, заводские корпуса и жилые дома строили. Парадоксальна эта плановая экономика. При такой организации труда мы имеем возможность вести интенсивное жилищное строительство бесплатного жилья, строить громадный больничный комплекс бесплатного лечения, громадную школу бесплатного обучения и очень много рядовых граждан стоит в очередь на покупку автомобиля и на строительство кооперативной квартиры. И очереди, очереди, очереди.
То есть спрос позволял безгранично увеличивать производство.
А мы, чтобы уменьшить давку в этих очередях, вначале восьмидесятых некоторые продукты питания и промышленные изделия уже стали продавать по талонам. По сути дела, в Союзе постепенно начала вводиться карточная система, хотя об этом даже разговора быть не могло. Такой разговор не мог быть допустим!!! Правительство из кожи вон лезло, пытаясь демонстрировать миру «победную поступь». В центральных гастрономах Москвы были и колбаса, и сыр, и мандарины, и в свободной продаже мясо. А во всех провинциальных городах, включая и областные центры, стали постепенно вводить талоны. Кого обманывали? Московский пролетариат и зарубежных туристов?

Уже много, много десятилетий сидит у меня в мозгах заноза: событиям в Чехословакии и свержению Альенде в Чили предшествовали колонны женщин, стучащих ложками по пустым кастрюлям. Ну, куда при социализме деваются продукты? Может быть, едят больше? Сознательный саботаж, или естественное снижение эффективности, или директивное ценообразование во исполнение утопической мечты?

А если бы поменьше строить атомных подводных лодок и танков, и освободившиеся трудовые ресурсы и металл направить на производство автомобилей? На производство сельскохозяйственных машин? Ведь рабочим за производство таких безделушек, как танки, или атомные подводные лодки зарплату дают, ну так отдай ее за производство трактора или корабля, производство которых хоть как-то, хоть в самой малой части возместит затраты на зарплату и материал.
Никто никогда уже не узнает, что на самом деле думали эти брежневы, андроповы, черненки и те 10 членов Политбюро, которые сидели при каждом из них. Ну не дураки же они, в самом деле, ну кому нужны эти стада танков, стаи самолетов и косяки подводных лодок?
Со Святым Никитой все ясно. Он действительно искренне верил и в победную поступь и в угрозу мировой буржуазии. Только что кончилась война, да и страна была на взлете. А эти?

В соревновании с капитализмом, работая на износ, мы выработали Революционный запал и, не успев догнать, начали опять отставать. Или в Политбюро не знали того, что нам говорили лекторы? Может быть, эти брежневы считали, что взлет еще продолжается? Тогда и умными не назовешь.
Это типичные рассуждения простолюдина.
Мир был двух полярный: СССР и США. Каждый полюс стремился расширить сферу своего влияния (зачем?), и если наши правители были дураками, то и американские руководители были не умней. Или одни отвечали на вызов других? Тогда кто на чей? Из-за этой глупости мир висел на электронном волоске – подаст электроника ложный сигнал о летящих ракетах, и в ответ полетят настоящие ракеты.
Лекторы нам объясняли, что мы должны быть сильными, чтобы помогать угнетенным народам избавиться от эксплуатации и обрести свободу и благополучие (ах вот оказывается зачем, т.е. ради мировой революции?), а американцы, мол, расширяют свое влияние только в том случае, если это позволит им получить конкретную экономическую выгоду.
Что ж, в этом случае, прагматичные американцы умнее наших «доброхотов».
  В этом, дорогие потомки, вы сами разберетесь. Только сами. Только не верьте штатным политикам, потому что штатные политики тоже делятся на два полюса, и каждый будет врать «в свою дуду», полагая, что только он и говорит правду.
И я вспоминаю нашего Никиту. Он, будучи в Индии, в Индонезии искренне считал, что своими выступлениями, и своей экономической помощью мы хоть немного помогаем трудящимся двигаться к счастью на путях строительства социализма.
Дорого нам обошлось это искреннее заблуждение.