Хобби. Страсть великих. Продолжение следует

Магда Кешишева
 - Ну, Натульчик, продолжим?
 - Конечно продолжим.
 - Только позволь мне достать свои шпаргалки. Сама понимаешь, сколько лет прошло. Нет, конечно, я многое помню, но верно говорят - плохой карандаш лучше хорошей памяти.
   Пока Гарри доставал  тетради, я организовала на журнальном столике натюрморт из фруктов, конфет и печёного.
 - О, как красиво! Ещё бы добавить кофе, лимон и коньяк, и цены бы тебе не было.
 - Добавлю, но сперва послушаю тебя.
 - Ладно. С чего, вернее, с кого начнём?
 - Оставляю выбор за тобой.
 - Тогда начнём с "солнца русской поэзии."
 - Я готова.

 - Когда карты появились в России, они сразу прочно укрепились в кругах знати, Народ, как правило, в карты не играл. Придя впервые в дом Пушкина, чтобы познакомиться с ним, Гоголь был удивлён словами слуги - "Поэт отдыхает." Поскольку дело было в два часа дня, Гоголь спросил: - "Что, наверно, всю ночь писал?" на что слуга ответил: - " Нет-с, всю ночь в карты играли-с."
   Пушкин был настолько азартным игроком, что как - то даже проиграл одну из глав "Евгения Онегина."
 - И удачливый игрок взял её?!
 - Естественно. Проигрывали, бывало целые состояния, имения, даже жён и любовниц. Но вернёмся к Пушкину. Проигранную главу он отыграл, поставив на кон пистолет и выиграв. Он считал, что страсть к игре самая сильная страсть, и что жить
можно только: "со стихами, с картами, с Платоном и с бокалом."

 - Между прочим , годовой доход Александра Сергеевича составлял 700 рублей, но это не мешало ему , бывало, за ночь проиграть несколько тысяч.
 - И как он выходил из положения? Ведь карточный долг - долг чести.
 - Именно так. Пушкин мог играть в долг, который позже погашал. Но после смерти он оставил долг в 60 тысяч, половина которого составлял карточный долг. И знаешь, кто его погасил?
 - Друзья, наверное, или почитатели его таланта, не знаю.
 - Ты удивишься, но долг поэта погасил император из собственных средств.
 - Николай I?!
 - Да, моя хорошая.
 - Я всегда считала его не таким плохим императором в истории России. Смотри, за
 30 лет правления казнь пяти декабристов - единственная казнь. А теперь вспомни
 Петра и Екатерину Вторую, при которых казни исчислялись тысячами, a при Александре II  - сотнями.
 - Натульчик, ты увлеклась. Вернёмся к Пушкину.
 - Конечно, но я, как дорожник, хочу сказать, что именно при Николае впервые в России стали строить дороги с твёрдым покрытием.

 - Молодчина ты моя! Итак, страсть Пушкина к картам отразилась в его произведениях.
 - Ну, да: Герман в "Пиковой даме" на протяжении всего повествования играет в карты. Ещё, если память мне не изменяет, Владимир Дубровский напропалую играл, тратя деньги отца, который, как тогда говорили, исправно посылал ему.

 - Теперь я расскажу об "отце русской прозы" - Гоголе.
 - Он тоже был игроком?
 - Было время, когда он сильно увлекался игрой. Вспомни героев его произведений. Смотри, в "Мёртвых душах" все помещики, кроме скряги Плюшкина , играли в карты.
 - Да, да, вспоминаю. Ноздрёв ещё предложил Чичикову сыграть в карты на мёртвых душ. В какой - то повести... название не припоминаю... казак вёз грамоту царице и её украли, что - то такое...
 - Её украли черти. И казак играет в "дурня", то бишь, в "дурака", с ведьмой, чтобы вернуть грамоту. А повесть так и называется - "Пропавшая грамота."

 - А мой любимый Лермонтов?
 - Он тоже играл. Может быть, он не был болен картами, как другие , но играл, и об этом знали все его друзья и недруги. Во всяком случае, его герои не отказывали себе в удовольствии проводить время за игрой в карты. В "Маскараде" Арбенин играет, и даже спасает честь князя Звездича. В "Герое нашего времени", вернее, в
 "Фаталисте" Печорин играет в карты.
 - О Григории Александровиче ничего плохого!
 - Столько лет пролетело, а тебе всё ещё нравится Печорин?
 - Да, нравится. Сколько нам говорили в школе о его эгоизме, холодности, а мне он всегда нравился.
 - Знаю я, знаю...

 - Всё, о Печорине всё поняли. Возвращаюсь к другим великим. Вяземский Пётр Андреевич. Он прожил долгую жизнь, вёл светский образ жизни и был страстным картёжником, проигрывая в карты наследство.
 - Это, выходит, хуже наркомании, - вставила я.
 - Конечно! Пристрастившись к картам, человек не может остановиться, теряет власть над собой.
 - Я сейчас вспомнила рассказ Цвейга "Двадцать четыре часа из жизни женщины".
 - Вот, вот. Именно так случилось с великолепным Фетом. Даже находясь в очень стеснённом материальном положении, он продолжал играть. Говорят, что был случай, когда во время игры он выронил 10 - и рублёвую  купюру и наклонился, чтобы её поднять. Поднимать такую маленькую купюру считались нонсенсом, и Лев Николаевич зажёг 100 рублей, чтобы посветить Фету.
 - Вот это да - а...
 
 - О том, что Владимир Владимирович Маяковский тоже играл ты знаешь.
 - Он вообще был игрок. Насколько я знаю, он и в бильярд отлично игра. Известен случай, когда он играл с Риной Зелёной.
 - И проиграл.
 - Кстати, да, - засмеялась я.
 - Но поэт был, если позволительно о великом так сказать, неприятным партнёром. Маяковский - нервный, агрессивный - не терпел проигрыша. Он начинал кричать, скандалить, даже драться, обвиняя противников в жульничестве.

 - А сейчас, моя дорогая, устроим маленький перерыв: свари  хороший, крепкий кофе. А после этого я попробую удивить тебя ещё больше.

... - Удовлетворён? Кофе, коньяк, сигарета... Полный набор удовольствий. Теперь я унесу чашки и ты продолжишь.
 - Давай, для разнообразия, вспомним одного человека, к которому ты тоже неровно дышишь.
 - Неужели Станислав Белза?!
 - Нет, нет, но... тепло. Алябьев.
 - Написать "Соловей", "Вечерний звон" и играть в карты?!
 - Насмешила! Я скажу больше. То, что ты сейчас перечислила он написал ... в тюрьме.
 - Где?
 - Ты не ослышалась. В тюрьме. А попал он туда потому, что ударил подсвечником по голове партнёра по игре и убил его.
 - Какой ужас!
 - Но у Алябьева в камере был инструмент, и пока шло следствие - а оно продолжалось три года - он писал музыку.
 - И что было потом?
 - Потом виновность композитора была доказана, его лишили всех знаков отличия, чинов у даже дворянства. Николай I счёл его "человеком вредным для общества, подлежащим высылке в Сибирь."

 - Если я скажу, что не брезгал картами Тургенев, это покажется нереальным.
 - Тургенев? Самый интеллигентный русский писатель?! Я знаю, что он прекрасно играл в шахматы.
 - Ты не ошибаешься. Он действительно отлично играл в шахматы, но и в карты тоже любил поиграть.
 
 - Теперь о поэте, написавшем неповторимые стихи о русских женщинах,
 - Некрасов, конечно. Некоторые стихи его совершенно бесподобны.
 - Вот этот бесподобно пишущий великий поэт был очень страстным игроком, умным игроком. Он почти никогда не проигрывал. Игра в карты была семейной страстью Некрасовых. Играли все: дед поэта проиграл в карты почти всё состояние. Некрасов - поэт играл блестяще, по собственной системе. Деньги, которые он выигрывал, полностью обеспечивали его нужды. Он несколько раз спасал "Современник" - своё детище - от банкротства. Но Некрасов был и политик: иногда, играя с теми, от кого зависела работа журнала, или с известными критиками, поэт умышленно проигрывал.

 - И, наконец, наш великий Фёдор Михайлович Достоевский. Он искренне считал, что если бы русские писатели не играли в карты, не было бы русской литературы.
 - Интересно... Жаль только, что не каждый игрок становится писателем.
 - Ну, да. А что касается Достоевского, не уверен, что он сумел бы написать роман "Игрок", не имея личного опыта игрока. И именно крупно проиграв, он приступил к роману: ему нужны были деньги! А заработать он мог только пером. И "Идиот" тоже писался в моменты проигрыша.
 - Вот, пожалуй и всё.
 - Спасибо тебе, родной, очень познавательно.
 - Я хочу добавить одно очень важное обстоятельство. Все, о ком шла речь, играли честно.
 - Ну, они же были людьми воспитанными, благородного происхождения, образованными и известными.
 - Конечно. А позже я тебе расскажу о других людях, страстных картёжниках, но тех кого называют...
 - Шулерами что ли?
 - Ты моя догада! - засмеялся Гарри. О них.