Чтобы помнили...

Наталия Смирнова 3
 Героям Московского Народного ополчения 1941 года посвящается.

Москва посылала лучших людей,
На смертную битву встав,
От всех переулков и площадей,
От славных своих застав.
М.Матусовский

Москва и Московская область послали на защиту Родины не менее 600 тысяч добровольцев.  Уже в июле 1941 г. В Москве было создано 12 дивизий Народного ополчения, осенью, когда враг стоял на подступах к столице,- еще 4.

6.09.41 года Гитлер подписывает директиву о генеральном наступлении на Москву. Начинается операция «Тайфун», цель- захват Москвы к середине ноября.

Шел октябрь 1941 года. Тысячи Москвичей, мужчин, женщин, подростков с раннего утра до поздней ночи возводили оборонительные сооружения вокруг города.

В бой, как последний резерв, бросили Московское народное ополчение. Добровольцы закрывали собой, в прямом смысле слова – своими телами, прорванные немецкими танками бреши в боевых порядках  Западного и Резевного фронтов и стояли насмерть!

В школе в Чапаевском переулке формируется 3 коммунистическая дивизия. Тогда, в октябре 1941 года, вместе со своими студентами  пошел в ополчение профессор общей физики Московского Энергетического института П.П. Бобровский.
Петр Павлович хотел уйти на фронт с первым потоком ополченцев еще в июле… не взяли- стар… да и известен был профессор в узких (очень специфика была узкая) научных международных кругах… не взяли.

Но вот осень, враг под стенами родного города; жена профессора со своим КБ в Таганроге, сыновья- воюют; дочь- роет окопы… Что и как говорил старик в штабе формирования дивизии теперь уже не знает никто, но вместе со своими семнадцатилетними мальчишкам- студентами профессор в составе 3 дивизии Народного ополчения со 2-ой половины ноября закрывает подступы к Москве со стороны Волоколамского и Ленинградского шоссе (на уровне речного вокзала в Химках).

Около месяца старик профессор закрывал глаза своим погибшим студентам…, а в коротких перерывах между боями… читал им лекции. «Слушайте, запоминайте»,- он торопился отдать свои накопленные знания, спешил из последних сил…
И вот наступило то страшное, серое, промозглое ноябрьское утро, когда танки с крестами на броне вышли к Химкам.

Сколько шел бой- не знаю. Тяжело ранены ученики Петра Павловича- Володя Уткин и Валера Шилов… Профессор протер очки и взял связку противотанковых гранат.

 Спокойно, как много лет всходил на кафедру, он шагнул из траншеи. Под танк.
Так шагнул в бессмертие профессор общей физики Московского Энергетического Института Петр Павлович Бобровский, мой прадед. 15 января 1942 года ему бы исполнилось 60 лет.

Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому, кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
                Н. Добронравов.

Владимир Владимирович Уткин  после войны окончил Энергетический институт, в последствии работал там преподавателем, учил моего отца. После тяжелого ранения (ампутирована рука) на фронт уже не вернулся.

Валерий Алексеевич Шилов воевал до победы, награжден орденами и медалями. Окончил институт после войны, работал в энергетике.

К моему глубокому стыду и сожалению я не помню имен остальных студентов, при жизни прабабушки часто у нас бывающих.