Незаметное ограбление - 1995 год

Дробот Андрей
       В "застойное" время на территориях с районным коэффициентом 0,15 зарплата бюджетника с высшим образованием начиналась со 120 рублей в месяц. Самой низкой была зарплата у сторожей и дворников – около 70-ти рублей в месяц. Сторожами и дворниками работали в основном студенты для обеспечения себе нормальных условий жизни, прибавляя полученное жалование к 40 рублям стипендии. Да, раньше на сотню в месяц уже можно было жить. Этих денег вполне хватало на все тогда имевшиеся жизненные блага и даже на отъезд в отпуск. Спасала система беспроцентных кредитов, касс взаимопомощи и стабильность цен.
       На застойную зарплату шло в среднем 12 копеек с 1 рубля прибыли предприятия, в процентах столько же идет и сейчас, только о копейках давно забыли. Однако, существовавшие в то время общественные фонды потребления, составлявшие около 40 копеек с 1 рубля прибыли, незаметно увеличивали зарплату до 50 копеек с 1 рубля. Иностранцы «падали в обморок», силясь постичь секреты бесплатно выдаваемого жилья, мизерной квартплаты, дешевых детсадов, бесплатного обучения и особенно бесплатного медицинского обслуживания. Но их головы не воспринимали таких кренделей советской экономики, где основную зарплату люди получали, как дар от бога. А это был не бог, а просто общественные фонды потребления.
       Сейчас на Крайнем Севере с районным коэффициентом 0,7 зарплата у бюджетника редко превышает 1 млн. рублей (ну, если только собраны все «полярки», тогда превышает, а это еще плюс 0,8 к коэффициенту 0,7). Цены, но сравнению с застойным периодом, можно смело сказать, возросли уже в 10 тысяч раз. Это означает, что в переводе на застойные заработки «полный» полярник получает в месяц около ста рублей в месяц. Иными словами «полный» полярник получает меньше того активного студента на «земле» в советское время. И это еще не все.
       Общественные фонды потребления, где вы? А их и след простыл. Квартплата уже составляет 40 процентов от затрат предприятий ЖКХ, а скоро составит все 100 процентов. Бесплатное образование постепенно вытесняется платным, детские сады начинают больно бить по карману, бесплатное жилье уверенно уходит в прошлое и т.д.
       И наконец, изумлявшее запределыциков нашей родины бесплатное медицинское обслуживание приказало долго жить. Появились страховые полисы. Об общественных фондах потребления никто уже и не вспоминает, вроде, как их вообще не было.
Со стороны чиновников застойная «бесплатность» перечисленных выше благ преподносится даже с сытым упреком всем нам - вышедшим из социализма. А ведь в принципе никакой бесплатности не было в помине, и в то же время есть натуральное ограбление.
       Коль все стало платным, так отдайте человеку те деньги, которые шли раньше в общественные фонды потребления. Тогда бюджетник, получающий миллион, будет получать пять и сможет либо купить квартиру через какое-то время, либо поправить здоровье, либо…, но выгоднее забыть об этом. И совершенствовать далее способы ограбления.
       Остановимся на бесплатном медицинском обслуживании для тех, кто имеет страховой полис. Кроме обычных отчислений в бюджет, предприятия теперь платят дополнительно в фонд обязательного медицинского страхования 3.6 процента от фонда заработной платы (наши кровные). За что платим? За то, чтобы нас приписали к определенной территории, на которой мы имеем право получить бесплатное медицинское обслуживание. Спасибо. Мы и без страхования это право раньше имели. Зато теперь на иных территориях с нас можно будет сорвать дополнительные наличные деньги за медицинское обслуживание.
       Как сообщил Александр Херсонский, заведующий муравленковского филиала Ямало-Ненецкого окружного фонда обязательного медицинского страхования, по этому поводу за пределами округа будет оказываться только скорая и неотложная помощь, а остальное лечение будет осуществляться за счет личных средств. Иными словами, если есть опасность для жизни, то помощь должна быть оказана бесплатно, если от данного заболевания не умирают, то лечитесь за наличные. Закрепление людей за определенными территориями РФ является нарушением конституционных прав российских граждан. Наши налоги постоянно поступают как в окружной, так и в федеральный бюджеты, а затем обезличенно возвращаются, в частности, в поликлиники на всей территории РФ.
        Поэтому, с какой стати мы должны оплачивать медицинское обслуживание на временном выезде, например, в отпуске. Приписка к территории Ямало-Ненецкого округа тем более досадна от того, что сомнения в бесплатности даже неотложной помощи на других территориях Российской Федерации.
        На страховом медицинском полисе черным по синему написано: «Застрахованный гражданин имеет право на получение медицинских услуг в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого округа». На лицевой стороне написано: «Ямало-Ненецкий окружной фонд обязательного медицинского страхования». Нигде нет упоминания о принадлежности данного округа к российской Федерации. Остается только уповать на политическо-административную зрелость врачебного персонала по всей территории РФ. И не только на зрелость.
        Представьте, что вы обращаетесь в поликлинику, показываете свой Ямало-Ненецкий полис и разъясняете врачам, что вы с севера Тюменской области. Любой, даже не очень падкий на деньги человек, быстро вообразит, что у северянина наличных должно быть море. Могу вас уверить, что отношение к северянам за годы перестройки нс изменилось. Ну и кто вам будет оказывать бесплатную помощь без особо веских аргументов?
        Таким образом, данный страховой полис не может служить полной гарантией бесплатного медицинского обслуживания в других регионах России. Сам по себе. Ну если, конечно, вместе с полисом предъявлять административную карту РФ, руководящие государственные документы, подтверждающие принадлежность Ямало-Ненецкого округа к Российской Федерации, и гарантии от местного фонда страхования об оплате медицинской помощи, а тот, в свою очередь, должен состыковаться с окружным фондом, то вас будут обязаны вернуть к нормальной жизни бесплатно.   
        Желательно папку со страховыми документами иметь постоянно при себе, потому как, не дай Бог, вас прихватит на прогулке, а нужных бумаг при себе не окажется.
        Полис либо есть, либо его нет. Забыл - значит расхлебывай все вытекающие последствия за свой счет или материально, или психически. Какие ситуации могут ждать на "земле" с этим полисом, можно пока только предполагать. Мне кажется, не исключена следующая возможность. С вами ни улице произошел несчастный случай. Операцию сделают, если есть жизненное показание, а вот будет ли бесплатным послеоперационное обезболивание и обслуживание? Я сильно сомневаюсь. Что же: встать с койки и бежать до хаты за страховыми документами? А не потребуют ли деньги сразу на койке, пока не убежал? А если денег нет с собой?
        Тот, кто смотрит передачу «Спасение 911», знают, что в США это является проблемой. А мы бежим в ту же сторону, в наших-то условиях, где и более важные законы не выполняются.
        Время для выдачи страхового медицинского полиса было выбрано с чертовски завидной точностью - конец мая - начало июня. У школьников закончилась учеба и многие из них уехали на отдых без полисов, в такой же ситуации оказались и ранние отпускники. Им в кризисной ситуации даже рассчитывать не на что. Все расчеты пойдут из собственного кармана.
        Подобным образом можно было бы «раскрутить» любую из ранее «бесплатных» услуг. Бесплатных, повторюсь, условно, потому что все оплачивалось за счет налогов, переходивших в так называемые общественные фонды потребления. Сейчас, получая те же 12 процентов с прибыли, мы должны платить из своего кармана буквально за все повторно.
        Жилье, за которое заплачено налогами, вынуждены покупать; медицину,
шагнувшую в рынок на деньги налогоплательщиков, вынуждены оплачивать на других территориях и т.д.
        Что дает государству этот дополнительный приток средств? На мой взгляд, он дает жизнь многочисленным новорожденным структурам, живущим, и принципе, за наш счет. Новых крупных производящих предприятий за последние годы не возникло, а вот различных чиновничьих, силовых и посреднических структур высыпало предостаточно, но это тема для отдельного разговора.

Опубликовано в газете «Наш город» (г. Муравленко, ЯНАО) 15 июля 1995 г., № 28 (55)