На пароме

Юрий Баранов
начало:http://www.proza.ru/2016/11/20/360

На правый берег Иртыша наш автобус переправляли на пароме.   В  обслуге была лишь одна женщина. Она выбирала слабину    стального  троса, протянутого между  причалами,  и   тяжелый плот, подчиняясь ей,   медленно  пересекал мутные воды  реки. Впереди нас, на  пологом берегу уже хорошо были видны   темные   дворы таежной деревеньки.  Она была    окружена  сосновым  лесом.
  -Наконец- то, тайга!
  Я вышел из  салона, чтоб своими глазами   увидеть сибирские хвойники. 
     Возле паромщицы, приклонившись к деревянным перилам,   стоял    мужчина лет пятидесяти. Был он невысокого роста, с обыденным негромким голосом,  но история, которую он    рассказывал, поразила меня. Это был один из  фронтовиков,   которому, повезло выжить в   германской человекобойне. Видно, что  приятно ему было  стоять  и говорить  со своей    слушательницей. Удивительно! Он делился болью своих   воспоминаний, а на его лице  играла смущенная улыбка.
- Осенью сорок третьего   нас прямо с  поезда бросили  к  фронту . Выгрузились,    переждали бомбежку  и  пошли на запад.    
-Впереди   немцы.      Фронт прорван!- предупредили   разведчики.
 Солдаты всех батальонов    бросились  лихорадочно  окапываться. За нашими спинами  занимали огневые позиции полковая артиллерия и минометчики.  Саперы  минировали подходы к  позициям. Но даже единой траншеи не успели  выкопать, как    появились   танки. 
-Глубже окапывайтесь, бойцы! -кричал ротный,-  землица родная вам поможет, а кого  и  спасет.
-Копали,  торопились. Была у меня  винтовка,  патроны,  да еще три бутылки с зажигательной смесью. Танки  шли развернутой цепью, уверенные, что если не обратят нас в бегство, то уж сомнут и раздавят   обязательно. Некогда было смотреть по сторонам, потому что   один из них    шел прямо на меня. Я осторожно выглядывал, из окопа и  когда показалось, что  пора, бросил   первую бутылку.
- Нервничал,  потому  и   поспешил чуток. Недолет!  Бросил вторую.  Хотел   угодить машине прямо в лоб.  Да что же такое?    Опять мимо! Третью    бросить   не успел. Танк накрыл меня,  обдал вонью, ревом лязгом. Я опустился на самое дно окопа, свернулся калачиком, вжал голову в плечи.  Валилась на меня сырая тяжелая земля, давила.  Немцы   хотели заживо схоронить меня,  но   поторопились посчитать  мертвым. Оставили   и   рванули  вперед.   Они  - то думали, что все,  покончили со мной, а я хоть  и   был,  полузасыпан,  высунулся    и  успел  бросить третью. Попал танку  в самую   сурепицу. Загорелась   вражина. Да тут и помощь  подоспела. Наши штурмовики прилетели. Пожгли изрядно тогда этих танков.  После боя подошли ко мне солдаты  из  моего взвода. Кричат:
-Сашка, ты живой?
-Живой, помогите  вылезти!
 Взяли меня под мышки,  вытащили из окопа, а сапоги мои так и остались в земле.  Завалило. Пришлось    откапывать.
Я не выдержал искушения и подошел к рассказчику, спросил:
-Как ваша фамилия, герой?
-А зачем?
-Хочу запомнить ее и рассказать другим людям о вашем подвиге.
-Донской моя фамилия!
-Вы на каком фронте воевали?
-На западном!
-Моего отца ранили там же,  в сорок третьем.
 Потом я не раз еще увижу   этого человека в поселке, в который мы ехали, и  сумел сдержать свое обещание.  Однажды  районная газета опубликует   мой рассказ об этом сибиряке.

Фото из кинофильма: Родная кровь