Золотой блеск нефтяных акций - 1995 год

Дробот Андрей
При общем спаде производства, в том числе и в нефтедобывающей промышленности, Россия в январе этого года экспортировала в «дальнее зарубежье» нефти на 36% больше, чем за этот же период прошлого года. Это произошло на фоне общего увеличения экспорта на 2%. По прогнозу вице-премьера, министра внешних экономических связей РФ Олега Давыдова, Россия продолжит наращивать поставки нефти за рубеж. Так что перспектива превращения России в сырьевой придаток цивилизованного человечества приближается, благо, что ресурсов у нас много.
В этих условиях нефтедобывающая промышленность, поставляющая на рынок «черное золото», должна быть «на высоте» положения. И как логическое продолжение преуспевания нефтяников должна подниматься стоимость акций нефтедобывающих предприятий, хотя бы на уровне повышения цены основных фондов. Ну и, как само собой разумеющееся, нефтяные акции должны приносить хорошие дивиденды. Все это должно быть, да, как говорится, не обязано. Ожидавшегося подъема нефтяных акций большинства предприятий «золотой» отрасли не происходит. И даже наоборот.

      Акции одного из перспективнейших нефтедобывающих предприятий - АО «Ноябрьскнефтегаз» - после некоторых колебаний вновь достигли уровня августа - сентября прошлого года. Причем достигли условно, т.к. фондовые отделы, обозначая курс покупки в 11 тысяч рублей за акцию, сделок не проводят уже почти два месяца. Прием закрыт.
      «В течение года обществом не может быть куплено более 10% собственных акций», - так сказано в Уставе. А эти проценты были жизненно необходимы. Борьба благополучно завершилась на исходе прошлого года и Виктор Городилов, бывший директор госпредприятия «Ноябрьскнефтегаз», стал генеральным директором АО.
      И вот когда страсти поутихли, хотелось бы обернуться назад и вспомнить: как
проходило акционирование, в которое «Ноябрьскнефтегаз» вступило в числе последних среди предприятий этой отрасли и имело перед собой чужой опыт.
     Уставный капитал Общества для акционирования был поделен на две части:
     - 25% уставного капитала представляли привилегированные акции,
     - 75% - обыкновенные акции.
     38% уставного капитала в виде обыкновенных акций было закреплено в федеральной собственности за госпредприятием «Роснефть».
     Сразу необходимо отметить, что привилегированные акции отличаются от обыкновенных тем, что их владельцы не имеют права голоса на собрании акционеров в большинстве случаев, но обладают первоочередным правом на получение дивидендов.
      Привилегированные акции с точки зрения получения дохода явно надежнее, чем обыкновенные, что для отдельного акционера гораздо важнее права голоса.
      Право голоса представляет интерес лишь тогда, когда появляется возможность влиять на судьбу Общества. Но для этого необходим значительный пакет акций: не менее 5% обыкновенных акций только для того, чтобы предложить к рассмотрению какой-либо вопрос на заседании Совета Директоров.
      Тем не менее, в процессе последующей скупки акций, цена на обыкновенные акции была на порядок выше цены на привилегированные акции. Скупщиков не интересовали дивиденды, их привлекали голоса, только так можно объяснить значительную разницу в цене.
Акционирование «Ноябрьскнефтегаза», можно сказать, началось в апреле прошлого года. Именно во второй месяц весны закончилась закрытая подписка (распределение акций) для членов трудового коллектива.
Было распределено 15% уставного капитала в виде обыкновенных акций, и подавляющее большинство получило пакеты по 170 штук двухсотрублевок.
В зависимости от стажа работы были распределены привилегированные акции.
Все это было «получено» людьми в виде записи в реестре. Также в апреле началась закрытая подписка на акции среди коренного населения и работников трубопроводных организаций, за которой последовала открытая подписка. И так же в апреле перестали во время выплачивать заработную плату членам трудового коллектива «Ноябрьскнефтегаз».
Началось время длительных задержек зарплаты: поначалу до трех месяцев. И также в апреле начался сезон отпусков, а отпуск проводить на Севере - радости мало, а чтобы съездить куда-то - нужны деньги.
Летом прошлого года начали выстраиваться очереди для получения выписки из реестра акционеров. Ажиотаж был значительный. Люди сутками стояли, записывались кто за кем. Имела место неуверенность в том, что выписки будут продолжать выдавать. Многие сразу продавали свои пакеты акций, ведь жить на что-то надо.
Акционирование государственного предприятия «Ноябрьскнефтегаз» совпало с массовым сокращением. В общей сложности в структурах предприятия было сокращено около 10 тысяч человек, из них более 6 тысяч вахтовиков. Большинство из уволенных вынуждены были уехать на «землю» и продать свои акции. А если учесть, что акции по закрытой подписке были распространены среди 47 тысяч работавших в «ННГ», то получается, что около 20% из получивших этот подарок тут же с ним расстались.
До конца лета цена акций постоянно росла, и поэтому большинство старалось их придержать. Увеличение их стоимости шло до тех пор, пока не выяснилась расстановка сил среди крупных держателей акций. «Сюрпризом» оказалось то, что руководство «Ноябрьскнефтегаза» могло оказаться не у дел, т.к. не имело достаточного пакета обыкновенных акций, что бы противостоять внешним инвесторам. Основными из них являлись «Роснефть» и американо-швейцарский банк АО КС «Ферст Бостон». Из 17% уставного капитала общества, выставленного на открытый аукцион, последнее завладело почти 11% обыкновенных акций.
Во второй половине сентября акции перестали подниматься в цене, что было «на руку» их скупщинам. Остановка цены подхлестнула сомневающихся на продажу акций. АО «Ноябрьскнефтегаз» в это время резко увеличил активность скупки. За три последующих месяца было совершено наибольшее количество сделок. Проводилась как покупка акций за деньги, так и обмен их на товары, причем в последнем случае цена акций возрастала на 20%.
Изюминкой проходившей компании «Ноябрьснефтегаза» стал обмен акций на автомобили. Пошли на это в условиях, когда на зарплату катастрофически не хватало денег. Кроме того, был проведен сбор голосов от членов трудового коллектива (которые свои акции не продали) в пользу Виктора Городилова, с целью консолидации пакета акций.
«Челнока» скупали акции немного дороже, чем «Ноябрьскнефтегаз» и перепродавали в районе дислокации «Роснефти» - Москве.
Особенно много споров вызвал вопрос выплаты дивидендов по акциям. «Ноябрьскнефтегазом» при скупке акций и борьбе за власть делался акцепт на то, что «внешних» интересует только прибыль с акций и больше ничего. А деньги на дивиденды можно взять только с прибыли, урезая социальные программы, зарплату и перспективные проекты по расширению производства.
Мы, безусловно, за наше благополучие, но дивиденды - это вполне разумная плата любого порядочного предприятия за полученные инвестиции. Например, по привилегированным акциям общая сумма дивидендов устанавливается в 10% от чистой прибыли. Но в октябре прошлого года впервые общая сумма долгов АО «Ноябрьскнефтегаз» превысила задолженность нефтеперерабатывающих предприятий за отгруженную нефть, было похоже на то, что АО сработало с убытками.
В конце декабря прошлого года произошло событие, послужившее финалом борьбы за акции. Состоялось собрание акционеров, на котором был выбран Совет директоров АО «Ноябрьскнефтегаз» и его генеральный директор. Собрание проходило в Ноябрьске в условиях митингов и благополучно завершилось избранием генеральным директором
Виктора Городилова. Акции АО «Ноябрьскнефтегаз» сразу после новогодних праздников - 5 января - упали в цене: с 17 тысяч рублей до 11 тысяч. Снизилась активность скупки. Акции стали не нужны: необходимые голоса набраны.
По цене 11 тысяч акции принимались в фондовых отделах еще месяц-два. До того, пока московская цена не упала до 12-13 тысяч. А сейчас их скупают только третьи лица по 300 долларов за пакет из 170 двухсотрублевых акций. Это около 9-ти тысяч за акцию.
Возврат к ценам сентября прошлого года совершенно естественен. Потребность в голосах, которые дают обыкновенные акции, удовлетворена, а прибыли акции не приносят. И поэтому их цена, как любого предприятия, не приносящего дохода, падает и будет падать. Ведь любой нормальный человек, покупая акции, думает в первую очередь о личной выгоде, а не о том, какую пользу принесут его деньги эмитенту. А покупать акции на перспективу по силам только тем, кто стоит достаточно высоко, чтобы ее разглядеть, или иметь возможность ее определять.
На будущее можно предположить несколько вариантов перспективы. В случае бесприбыльности акций, ликвидация или реорганизация АО «Ноябрьскнефтегаз» были бы наилучшим исходом для крупных «внешних» держателей акций, т.к. они получили бы огромный сиюминутный куш в виде его основных фондов. Это мероприятие требует согласия владельцев трех четвертей обыкновенных акций. Может поэтому акции продолжают скупать.
Причем наиболее близко к обладанию необходимым пакетом находится «Роснефть» или государство.
И вот еще одна перспектива. Это ренационализация АО «Ноябрьскнефтегаз», т.к. 30-го марта председатель правительства РФ Виктор Черномырдин заявил, что ренационализации уже приватизированных предприятии в России не будет. А подобные заявления правительства могут быть прикрытием для истинных намерений, как это уже бывало. Кроме того он ответил, что если новые хозяева предприятий не справляются, надо искать других».
Следующий этап борьбы за акции АО «Ноябрьскнефтегаз» может состояться осенью этого года, т.к. согласно Уставу акции, скупленные АО могут состоять на балансе Общества не более одного года.

Опубликовано:
1. Газета «Деловой мир» (г. Москва) 18 апреля 1995 год
2. Газета «Наш город» (г. Муравленко, ЯНАО) 27 мая 1995 года № 21 (48)