Индийский слон

Забил Алекперов
                Индийский слон            

             Сбылась мечта моего детства — я готовился к поездке в Индию в составе съёмочной группы киностудии имени М. Горького, куда был взят в штат врачом. Снимался двухсерийный советско-индийский приключенческий фильм-сказка «Чёрный Принц Аджуба», в который с нашей стороны были приглашены замечательные грузинские актёры. С одним из них, молодым и талантливым Георгием Дарчиашвили, мы очень быстро нашли общий язык, впоследствии подружились и часто беседовали на разные темы после напряженного съёмочного дня.
            В аэропорту, перед самым вылетом в Индию, ко мне подошёл седой мужчина невысокого роста с пышными усами и смешным лицом. Сняв с лысой головы серую фетровую шляпу, он оригинально представился: «Доктор! Разрешите с Вами познакомиться?! Экспедиция трудная, в жаркой стране мало ли что может случиться?». И, подмигнув мне, выдал свою фирменную улыбку, от которой я обомлел. Господи, это же король эпизодических комических ролей, знаменитый на всю страну! Увидев моё смущение, актер протянул визитную карточку, но в ней уже не было необходимости. Я медленно взял ее, прочитал вслух: «Лория Абессалом Мамантьевич, заслуженный строитель Грузинский ССР». И, от души рассмеявшись, сказал:         
           - Абессалом Мамантьевич, кто же не знает заслуженного артиста Грузии?
           На что он ответил:
           - Между прочим, моя профессия — инженер-строитель. В кино попал случайно, благодаря своему искрометному юмору, чтобы смешить друзей с экрана. Так и веселю всех по сей день!
           — Не знаю, что Вы могли бы построить, но, если после незабываемых ролей у величайшего мастера комедийного жанра Георгия Данелия — аптекаря в фильме «Не горюй», хромого радиста из глухой грузинской деревни в «Мимино» и роли в «Тегеран-43», Вы больше ничего бы не сделали, всё равно уже вошли в историю кино навсегда! — сказал я.
           — Слушай, дорогой, это тянет на хороший тост! Как раз у меня кое-что имеется! — ответил он, хитро прищурившись. Услышав, что я непьющий, актёр расстроился, но, всё равно, крепко пожал руку. Так я познакомился с Великим артистом и добрейшим человеком!
           Индия — сказочная страна, полная ярких контрастов: здесь рядом царствуют нищета и богатство, невыносимый дурной запах в трущобах и аромат благоухающих тлеющих сандаловых палочек в кварталах состоятельных людей. Дворцы миллионеров соседствуют с палатками нищих семей, у которых множество голодных и голых детей. Они кормятся остатками еды с «барского стола», что никого не раздражает. Пищу им выносят сами слуги богатых господ, ворота охраняет вооруженная дубинками стража. Люди мирно соседствуют, терпимо относясь друг к другу. У бедных индусов нет чувства зависти к обеспеченным людям, они философски подходят к жизни — нашли пару бананов, съели и легли тут же, посреди дороги, спать. Машины объезжают их, даже не сигналя, чтобы не нарушить покоя отдыхающих. Всё вышеописанное не плод моей фантазии, а действительность, которую я видел своими глазами при неоднократном посещении этой изумительной страны, и каждый раз удивлялся снова и снова! Индия и Бомбей занимают особое место в моей душе. Я, как и многие, вырос под влиянием индийских фильмов, музыки, красочных костюмов, ярких танцев.
          Итак, Бомбей. Тёплый январь 1989 года. Под муссонными дождями промокаешь с головы до ног и через пару минут начинаешь высыхать под палящими лучами солнца. Нередко можно наблюдать такую картину: идёт человек по улице в облаках пара, поднимающегося от его одежды, словно в газовой оболочке.
          С индийской стороны Фильм снимал кинорежиссёр, легенда мирового экрана Шаши Капур, самый младший из трех знаменитых братьев Капуров (старший Радж, средний Шамми). Шаши принимал участие в 116 кинокартинах в качестве актёра, режиссёра, сценариста и продюсера.
          К работе в фильме были привлечены именитые актёры: Шамми Капур, Риши Капур (сын Раджа Капура), известного по роли влюбленного юного адвоката в мелодраме «Бобби» (1973), после которой он стал символом мужской красоты не только в Индии, но и в Советском Союзе. Неповторимая Димпл Кападия, Амриш Пури, Саид Джаффри, Боб Кристо (грек по национальности, родившийся в Австралии, и сыгравший злодеев более чем в двухстах индийских картинах), 17-летняя красавица Сонам и другие.
          Очередной эпизод фильма снимался в павильоне киностудии «Радж Капур фильмз». В нем построили красивую и таинственную пещеру с тусклым освещением и загадочными переходами. Здесь должна была произойти борьба между «злодеями» и главным «героем», которого играл суперпопулярный индийский актёр Амитабх Баччан. Павильон окружал красивый сад с разноцветными растениями и цветочными клумбами. Всё выглядело ухоженно и красиво. Садовники бегали с длинными шлангами, поливая цветы, заодно увлажняя воздух, от многолюдности везде царила суета и толчея. В более тихом местечке, рядом с павильоном, стоял автофургон с кондиционером для актёра Амитабха Баччана, который служил ему комнатой отдыха и гримёрной.
          В фильме снимался огромный индийский слон с нарисованным на лбу белой краской знаком, похожим на трезубец. Дрессировщик — темный, худощавый индус с длинной бамбуковой палкой в руках — до съемок держал его между клумбами в тени деревьев. Передние ноги слона всегда были закованы в толстые железные цепи, но вел он себя спокойно и дружелюбно.
          Я очень люблю животных. Слонов же просто обожаю за их восхитительную мощь. При этом они остаются покладистыми и послушными, выполняя все команды дрессировщика, несмотря на то, что им иногда затруднительно разворачиваться из-за своих крупных габаритов.
          К нашему слону я быстро привык, он ко мне тоже. Утром специально для него приносил дюжину бананов и угощал, он охотно ел с моих рук. Хозяин слона разрешал мне это неспроста. Индусы с большим уважением относятся к докторам, они для них божественные люди, так как большинству населения не по карману попасть на прием к врачу. Я же во время съёмок и после них, уже в гостинице, никому не отказывал в медицинской помощи. За отзывчивость и безотказность Шаши Капур меня очень уважал, между нами завязалась крепкая мужская дружба, которой многие завидовали. Он относился ко мне с чрезмерным доверием и прислушивался к моим врачебным советам. Если Шаши утром приходил на съёмки с головной болью, то сразу искал меня. Я давал ему обезболивающие таблетки, он сажал меня рядом в кресло, обнимал за плечо и командовал: «Мотор, начали!»
          Вот так начался и сегодняшний съёмочный день: кругом всё в движении, атмосфера накаляется, каскадёры сражаются на мечах, боевые кличи, шум, скрежет металла, падения актёров. Отснятые кадры не устраивают Капура. Дубль следует за дублем. Настоящее киноискусство — это коллективный труд многих людей! Иногда сразу не получается создать то, что задумано. Сегодня один из таких дней. После двух крупных планов Амитабх Баччан ушёл в свой фургон, остальные эпизоды в его костюме исполнял каскадер. Тем более актер получил поверхностную травму кисти. Я оказал ему помощь, обрабатал рану. В этот момент к нам подошел шутник и озорник Риши Капур, большой друг Амитабха, и серьёзным тоном спрашил у меня: «Доктор, он будет жить?». Я ответил: «Конечно, куда ему деться? Он же главный герой!». Риши мне подмигнул: «Будьте осторожнее с ним, доктор! У Баччана каждый орган застрахован отдельно на крупную сумму!» Все громко засмеялись, а наш «раненный» кинул первый, попавшийся под руку, предмет в Риши, который ловко увернулся. Кстати, он был единственным человеком, умеющим разрядить обстановку на съёмочной площадке. Своими неординарными и всегда уместными шутками, мимикой, жестами вызывал улыбку на лице сурового дяди, объявлявшего в такие минуты перерыв, чтобы люди отдохнули, успокоились и вновь сосредоточились на работе. Неудивительно, что Риши был любимцем съёмочной группы, а публика боготворила этого очаровательного парня.
          И снова на площадке напряжённая обстановка. От мощных осветительных приборов воздух внутри помещения быстро нагревается. Становится жарко, душно и влажно. Слабый ветерок от крупных вентиляторов, расставленных по углам павильона, и аромат от дымящихся сандаловых палочек, не спасают положения. Тяжёлые сценические костюмы актёров уже мокрые. По ним самим льётся ручьями пот. У меня рубашка прилипла к телу, но покинуть рабочее место не могу, в любой момент возможны травмы. Дубли повторяются за дублями, так как отснятый эпизод режиссёра не убеждает.
          Неожиданно ко мне подошёл Абессалом с бледным лицом и сказал тихим голосом: «Доктор, у меня слабость и головокружение. Может это давление?». Уточняю, ел ли что-нибудь на улице? Он отрицал. Я аккуратно вывел его из помещения на свежий воздух. Актёру тогда было 67 лет. Всё-таки возраст солидный, мало ли что может случиться? Хорошо, что ему пока не надо сниматься. По ходу я расстегнул ему рубашку, усадил на скамейку в саду, подальше от чужих глаз, измерил давление и увидел, что оно низкое. Дал лекарство, сладкий напиток и успокоил, что всё будет нормально. На что Абессалом мне сказал: «Доктор, я понял, почему ты не употребляешь спиртного!» Я ответил, что просто нет тяги к этому. Абессалом, прищуривая глаза, хитро улыбнулся: «Нет, доктор, ты просто никогда не пил настоящего кахетинского вина. Вот закончим съёмки, вернёмся на Родину, и я приглашу тебя в гости. Ты же поедешь навестить родителей в Гянджу? Оттуда до Грузии рукой падать, всего пару сотен километров. Позвонишь мне, я встречу тебя у Красного моста и отвезу к себе домой, где за щедро накрытым столом, мы выпьем домашнего грузинского вина и вспомним наши приключения в Индии». Я обещал ему, что так и поступим.
          Постепенно Абессалому стало лучше — щёки порозовели, слабость прошла. Пока мы сидели и беседовали, перед нами разыгралась такая картина: увидев своего кумира Баччана, приближавшегося к павильону, дрессировщик слона на короткое время оставил своего подопечного без присмотра и подбежал к актеру, чтобы разглядеть его с близкого расстояния. Этого было достаточно, чтобы слон начал «наводить порядок» на цветочных клумбах. Забавно было смотреть, с каким усердием он вырывает охапками растения, кладет их в рот и аппетитно жует. Его огромные черные глаза аж блестели от удовольствия! Вдруг, опомнившись, садовники подняли шум в адрес хозяина слона. Тот с криком набросился на животное и с размаха сильно ударил его палкой по хоботу. Меня это сильно возмутило, так как не могу терпеть, когда бьют животных! Я выскочил из укрытия, в два прыжка настиг дрессировщика, вырвал палку из его рук и поскольку сломать её не смог, вышвырнул в дальний угол сада. Закричал на него, чтобы больше не смел бить слона, а то я ударю его по носу, чтобы он сам почувствовал, будет больно или нет! Подумаешь, слон слегка пошалил. Ему тоже тяжело без движения стоять на цепи в такой жаре. Захотелось немного полакомиться цветочками. Какая трагедия в этом? Посадите другие цветы и всё! Индусы были ошарашены и, явно, не ожидали такой реакции от всегда вежливого и безотказного доктора. Через пару минут подошли ко мне с переводчиком и попросили не волноваться. К слону они больше претензий не имели.
          За это время состояние Абессалома полностью нормализовалось и, повторно измерив давление, я проводил актёра до павильона, сам остался снаружи у входа  наблюдать за действиями на съёмочной площадке. Вроде бы всё в порядке, рабочий процесс кипел. От нервного напряжения у меня разболелась голова, навалилась усталость. Вдруг я почувствовал, что сзади кто-то тянет меня за рубашку и дует в спину тёплым воздухом, будто из шланга. Я обернулся и увидел слона, который сделал два шага назад и загнул хобот дугой, медленно покачивая головой. Хозяин слона подошёл ко мне с извинениями и обещанием, что больше никогда не будет бить своего питомца. При этом пояснил, что слон хочет меня покатать на хоботе, как на качелях, в знак благодарности. Я был растроган до слёз! Глядя на это огромное и сильное создание природы с большими, умными глазами, подумал, что ему, наверное, хотелось бы оказаться на свободе, гулять со своими соплеменниками, есть любые растения по желанию. Но вместо этого, его заковали в цепи, держат весь день под палящим солнцем и заставляют делать то, что не хочется, при этом нередко бьют по чувствительным местам на теле. От грубости и бессердечия человека не дай Бог ему разгневаться! Ведь он разнесет все и всех на своем пути, никому мало не покажется! Но наш слон — такой терпеливый, дружелюбный — с высоты смотрит на нас всепрощающе и снисходительно. Откуда у него столько доброты и умения прощать обиды? Чего нет у нас, разумных людей. Я сел на шершавый хобот слона, обхватив его руками, а он начал медленно раскачивать меня из стороны в сторону. Все вокруг смеялись и радовались. Я же закрыл глаза и оторвал ноги от земли, как это делал на качелях в детстве. Мне стало необыкновенно легко и спокойно на душе, напряжение и усталость как рукой сняло…

                июль 2016 год, Москва
                Zabil