Свящ. Г. С. Петров. Полотно белится... 1904

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Священник Г.С. Петров

ПОЛОТНО БЕЛИТСЯ


Бедная крестьянская вдова белила полотно. В яркий солнечный день разостлала на лугу свои полотнища и, переходя от одного к другому, смачивала их.
Мимо шёл соседний помещик, весёлый и беззаботный, чтобы не сказать, легкомысленный молодой человек. Он постоянно подшучивал над религиозностью и над молитвенностью вдовы. Не упустил случая и теперь.
- Ну, что, соседка, вчера были опять в церкви за службой?
- Да, сударь.
- И длинную проповедь слушали?
- А как же!
- И хорошо говорил священник?
- По мне хорошо. Я долго плакала и вышла с хорошим чувством из храма.
- Вот как! Это интересно. Расскажите же и мне, о чём была проповедь. Может быть, и я поплачу, - весело засмеялся помещик.
Вдова оказалась в затруднении. Она не могла передать ни одной мысли. Голова её не удержала ни одного слова проповеди.
Весельчак громко хохотал.
- Вот, видите, дорогая соседка. Я к этому и клонил. Я всегда вам говорю, что вы напрасно только время тратите, слушая проповеди. Всё равно ведь в голове ничего не остаётся. Похоже на вашу поливку полотна водою. Одно полотнище намочили и, пока смачиваете другие, первое опять высохло.
- Так! Именно, так! - просветлела вдруг смущённая было бедная вдова. - Золотое слово вы сказали, милый барин. Именно, душа - что полотнище. Живая Божья вода её смочит, а она сейчас опять высыхает. Снова и снова её спрыскивай, десятки раз поливай. Только ведь всё это не по-пустому, баринок хороший. Поливка даром не пропадает. Я полотно водой полью, вода на солнце скоро высохнет, а полотнище от этого белее становится. Как же иначе выбелится полотно? То же и с моей душой. Слова-то проповеди, что я слышала, я своим дырявым темным умом удержать не могу. Они, как вода, испаряются. Ну, а чувства, что проповедь во мне пробудила, то умиление, которое я пережила, слушая святые слова, это во мне осталось, как белизна остаётся в полотне. Вот, побелить душу я и хожу на проповедь.
Весельчак перестал смеяться. Лицо его сделалось серьёзным, и он, простившись, пошёл дальше, о чём-то глубоко задумавшись.



КОГДА ПРИДЁТЕ ДОМОЙ


Проповедник говорил о необходимости нашего подъёма душой к Богу.
- Ноги наши на земле, а сердце должно быть обращено к Богу. Посмотрите на растения в погребе, на какой-нибудь картофель: если он прорастает, даёт росток, то этот росток всегда тянется к свету, в ту сторону, где есть хоть маленькое оконце на Божий свет. Неужели же одна наша, душа будет глубже прятаться в «погреб» нашего тела?
После проповеди одна дама подошла к говорившему и взволнованным голосом благодарила:
- Вы затронули моё сердце, пробудили душу. Я чувствую, что я должна стать ближе к Богу. Меня всю неудержимо влечёт к небу.
- Дай Бог, дай Бог, - сказал проповедник. - Желаю, чтобы вы то же чувствовали не только здесь, в храме, когда я говорил, но и у себя, когда придёте домой и когда уже придётся и говорить, и даже действовать вам самим.



ВОДА И КОРАБЛЬ
(Из сборника «О любви»)


Один проповедник Евангелия среди китайцев говорил им, что душа человека дороже и выше всего в мире:
- Душа человека может служить только Богу, а над миром, над его сокровищами она должна работать, чтобы и это всё служило Богу и Божьему делу. Человек может всем пользоваться, но никогда не должен делаться рабом того, чем он пользуется. Если человек душу свою продаст миру, он тем портить её, губит, унижает.
Чтобы свою мысль сделать яснее, проповедник привёл такое сравнение:
- Мир, жизнь человеческая, это - как большое море, широкая водная равнина, а душа человека - корабль, которому приходится плыть по этой воде. И смотрите, что тут бывает. Корабль всегда держится поверх воды. Он пользуется ею, движется по ней, но никогда не дозволяет воде накрыть себя. Корабль внимательно следит за каждой своей доской, нет ли где трещины, чтобы вода не просочилась внутрь. А если и случится беда, вода заберётся в корабль, - её скорее выкачивают. Иначе воды наберётся столько, что корабль отяжелеет, опустится на дно и погибнет. Подобного конца корабль боится больше всего. В случае такого несчастия, корабль, не задумываясь, выкидывает из себя всякий груз, лишь бы только облегчить свой вес.
- Плывите и вы поверх жизни и её трясины. Не давайте затянуть себя, засосать. Берегитесь всякой трещины внутри себя, - говорил проповедник. - Будьте в жизни хозяевами своей души, а не жалкими рабами, продавшими свою совесть, своё сердце и свою волю за ту или другую прихоть, за ту иди другую радость. Человек должен быть строителем жизни, а не рабом её.



(«Вестник Трезвости». 1904 г. № 120)
Об авторе:


ПЕТРОВ Григорий Спиридонович (1866-1925), священник, обществ. деятель, публицист (лит. псевд. Русский). Окончил С.-Петерб. Духовную семинарию (1886) и Духовную академию (1891). В 1895-1906 настоятель церкви Михайловской арт. академии, одноврем. в 1902-04 проф. богословия в Политехн. ин-те. С успехом проповедовал среди рабочих и пользовался популярностью у интеллигенции. Автор книг, брошюр и статей, в к-рых выступал поборником христианского социализма. В 1899-1917 сотрудничал в газ. "Рус. слово". В 1901-03 участвовал в Религиозно-философских собраниях. В 1905 примкнул к либерально-обновленч. оппозиции в Рус. правосл. церкви, издавал газ. "Правда Божия" (1906). В 1907 избран деп. 2-й Гос. думы по списку Конституц.-демокр. партии. В 1907 за критич. письмо митрополиту Антонию запрещен в служении и направлен на послушание в Череменецкий мон. В 1908 лишен сана, из-за чего не мог жить в СПб. и ездил с лекциями по стране. Приветствовал Февр. рев-цию 1917, но осудил большевистский переворот. С 1920 в эмиграции, жил в Болгарии, Сербии. Умер в Париже, похоронен в Мюнхене.