Свет лампы воспаленной пылает над Москвой...

Наталия Смирнова 3
В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…
А где –то в лунном мире, который год подряд,
Одни, в пустой квартире их матери не спят…
Е.Винокуров
Когда мне приходится бывать в одном из московских переулков недалеко от Лубянской площади, я всегда останавливаюсь напротив этого дома….
Смотрю в освещенные окна на третьем этаже и мысленно уношусь на четыре десятилетия назад…
Вот я, пятилетняя девчонка, вприпрыжку вбегаю по лестнице с красивыми кованными перилами впереди отца, поднимающегося позади меня. Ах, как я люблю ходить сюда в гости! Здесь можно все-все-все, что захочется! Жаль только, что ходим мы сюда не так часто, как бы мне ( и как я только теперь понимаю, не только мне) хотелось бы.
Но вот лестница наконец-то закончилась, а у распахнутой двери квартиры нас уже ждут.
Таких пирогов, как печет баба Наташа не печет никто, ими пахнет уже на первом этаже! А какое варенье из крыжовника с грецким орехом варит баба Люда!
 А у бабы Тани в комнате такие красивые фарфоровые балерины! Можно построить из книжек замок расставить невесомые, почти прозрачные воздушные фигурки, представляя, что они съехались на бал.
А потом отправиться к бабе Ане и накинув тончайшие кружевные покрывала с подушек (таких красивых больше ни у кого нет!) самой представлять себя балериной.
И все бабушки радуются, смеются, наперебой угощают всякими вкусняшками… И отец не ворчит, а только улыбается как-то грустно…
Сколько всего интересного у бабуль в комнатах! Какие книжки на полках, я знаю, что сейчас мне нальют чаю в самую красивую чашку, положат самый поджаристый кусок пирога и я могу сидеть в любой комнате рассматривая все, что хочется и играя со всем, на что ляжет глаз…
Только спустя годы я поняла, что бабули отдали бы все… все что угодно только за то, что бы кто-нибудь слопал все их пироги и варенье в один присест! Что бы все фарфоровые балерины разлетелись в дребезги от метко пущенного мяча! Что бы в один прекрасный день ажурные покрывала были прожжены до дыр, вследствие научно-исследовательского эксперимента! Что бы был шум, гам, толчея в огромном коридоре; что бы слышался детский смех и крики и пусть даже изредка вспыхивают драки между мальчишками! Пусть! Пусть только будет, как когда-то, еще до войны…
Не будет… Тихо в старой московской квартире…
…  В комнатах на стенах висели фотографии… У бабы Наташи портреты мужчины и юноши. Баба Наташа- моя двоюродная бабушка( «Счастливая,- говорят ей остальные,- у тебя вон племянник да внученька»), и все свое детство все царевичи из сказок представлялись мне, как юноша с портрета…
У бабы Лиды со стены смотрит худенький парнишка в очках, застенчиво улыбается из рамы.
А у бабы Ани… У бабы Ани с фотографий смотрят на нас четверо… Трое красивых молодых ребят и девушка… Такими, как та девушка могут быть только принцессы… Я любила сидеть на старом кожаном диване и представлять хрустальный замок, в котором непременно должна жить такая красавица…
У бабы Тани с портрета смотрит молодой моряк, ее муж. На их свадьбе плясала и веселилась вся большая, дружная квартира! Это было в субботу, 21 июня 1941 года… А дальше была война. Через месяц молодой моряк ушел, что бы уже никогда не вернуться…
Давно уже расселили большую квартиру в Малом Черкасском переулке. Тихо ушли худенькие, хрупкие на вид старушки, оставив мне на память сокровища, которым нет цены: хрупкую фарфоровую балерину, тончайшую кружевную накидку и  маленькую коробочку, где на выцветшем голубом бархате лежит тоненький золотой ободок… «Это тебе от бабы Лиды»,- протянула мне коробочку единственная дожившая до моего совершеннолетия бабуля- баба Таня.
 А меня все несут ноги к этому дому, все уносят в прошлое воспоминания о тех, кто ждал… Ждал десятилетия… и не дождался.