Инструкция по приручению чертей

Комаров Николай Семенович
Жили мы на краю деревни, даже не на краю, а чуть в отдалении. Мимо нашего дома дорога вела в соседнюю деревню, где был магазин и, следовательно, если кто шел в магазин, обязательно у нас под окнами. Шли в основном пенсионерки, время работы магазина совпадало с рабочим временим. Поэтому и шли бабушки пенсионерки, реже дедушки. Кто еще не на пенсии, те или детям наказывали, что купить, или сами в обеденный перерыв. Главный товар, это хлеб, его привози из райцентра и ограниченное количество, выдавали по списку, по количеству человек в семье, ходить за ним приходилось каждый день.

В то время магазин был не только торговой точкой, но и центром обмена информацией, пока ждали очередь пересказывали друг другу сплетни и новости.
В нашей семье в магазин ходила старшая сестра, а бабушка была старенькой и с новостями, те бабушки, которые уже все дела в магазине сделали, заходили к ней. Рассаживались в прихожей, ставился чайник на керосинку и начиналась неспешная беседа, которая порою длилась не один час. Чай заваривался по всем правилам, это тоже время отнимало, сахар щипчиками кололся, бывало варенье доставалось. выпивали не по одному стакану, и это все под разговор.

Мне, совсем еще маленькому мальчишке эти разговоры были интереснее кино. То есть, то, у кого лиса унесла курицу или чья корова телилась, мне было не очень интересно, а вот когда свежие новости заканчивались, бабушки начинали вспоминать, про свою молодость, а чаще, тогда еще про недавнюю войну. Я сидел на маленькой лавочке у лежанки и слушал, открыв рот, боясь что-либо пропустить, иногда один и тот же рассказ несколько раз. Не редко об одном и том же событии рассказывали разные люди и, от этого было еще интереснее, виделось прошлое с разных сторон.
Если у кого-то случалось несчастье, например, овца пропадет, корова теленка сбросит или сильный неурожай, дружно рассудив, выносили вердикт, что это сглаз и порча и предполагали, кто может быть виноват.

Если у кого-то наоборот, небывалый урожай, куры несутся больше чем у других, корова молока ведрами дает, здесь тоже начинали подозревать колдовство. Как это, у всех нормально, или совсем плохо, а у такой-то с избытком? Ясное дело, с чертями дружит, и они ей помогают. Вот в таких разговорах, я не мог не вмешаться, хоть и знал, что в разговоры взрослых влезать нельзя. Ну и как не влезть? Если достаточно подружиться с чертом и у тебя сразу же, само собой, все будет в порядке, и в хозяйстве, и в личной жизни. Главное, узнать, как с ним подружиться, наверное, не так это просто.

Оказалось, что не проблема. Мне объяснили, что достаточно в полночь прийти на кладбище, начертить круг и произнести заклинание, заклинанию научили, и черт у тебя в руках. Если все правильно сделать, в круг он войдет, а выйти самостоятельно не сможет и зато, что бы ты помог его выпустить, он будет служить тебе всю жизнь.
Всё просто, да не очень. Кладбище не далеко, по той же дороге, что и магазин, только чуть в сторону. Дойти, легко и даже место, где круг начертить можно знаю, это пустырь посреди кладбища, где когда-то церковь стояла. Только, вот как попасть в полночь на кладбище, кто же меня ночью отпустит? До десяти и домой.

Проблему лучше всего обсудить с лучшим другом. Был у меня такой товарищ, Санька, с которым мы с полу слова друг друга понимали и, самое главное, за всю жизнь ни разу не поссорились. К нему и пошел.

Рассказал все, что знал, кроме заклинания, это на всякий случай, решил оставить в секрете. В Сашкином доме тоже собирались бабушки и, оказалось, про чертей он знал столько же, как и я. Тоже, заклинание не говорил, но, раз уж, дело общее, под большим секретом, все-таки друг другу сказали. Все совпало, слово в слово. Мы осознали, что владеем информацией в полной мере. А как же? Ведь не случайно же мы знаем одно и тоже независимо друг от друга. Решено, приручаем чертей.

Легко сказать, а как сделать? Проблемы две. Первая, как в полночь попасть на кладбище, ее, подумав мы решили. У Сашкиной тетки скоро день рождение, гулять будут далеко за полночь, моих тоже пригласят родителей, отец гармонист, а без гармониста, что за праздник. Вторая проблема, еще сложнее первой. Как узнать, когда придем на кладбище, что уже полночь и пора. У нас самих часов не было, были у родителей, но, даже пробовать спрашивать бесполезно, не дадут. Были в доме часы, но ходики не потащишь, будильник можно конечно взять незаметно, но тоже, бабушка увидит, тогда из дома точно не выйдешь.

Долго думали и, нашли решение. Решили днем пройти с будильником весь маршрут, чтобы знать, за сколько дойдем. Сколько времени будем идти, за столько и выйдем в нужную ночь.
Днем будильник не к чему, время бабушка смотрит по ходикам. Мы с Сашкой вышли, дождались, когда стрелка станет ровно на цифру и пошли, держа будильник в руке. Немного отошли, навстречу бабушка Домна, с клеткой, в которой курица и с сумкой, в которой хлеб.
-Куда это Вы с будильником - задала она естественный вопрос.
-Проверяем, за сколько дойдем до конца поля - дружно соврали мы.
-Вот хорошо, что вы здесь играете - обрадовалась бабушка - а то мне нести неудобно, помогите, а потом играйте.
Помочь пожилому человеку, это всегда нормально, мы подхватили ее вещи и, чуть не бегом, доставили все в лучшем виде.

Вторая попытка выяснить, сколько потребуется времени дойти до кладбища тоже закончилась провалом. Мы уже почти дошли, но, уже за серединой пути нам навстречу трактор, не доезжая остановился и из него вылез дядя Шурик:
-Подождите - говорит и, отвернувшись к заднему колесу начал писать. Он писает, мы ждем молча, время идет. Писал он долго, мы даже заподозрили, не забыл ли он про нас. Оказывается, нет:
-Куда это вы с будильником - наконец то дождались мы вопроса.
-Замеряем, за сколько дойдем до края поля - уже привычно соврали мы.
-А - удовлетворенно произнес дядя Шурик и, забравшись за руль, поехал дальше. Наше мероприятие второй раз было сорвано.

Решили больше не рисковать, по дороге постоянно кто-то идет или едет. Прикинули, что по краю поля, параллельно дороге, расстояние до кладбища такое же, там и сделали спокойно хронометраж.

Ждать всегда трудно. Но, этот день пришел. Точнее вечер. Мы с Сашкой сидели у меня на крыльце и каждые пять минут забегали в дом, посмотреть время. На противоположном конце деревни слышна было гармонь и песни, там весело, а мы здесь, совсем заскучали изнывая от ожидания. И вот, минута настала.

На улице оказалось прохладнее, чем мы думали, но вернуться и одеться было невозможно, время было только на дорогу. До кладбища дошли на одном дыхании, нам показалось, быстрее, чем днем. Остановились, идти дальше было жутко. Огромные березы казались черными и наполненными злою силой. Каждый треск сухой ветки казался громом, и отдавал в живот, там начинало сжиматься. Один, давно вернулся бы, но, выглядеть трусом перед другом, ни за что. Уже и с жизнью попрощался, но шел вперед. Дружище не отставал.

Вот и нужное место, хватаю сухую палку, черчу круг, Сашка помогает, ногой откидывает траву и листья. Есть круг. Теперь, встаем посередине, киваем друг другу головой и, одновременно, про себя, читаем заклинание.

Тишина, аж в ушах звенит. Съёжились, ждем. Минута, вторая. Вроде что то, где-то шевельнулось. Сердце застучало, как бешенное, вот-вот выскочит из груди. Но, нет. Опять тишина. Никого.

Быстро шепотом совещаемся. Уверены, что должно получиться, наверное, заклинание нужно вслух произносить. Решили вместе по кивку. А страшно. Губы слиплись. Но, делать нечего, время уходит. Одновременно начали. Как бы не старались, потихоньку, а кажется, голос как гром, в ночной тишине.

Замолчали. Ждем. Минута. Вторая. Никого. Почему, не понятно. Страх уходит, наваливается усталость. Уже ничего не боясь, правда молча, уходим. Дорога кажется долгой, воздух холодный.

Только через пару дней мы собрались обсудить происшествие. Долго сопоставляли, что и почему. Решили, что подвело время. Вот если бы были часы!!! На том и порешили, чуть подрастем, заработаем много денег и купим часы, тогда уж, все черти наши. А пока, будем довольствоваться бабушкиными историями.