Казнь в Золотом яру. Часть 5. Окончание

Владимир Пузиков
На фото: Александра Бледнова, ее дом, место гибели партизан.
Фото В. И. Пузикова - автора.

5.

В 1946 году Федор Хмелев с орденами на груди и в звании старшина прибыл на родину, в село Благодарное. На третий день он был вызван в районный отдел милиции. Следователь проверил его документы и заявил:
- К воинским документам и наградам претензий нет! А вот за службу в полиции придется отвечать!

Через месяц его арестовали, доставили в город Ставрополь. Через два месяца судебная коллегия объявила приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Заключение отбывал в Архангельской области, выполнял разную тяжелую работу. Последние два года был, можно сказать, на легком труде, поваром на зоне. Домой прибыл в 1956 году.

В районном отделе милиции ему сказали:
- Гражданин Хмелев, рекомендуем сменить место жительства. Уезжайте из Благодарного.
Федор с родителями уехал в село Воронцово-Александровское Советского района.

***

Иван внимательно слушал земляка, а в конце его монолога задал вопрос:
- Ты расстреливал евреев в Золотом яру?

Федор помолчал, а потом ответил:
- Не хочу я на эту тему говорить! Скажу поговоркой: «С волками жить – по-волчьи выть!»

- И все же, ответь! Да или нет?
Федор не ответил.

- А что про Шуру знаешь?
- Про Шуру? – переспросил Федор. – По глупости девка погибла. Коробок попросил у Кувардина телегу с лошадью. А тот решил, что Коробок хочет Шуру увезти в партизанский отряд… Приревновал.

- Так с Шурой я дружил!
- Ну кто ты такой тогда был? Пацан шестнадцатилетний… На такую деваху серьезные мужики виды имели! Думаешь, просто так Коробок оказался в доме на улице Московской, напротив дома Бледновых? В общем, Кувардин сказал о партизанах Шаронину. Тот собрал группу полицаев, окружили двор Бедненко, завязали перестрелку с Коробком и Гриценко. Кто-то бросил гранату в подвал… Кто же знал, что там Шурка? После ранения ее недели две держали в больнице под охраной, выведывали партизанские секреты. А какие у нее могли быть тайны, секреты? Ничего не добились, не вызнали. Вывезли…

- Куда?
- Куда? Не знаю… Может, даже в Золотой яр…

- Ну и как ты со своей совестью дружишь? Спишь спокойно? – задал последний вопрос Иван.
Федор помолчал, а потом сказал:
- Всякое бывает! Жаль молодую еврейку, с большими красивыми глазами. За что расстреляли? Не могу себе дать ответ… Но свои грехи я, как бы, искупил. Десятку отсидел «от звонка до звонка», в боях с фашистами кровь пролил… Штрафников, проливших кровь на боле боя, за преступления прощают! А меня не простили… Закончим разговор. Светает… Мне рано на работу… Надо поспать!

***
Утром Иван на автомашине уехал в город Прикумск (ныне город Буденновск) за очередной партией рабочих. Больше с Хмелевым он не встречался…

Иван, участник Великой Отечественной войны, майор запаса, живет в Киеве. В 2016 году он отметил свой 90-летний Юбилей!

В 1985 году, в год 40-летия Великой Победы, участник Великой Отечественной войны Хмелев Федор награжден орденом Отечественной войны второй степени. Он прожил долгую жизнь, умер на 92-м году жизни.

25 ноября 2016 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков