В гости к Айвазовскому

Маслова Ганна
               
6.09.2014 =22=4
Впервые  посещение  Крыма  произошло  в  июне  2014  года. После  присоединения  полуострова  к  России  меня  заинтересовали  цены  на  недвижимость.  Перелистывая  информацию  в  интернете,  читаю  о  художнике  Айвазовском.  Он  коренной  житель  г.  Феодосии.  Знаменитый  художник  маринист   И.К. Айвазовский «позвал»  в  новое  для  меня  путешествие  на  полуостров  Крым.  Взяв  отгул,     я с трепетным  страхом  в  душе,  перед  неведомым,   не зная  дороги,  (язык  до  Киева  доведет)  но  веря  в  свою  интуицию,    окунулась  с  головой  в  приключение.  Путь  оказался  не  близким.  За  окном  автобуса  мелькали  поля,  провинциальные  кубанские  станицы.  Еще  не  доезжая  до  парома, открылась  грустная  картина.   Очередь  из  автомашин  протянулась  на  несколько  километров.  В  новый  регион многих  тянуло.  Любопытство, новизна,  ностальгия,  по  Крыму.  Каждый  испытывал  свои  чувства ведомые  только  ему. Пассажирские  автобусы  пропускали  вне очереди.  Паром  был  не  комфортабельный.  Пассажиры  стояли  на  палубе  под  открытым  небом.  Солнце  уже  клонилось  к  закату.
Ну,  вот  я  на  земле  Крыма.  Путь  в  никуда.  Только  по  зову.
Автобус  потряхивало.  Местами  дорога  сверкала  «заплатками». Редкие  поля,  небольшие  населенные  пункты,  пробегали  мимо.   Опусташенность  и  брошенность  вызывала  немой  вопрос.
В  Феодосию  автобус  прибыл  в  восьмом  часу  вечера.  Измученное  дорогой  тело  подошло  к  молодому  человеку.   На  груди    висела  табличка,  «сдается  жилье».  Не  успел  мой  язык  воспроизвести  вопрос,  как  из  темноты  вынырнул  другой  молодой  человек.
-Вам  жилье?  Через  пять  минут  мы  подъезжали  к  воротам  с  надписью  «сдается  жилье».  Вышла  хозяйка  и  пригласила  пройти  во  двор.  Двор  мне  понравился,  почему-то  напоминал  Советский  дворик  на  Кавказе.  Впоследствии  узнаю,  что  хозяева  армяне.  Соня  предложила  номер,  который  пришелся  по  душе.  Попросила  у  хозяйки  чай.   Уж  больно  хотелось  выпить  горячего  после   утомительной  дороги.
Проснувшись  рано  утром, первым  делом  помчалась  к  морю. После  купания  решила  погулять  по  городу.  На  привокзальной площади  подхожу  к  первой  машине,  таксист  соглашается  прокатить  по  городу.  Мы   разговорились   и  он,  предлагает  показать  Генуэзскую  крепость.
Полуразрушенная  крепость  извивалась  по  берегу  моря. Дотронувшись  рукой  до  каменной  стены,  понимаю,  что  строили  ее  добровольно  и  для  победы.  В  строителях  отсутствовало  насилие,  жестокость.  Во  имя  добра,  во  имя  жизни,  во  имя  будущего  воздвигали  стены.  Защищая  свое  поколение.
Следующим  посещением  стала  могила  И.К. Айвазовского.  Рядом  старинная  армянская  церковь Святого  Сергия (Сурб-Саркис).  Встреча  с  маленькой  Родиной  всколыхнули  во  мне  историю  армянского  народа.  Добрый и  мягкий  нрав,  гостеприимство  моих  далеких  предков  я  ощущала  каждой  клеточкой  своего  тела.
                Армения!  В  окошках  ранний  вечер,
                И  на  чинары  оседает  дым,
                Как  братья,  горы  вышли  мне  на  встречу,
                Окутаны   закатом  золотым….

                (Сильва  Капутикян)
Купив  билет  в  картинную  галерею  И.  К. Айвазовского,  я  шагнула  в  иной  мир.  Мир  творца,  который  выражал  Божественное , через  свои  картины. Увидев  его  портрет,  подошла  ближе. Несколько  секунд прошли  в  немом  молчании.  Мы  смотрели  друг  другу  в  глаза.  Портрет  ожил  и  Айвазовский  улыбнулся.  Его  напутствие  я  не  просто  слушала,  а  слышала.  Он  приветствовал  меня  и  выразил  свои  пожелания.  Так  вот  зачем  он  звал  меня!!!  Когда  портрет  принял  свой  обычный  облик,  я  его  поблагодарила  и  пошла,  созерцать  творение  мастера.  Еще  в  Ереване  в  картинной  галерее  живые  волны  моря  притягивали.  Рука  художника  писала  волшебство  вечной  любви.
Связь  времен,  связь  поколений   витает  в  частичках  воздуха . Ведь  им  дышал  мечтающий  художник,  слушая  рокот  моря.