Новые легенды Восточной Пруссии - Осколки

Земза Элезаров
 Эта история произошла в 2013 году, в городе Советск Калининградской области совсем рядом с Литвой. Если описывать город, то можно написать книгу и весьма увесистую, преисполненную событиями мировой истории. Не буду вдаваться в подробности о том, кто здесь жил до нашей Великой победы в 1945 году, отмечу, что город назывался Тильзит. Сохранилось не так много старинных построек, но к счастью мои родители купили квартиру на первом этаже немецкого дома 1911 года. Когда стали реставрировать фасад здания, под слоем старой штукатурки нашли вывеску, гордо гласящую, что в нашей квартире находился магазин стеклянных скульптур или поделок, переводчик не смог объяснить игру слов прусского диалекта. Находка эта меня порадовала и интерес к истории жизни домов города моего детства, начал плавно разгораться.
Один мой хороший друг занимается демонтажем зданий, находящихся в аварийном состоянии. Так вот, сидели мы с ним на берегу реки Неман возле пограничного перехода, он как всегда ловил рыбу и пил пиво.Смотрели на другой берег,а там Литва. Мы вспоминали, что родители нам рассказывали,как хорошо было в Советском Союзе, когда не было границ и можно было ездить почти по всей Евразии за копейки, а народ добрее был. Не знаю, правда ли это или просто они были молоды, как мы сейчас,но когда мама рассказывает про то время, в её глазах появляется уютный огонёк, и я вижу, что воспоминания её приятно согревают. В итоге от увлечения напитками мы с приятелем перешли к разговору о том, кто чем занимается на работе, и что интересного случилось за последние время.
Мне рассказывать особо нечего было, кроме вывески про стеклянный магазин, так как я не работал тогда, а он мне рассказал, что пару лет назад при демонтаже за немецкой печкой нашли стопку книг и картин. На одном из городских пейзажей были изображены стеклянные скульптуры под дождём. Но бригада не придала значения находке, и полотна пустили на ветошь, а книги разобрали по домам и неизвестно, что с ними теперь. Наверное отправили в буржуйки на растопку, перед этим нещадно разорвав, народ не часто ценит историю, тем более не свою, не понимая, что теперь эта история стала общей.
Однако, чем меньше было знаний, тем больше разгорался во мне интерес. Время шло,я проводил вечера в поисках информации о производстве скульптур из стекла в восточной Пруссии, ходил в музей, встречался с учителями истории из разных школ, общался с коллекционерами и "черными" копателями. Узнал много нового, особенно было интересно послушать про штурм Тильзита и Кёнигсберга, но об этом в другой раз. Стеклянные скульптуры полностью завладели моим разумом, днём и ночью мысли о настоящем и прошлом смешивались в моей голове.
Нужно было успокоиться, почитав книгу, наверное, это помогло бы отвлечься. Казалось, всё просто, но нет. Стоило взять книгу в руки, как меня осенило! Книги! Может остались у бригады моего друга хоть капли любопытства?! Сделав несколько телефонных звонков, я сидел в летнем кафе на озере со стопкой потертых и раздутых от влаги книг на столе. К моему удивлению,некоторые были частично переведены на наш могучий и великий русский язык, что значительно уменьшило вес якоря державшего меня на месте. Понадобились ещё три месяца работы с переводчиками и лингвистами, чтобы всё стало почти понятно.
 За два года в меру кропотливой работы я выяснил: в магазин эти скульптуры привозил старый и очень добрый прусский мастер по имени Дорге. Жена у него была, красавица неописуемая, только не хотела от него детей, вечно ворчала на него за то, что он работает со стеклом.
- Что ты вечно возишься со своими скульптурами?! Найди работу денежную! Иди в армию,там стабильно и платят!
Примерно так они проводили вечера. Дорге все слушал и терпел. Пришел момент и он решился. Отправился на фронт первой мировой. Ради любимой, ведь она красавица, любит его, значит будет жить в большом доме, а подруги должны обязательно ей завидовать. Через месяц он вернулся домой, без кисти левой руки и перебитыми пальцами правой, обгоревшим лицом, потеряв желание жить, но надеясь, что только любимая жена может его спасти. Родной дом встретил его разочарованием и забвением, нет-нет, сам дом был в порядке, но вот его сердце, его душа - его мастерская и готовые работы, все было уничтожено. Изуродованный внешне,но все ещё с добрым сердцем, он полетел в дом, вдруг что-то случилось с его возлюбленной и оказался прав... С любимой на кухне в одних сандалиях и фартуке жарил яйца тот унтер-фельдфебель, что отправил Дорге разминировать никому не нужный барак на окраине польского леса. Глаза мастера залил гнев, но он ничего не мог сделать,даже задушить искалеченными руками.
- Убирайтесь! Это все, чего заслужили, двое предателей!
Когда эта парочка бездушных змей с сердцами покрытыми плесенью лжи и стяжательства покинула дом, Дорге остался один. Он пил шнапс и зарастал щетиной, пока среди ночи не услышал на кухне шорох. Даже месяц войны не прошёл бесследно, сделав сон очень чутким и беспокойным. Влетев на кухню с криками типа "хэндехох", мастер увидел маленького голодного и грязного мальчика. Откормил и вымыл, выяснилось, что мальчик этот был взят в плен в Польше и зовут его Лешек. Мальчишка рассказал о том, что бывшая жена Дорге, через два дня его отсутствия, позвала этого фельдфебеля, и они в пьяном угаре расстреливали скульптуры,ломали инструменты, и громко смеясь, кричали, что они больше не нужны. Лёшек рассказал, что немцы сожги все его село,самого взяли в плен, ему удалось сбежать на одном из праздников и он прятался в мастерской стеклянного мастера, где и полюбил это искусство. Дорге пообещал рассказать мальчику все секреты создания шедевров, если тот останется и будет помогать управляться с хозяйством по дому. Через год упорного труда, во дворе дома стояла первая достойная скульптура начинающего творца, скульптура сияла на солнце, переливаясь радужными бликами. Юный мастер прокомментировал свою работу так:
- Эта скульптура символизирует чистоту одинокой души, которую легко разрушить.
В первую же ночь она пропала, как и все остальные скульптуры, которые рождались после. Днём стояли, а после заката исчезали без следа. Дорге отправился в тот самый магазин, в котором теперь находится наша квартира, и спросил, не привозят ли им скульптуры из стекла? Ему ответили, что нет, а те что остались, тоже стали пропадать.
 Вернувшись домой, Дорге решил проследить, что же твориться по ночам. Накинув темные покрывала, Лешек и его наставник спрятались в кустах. Ночь была дождливой, но не очень холодной. Ближе к полуночи скульптура стоявшая возле натянутого гамака начала шевелиться, выпрямилась, посмотрела по сторонам и увидев осколки на земле, подняла глаза к небу. В этот момент дождь прекратился, и луна вышла из-за облаков.Скульптура начала собирать разбросанные стекла, набрав столько сколько может унести, она медленно перепорхнула через забор и пошла по ночной дороге в сторону Тильзита.
Прогуливаясь по городу, она свернула к озеру, высыпала осколки в воду и направилась к магазину-мастерской. Дверь магазина открылась и из него вышла прекрасная стеклянная леди, они взялись за руки и звонко поцеловались. Только по звону Дорге понял, что девушка из хрусталя, она чиста как и его стеклянные создания, а Лешик, с его яркой душой ребёнка, ещё и жизнь в них вложил. Многие подумали бы, что грубое стекло и утонченный хрусталь не могут быть вместе, но Дорге и Лешик стали очевидцами чуда, если так можно назвать прогулки влюблённых по городу. Играя отражением лунного света, они держались за руки. Подойдя к городскому озеру, куда не так давно были высыпаны осколки, скульптуры крепко обнялись,поцеловались и ступили в воду. Безмятежность водной глади была нарушена тающими кругами. Пара заходила всё глубже и растворилась в спокойствии и радости от осознания того, что они вместе. Они шли в свой мир, глядя друг другу в глаза и улыбаясь.
Вернувшись домой, мастер и мальчик решили во что бы то ни стало подарить этому миру, как можно больше чистых душ. Они работали днём и ночью без выходных, отпуская скульптуры гулять по Тильзиту и растворяться в озере искренней любви.
Говорят и по сей день в Советске можно встретить ночью стеклянные парочки, гуляющие под луной. Главное их не беспокоить, наслаждаясь в предрассветной тишине чистым перезвоном хрупких прикосновений...